ТЕЛЕПРОГРАММА «ТАМАША»
Как-то в разговоре с москвичами мне довелось услышать буквально следующее: «Вы, казахстанцы, живете, быть может, и не богато, но весело — у вас есть «Тамаша». Несомненно, похвала гостей из России — высшая оценка популярной телепередачи. Ибо она исходила из уст людей, обладающих высокой культурой и опытом общения с телепродукцией; людей с тонким чувством юмора; наконец, людей, говорящих на ином, нежели «Тамаша», языке и тем не менее сумевших понять и по достоинству оценить ее.
В самом деле, в Казахстане «Тамашу» смотрят очень многие: казахи и неказахи, пожилые, зрелые и малыши. И все они получают от этого что-то важное для себя. Это свидетельствует, бесспорно, о глубине и многосторонности программы, ее жизненности и привлекательности. А что касается чисто языкового барьера, то он преодолевается за счет интернациональности языка юмора — главного языка «Тамаши».
Каюсь, сам я из-за острого дефицита времени не всегда имею возможность посмотреть одну из любимейших передач своих земляков. Но не посмотреть концерты, посвященные пятнадцатилетию программы, было бы, разумеется, непростительным грехом для журналиста — основателя звездных серий книг. Благо, этот грех обошел меня стороной. Мне удалось посмотреть один из юбилейных концертов. Впечатления от него остались великолепные. И не только у меня — ручаюсь, буквально у всех, кто попал на них. А попасть на концерт было непросто: жаждущих «лишнего билета» было гораздо больше, чем обладателей одного. Вот и Президент республики Нурсултан Назарбаев тепло поблагодарил «тамашистов» за отличную программу, доставляющую людям радость и отдохновение.
Зрителям удовольствие, «Тамаше» — заботы. Далеко не все знают, что свои юбилейные концерты она дала бесплатно. Вся прибыль ушла на оплату выступлений приглашенных эстрадных звезд республики, аренды помещения, электроэнергии, техники и прочего и прочего, без чего праздник юмора не мог бы состояться. Ну, а платой самим «тамашистам» было моральное удовлетворение от шквала зрительских аплодисментов, от моря улыбок, от гор цветов и всего того, что укладывается в два слова — большой успех. Этот успех дает надежду, что в будущем «Тамаша» укрепит и свое материальное положение, которое пока что оставляет желать лучшего. «Что?! — удивятся многие читатели, — у известной программы существуют финансовые проблемы?» — «Да, если веселье считать синонимом богатства, — ответили бы, наверное «тамашисты», — то нас вполне можно считать богатеями, ну а так, кое-какие проблемы есть...»
Проблемы заключаются в том, что артисты сами шьют себе сценическую одежду, достают другие необходимые вещи. В дни юбилейных концертов, когда «Тамашу» захлестывал девятый вал зрительского признания, у нее не было… своего постоянного офиса, и они ютились в более чем скромном кабинете с простейшей мебелью. Могучий экс-патрон — телевидение отказало программе в своих благодеяниях из-за того, что она приобрела экономический суверенитет, иначе говоря, стала самофинансироваться. А коммерческие успехи «тамашистов» далеко не соответствуют артистическим. Сказать, что они едва сводят концы с концами будет грубым. Корректнее и лучше другая формулировка: доходы едва покрывают расходы.
Как можно расценивать подобное положение. Знаменитый французский писатель Андре Моруа отзывался о нем положительно. Ему, в частности, принадлежат слова: «Богатство особенно опасно для вас, если вы дорожите способностью к художественному творчеству. Природа творчества такова, что чем несчастнее и беднее художник, тем выше он воспаряет в своих произведениях. Стал ли бы Бальзак Бальзаком без нищеты, кредиторов, долговой тюрьмы, ростовщиков? За свою нелегкую жизнь ему приходилось сталкиваться с редчайшими человеческими типами, которых богач, надежно охраняемый в своем красивом особняке секретарями и слугами, никогда не узнает. Нужда заставляла его работать. Писал бы он по четыре романа в год, создавал бы в порыве вдохновения гениальные новеллы за одну ночь, если бы в дверях его не стоял некий страж коммерции, готовый тут же арестовать его, если он не заплатит по тому или иному векселю?
Я своими глазами видел, как богатство погубило талант не одного музыканта и художника. Участи этой удается избегнуть лишь тем, кто и разбогатев продолжает трудиться так же, как во времена бедности. Виктор Гюго владел огромным состоянием и умело распоряжался им, но до гробовой доски жил очень скромно. Бесплодие минует и тех художников, которые, подобно Бальзаку, не успев получить гонорар, тут же с безумной щедростью проматывают его».
