Главная   »   Гражданское право казахской ССР.Часть II   »   4. Субъекты авторского права
 
 



 4. Субъекты авторского права

Субъектом авторского права может быть признан только создатель произведения. Возникновение субъективного авторского права закон не ставит в зависимость от достижения определенного возраста. Известны многочисленные примеры, когда творческие произведения создавались детьми.

 

За советскими гражданами авторское право признается независимо от того, где выпущено в свет или находится в объективной форме произведение — в нашей стране или за рубежом. Иностранец считается субъектом советского авторского права, если его произведение впервые выпущено в свет на территории СССР либо не выпущено, но находится на территории СССР в какой-либо объективной форме. Граждане иностранного государства, чьи произведения вышли в свет или находятся в объективной форме за границей, признаются субъектом авторского права в СССР только при наличии специального соглашения Союза ССР с соответствующим государством и лишь в пределах, установленных данным соглашением.
 
В 1973 году наша страна присоединилась к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве, в соответствии с условиями которой правовая охрана будет предоставляться всем гражданам стран, участниц конвенции, независимо от места выпуска их произведений в свет, а другим иностранцам — при условии выпуска их произведений в свет впервые на территории государств — участников конвенции.
 
По общему правилу произведения литературы, науки и искусства создаются одним человеком. Вместе с тем нередки случаи соавторства, когда произведение создается совместным трудом двух или более лиц. Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 19 декабря 1967 г. разъяснил, что по смыслу ст. 99 Основ соавторство двух или более лиц на произведение науки, литературы или искусства возникает в случае, когда каждый из них по взаимному соглашению, достигнутому в любой стадии создания коллективного произведения, внес в это произведение свой творческий вклад. Далее, Пленум Верховного Суда СССР указал, что не дает оснований к признанию соавторства оказание автору или соавторам технической помощи: подбор материалов, вычерчивание схем,
 
диаграмм, графиков и т. д. По конкретному делу еще в 20-х годах был сделан вывод о невозможности признания авторского права за редактором чужого труда.
 
Таким образом, важнейшим критерием отграничения соавторства от оказания технической помощи должно выступать наличие творческого вклада в создание произведения. Величина творческого вклада в произведение влияет лишь на распределение авторского вознаграждения между соавторами, но не служит основанием к отказу в признании соавторства.
 
Не порождает отношений соавторства простое соединение произведений различных авторов, в котором отсутствует цельность. Так, художник-иллюстратор не является соавтором писателя, литературный труд которого он иллюстрирует. Исключение составляют некоторые детские «книжки-картинки», агитплакаты и т. п., где литературный текст создается как подпись, пояснение к рисункам. В таких случаях налицо единое произведение, соавторами которого являются художник и писатель.
 
Коллективное произведение, созданное трудом нескольких лиц, может образовать неразрывное целое, но может быть также составлено из частей, имеющих самостоятельное значение (см. ст. 476 ГК). Соответственно этому различают нераздельное и раздельное соавторство. Примером соавторства первого вида (нераздельного) служит содружество Б. С. Антимонова и Е. А. Флейшиц, авторов монографии «Авторское право». В изобразительном искусстве примером подобного соавторства является творчество известных художников Куприянова, Крылова и Соколова («Кукрыниксы»). При нераздельном соавторстве каждый из авторов имеет право на все произведение в целом.
 
Примером второго вида (раздельного) соавторства могут служить многие учебники по юридическим наукам, в которых известно, кем написаны отдельные главы. В изобразительном искусстве в качестве примера раздельного соавторства можно указать на картину И. Қ. Айвазовского «Пушкин на берегу моря», в которой фигура А. С. Пушкина написана И. Е. Репиным.
 
В силу ст. 476 ГК при раздельном соавторстве каждый из соавторов сохраняет свое авторское право на созданную им часть коллективного произведения, имеющую самостоятельное значение; все же произведение в целом может быть использовано лишь с согласия всех соавторов.
 
От соавторства необходимо отличать отношения сотрудничества, которые возникают между авторами, участвующими в составлении коллективного труда по заданию соответствующей организации. Каких-либо прав на составленное произведение в целом (том энциклопедии, номер журнала, газеты) они не приобретают — за авторами сохраняется лишь право на написанные ими работы (отдельные статьи, главы, разделы и т. д.). Авторское право на такое составное коллективное произведение возникает за выпускающей его организацией (издательством, редакцией и т. д.).
 
