Главная   »   Гражданское право казахской ССР.Часть II   »   10. Претензии и иски по перевозкам
 
 



 10. Претензии и иски по перевозкам

Ст. 76 Основ, ст. 375 ГК и транспортное законодательство предусматривают, что до предъявления к перевозчику иска ему предварительно должна быть заявлена претензия. Непредъявление претензии в установленном порядке и в установленный срок лишает предъявителя права на иск, а вместе с этим погашает само материально-правовое требование.
 
Автотранспортное законодательство устанавливает специальные условия предъявления претензий грузоотправителям и грузополучателям, разграничение между ними полномочий в данной области. Так, права на предъявление претензии к автотранспортным организациям распределяются: а) при утрате груза претензию вправе предъявить грузополучатель или грузоотправитель; б) при недостаче, порче или повреждении, а также при просрочке в доставке груза — грузополучатель. Несколько иное распределение прав на предъявление претензий предусмотрено в ст. 169 УЖД, 219, 221 УВВТ.
 
Ст. 170 УЖД, ст. 222 УВВТ, ч. 2 ст. 112 ВК указывают, что претензии предъявляются железной дороге, пароходству или воздушно-транспортному предприятию. Статья 163 УАТ устанавливает, что претензии, вытекающие из перевозки грузов, могут предъявляться только автотранспортной организации, выдавшей груз, а в случаях его полной утраты — к автотранспортной организации, принявшей груз к перевозке.

 

Транспортным законодательством предусмотрено представление при претензии определенных документов: коммерческого акта, накладной, акта установленной формы, документов, удостоверяющих качество и стоимость отправленного груза.
 
 Еели к претензии не приложены соответствующие документы, она возвращается заявителю, который в пределах установленного срока может предъявить ту же претензию повторно с приложением необходимых документов.
 
В соответствии со ст. 76 Основ и ст. 375 ГК претензии к перевозчику могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, а претензии об уплате штрафов — в течение 45 дней со дня совершения факта, служащего основанием для претензии. Перевозчик обязан рассмотреть претензию и уведомить заявителя о ее удовлетворении или отклонении в течение трех месяцев, а в отношении претензий по перевозке, осуществляемой перевозчиками разных видов транспорта по одному и тому же документу,— в течение 6 месяцев, претензии об уплате штрафа — в течение 45 дней (ст. 175 УЖД, ст. 225 УВВТ, ст. 168 УАТ, ст. 116 ВК). В указанные сроки включается время, необходимое для запроса и получения дополнительных материалов, а также на пересылку и получение заключения от другого транспортного предприятия.
 
Если претензия отклонена или установленный срок на ее рассмотрение прошел, заявитель вправе в течение двух месяцев (со времени отклонения претензии или со времени истечения срока для ответа) предъявить иск в арбитраже или в суде. Более конкретно порядок исчисления сроков предусмотрен в нормах транспортного законодательства (ст. 174 УЖД, ст. 224 УВВТ, ст. 167 УАТ).
 
Срок на предъявление претензии и для ответа на нее не может быть восстановлен судом или арбитражем независимо от уважительности причин пропуска.
 
Если к делу, связанному с перевозкой, наряду с транспортной организацией, в качестве ответчика привлечен грузоотправитель или грузополучатель, срок исковой давности в отношении последнего должен исчисляться в размерах и по правилам, указанным в ст. ст. 75, 76, 243 ГК.
 
Иски транспортных предприятий и организаций к грузоотправителям и грузополучателям могут быть предъявлены в течение шестимесячного срока исковой давности в соответствии с установленной подведомственностью и подсудностью. Порядок исчисления этого срока указан в транспортных уставах и кодексах. Претензии перевозчиков к клиентуре предъявляются в соответствии с Положением о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам, утвержденным постановлением Совета Министров СССР 17 октября 1973 года.