В силу ч. 2 ст. 100 Основ субъектом авторского права признается и лицо, создавшее произведение в порядке выполнения служебного задания в научной или иной организации. Порядок использования организацией такого произведения и случаи выплаты вознаграждения автору согласно Основам должны устанавливаться законодательством Союза ССР и союзных республик.
 
Гражданские кодексы почти всех союзных республик по вопросу о порядке использования таких произведений отсылают к постановлениям Советов Министров республик. Исключение составляет ГК Казахской ССР, который устанавливает определенные правила по этому вопросу. В силу ст. 481 ГК автор произведения, созданного в порядке выполнения служебного задания, в течение первых двух лет с момента создания произведения может решать вопрос об издании или ином использовании такого произведения только по согласованию с научным учреждением или организацией, от которых он получил соответствующее задание. Научные учреждения, высшие учебные заведения и иные организации, по заданию которых было создано произведение, вправе требовать, чтобы при выпуске произведения в свет, независимо от времени выпуска, было указано их наименование.
 
Что же касается вознаграждения за использование произведений, созданных в порядке выполнения служебного задания, то по общему правилу оно не выплачивается, ибо труд автора по созданию произведения уже оплачен в форме заработной платы за выполнение служебного задания. Но возможны исключения. Например, постановлением Совета Министров Казахской ССР от 29 января 1964 г. № 79 предусмотрена выплата гонорара за издание и переиздание утвержденных соответствующими организациями учебников и учебных пособий.
 
В случаях и пределах, установленных законом, субъектами авторского права могут быть и юридические лица. В ст. ст. 479 и 480 ГК предусмотрены три таких случая:
 
а) авторское право организаций, выпускающих в свет самостоятельно или при посредстве какого-либо издательства научные сборники, энциклопедические словари, журналы или другие периодические издания, на эти издания в целом;
 
б) авторское право предприятий, осуществивших съемку кинофильма или телевизионного фильма, на такой фильм;
 
в) авторское право радио- и телевизионных организаций на радио-и телевизионные передачи.
 
Признание в указанных случаях авторского права за юридическими лицами не затрагивает авторского права лиц, чьи произведения вошли в сборники или фильмы, составляющие объект авторского права организаций. В ст. ст. 479 и 480 ГК специально подчеркивается, что авторам произведений, включенных в научные сборники, энциклопедические словари и т. д., сценаристам, композиторам, режиссерам, постановщику, главному оператору, художнику-постановщику и авторам других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или телевизионный фильм, а также авторам, чьи произведения включены в радио- и телевизионные передачи, принадлежит авторское право на их произведения. Авторское право на любительский кинофильм принадлежит его автору или соавторам (ч. 2 ст. 480 ГК).
 
После смерти автора авторское право на его произведения переходит по наследству. В случаях, специально предусмотренных законом, субъектом авторского права становится и иной правопреемник автора. Сам автор считается субъектом первоначального авторского права. Его правопреемники, включая и наследников, признаются субъектами производного авторского права.
 
Согласно ч. 1 ст. 105 Основ (ч. 1 ст. 492 ГК) авторское право действует в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Союзным республикам предоставлено право установить сокращенные сроки (в пределах не менее 10 лет, исчисляемых с момента выпуска в свет произведения путем его воспроизведения) действия авторского права на фотографические произведения и произведения прикладного искусства. ГК Казахской ССР — один из немногих, воспользовавшихся указанным правом, причем только в отношении фотографических произведений: согласно ч. 2 ст. 492 ГК авторское право на фотографическое произведение действует в течение 10 лет, а на сборники этих произведений в течение 15 лет с момента выпуска в свет этих произведений путем их воспроизведения. Помимо срочности для самого автора установление на фотографические произведения сокращенного срока действия авторского права имеет то практическое значение, что оно переходит к наследникам только на неистекшую до смерти автора часть срока.
 
Субъектом производного авторского права может выступать и Советское государство. В силу ч. 2 ст. 496 ГК всякое произведение, в отношении которого истек срок действия авторского права, может быть объявлено достоянием государства постановлением Совета Министров Казахской ССР, которым устанавливаются условия и порядок издания, публичного исполнения или иного воспроизведения. Согласно ст. 497 ГК авторское право на издание, публичное исполнение и иное использование произведения может быть принудительно выкуплено государством у автора или его наследников, по особому в каждом отдельном случае постановлению Совета Министров республики.