Полагаю, «тамашисты» могли бы найти утешение в словах Моруа о благодетельном воздействии нужды на людей искусства, но предпочли бы отчаянному положению Бальзака скромное роскошество Гюго. И далеко не одни «тамашисты», а подавляющее большинство творческих людей, а в их числе — и автор этих строк. Не разделяя категоричности Моруа, который однозначно «обрекает» художников всех мастей на откровенную нужду, я согласен с ним в том, что у нее есть и свои положительные стороны. И с такой существенной поправкой готов принять рассуждения Моруа. Если вернуться к герою нашего очерка, финансовая несостоятельность помогает «Та-маше» быть максимально приближенной к жизни. Вспомним эпизод, в котором некоему бедолаге, намеревающему повеситься, резонно советуют: «Не спеши умирать — вначале гроб себе найди». Тесная связь с окружающими нас реалиями позволяет популярной программе черпать темы непосредственно из недр бытия. А остальное, как говорится, — дело техники. А она у «тамашистов» высока. Так что заурядные сюжеты, скажем, о рэкетирах они преподносят так, что, как говорится, животики надорвешь. Хотя, если разобраться, что смешного? Оказывается, смешное можно найти повсюду. Яркий пример тому — «Тамаша», умудряющаяся «делать юмор» даже из сцен прощания с ушедшим в мир иной… Что уж там говорить о вымогателях! Это же — целый кладезь. Так я сам пришел к серьезно-несерьезному выводу о том, что бизнес — это умение считать свои деньги, а рэкет — чужие.
Кстати, о бизнесе. Отделившись от телевидения, «тамашисты» образовали малое предприятие. Затем оно переросло в фирму. Кое-какие заработки дают «Тамаше» гастроли по Казахстану. Кое-Какую финансовую помощь оказывают спонсоры — «Игилик-банк», фирма «Жанибек-тархан», некоторые другие предприятия и организации.
Однако собственное дело — это то, что позволяет известной программе, так сказать, держаться на плаву. А что позволяет ей уверенно и быстро плыть вперед по бурным волнам жизни? Конечно же, творчество, оригинальное, искрометное и правдивое. Многим зрителям хорошо знакомы творческие бенефисы артистов, певцов и авторов сатирического жанра, которым дала путевку в большую сценическую жизнь «Тамаша». Поклонники ее наверняка с удовольствием приняли бенефис Кубайбергена Султанбаева на прошлогоднем Наурызе. Не оставили равнодушных и бенефисы других «тамашистов». Большой зрительский резонанс вызвали и творческий вечер «Тамаши», и ее выездные концерты по приглашениям.
Время бежит стремительно. И пока мы рассказываем об отроческом — пятнадцатилетием юбилее популярной программы, незаметно подкрадывается юношеская веха в ее творческой биографии — двадцатилетие. Его «Тамаше» предстоит справить в девяносто восьмом году. Впрочем, до 20-летия времени еще немало. Не будем заглядывать слишком далеко вперед. Тем более, артисты — народ суеверный. Во всяком случае, однозначно можно отметить сегодня: «Тамаша», как говорят, милостью божьей состоялась. У нее есть хорошие прошлое, настоящее и будущее. О будущем мы договорились пока не распространяться, настоящее передачи огромной зрительской аудитории известно, остается рассказать немного о прошлом. Итак, начало. Напомним тем, кто подзабыл: первые свои шаги программа делала на республиканском телевидении в эстрадно-развлекательном обличии «Алтыбакан». Тогда, видимо, и произнесено было магическое слово «Тамаша». Так, незаметно для себя самого, «Алтыбакан» перерос в «Тамашу». У истоков ее стояли режиссер Лукпан Есенов, автор Оспахан Ауба-киров, артисты Кудайберген Султанбаев и Тунгушбай Жаман-кулов. А уже второе дыхание передаче, которая год от года становилась все популярнее, дали Шолпан Байгабылова, Лидия Каденова, Данагуль Темирсултанова, Мейрман Нурекеев, Ток-тасын Кулыбеков, Уайс Султангазин, Бауржан Ибрагимов. Ну, а постоянные авторы программы Сеит Кенжеахметов, Беркаир Аманшин, Жарылкасын Даулетов, Марат Сахатов, Умоетбай Уайдин, Копен Амирбеков, Шомишбай Сариев, Габбас Кабы-шев, Толымбек Алимбеков сочиняли переливающиеся своеобразным юмором миниатюры. Называя людей, непосредственно обеспечивавших успех «Тамаши», не должно забывать и тех, кто создавал его, так сказать, опосредованно. И один из них — главный редактор фирмы Жараскан Абдрашев.
Есть человек, который является для меня своего рода выразителем народного мнения. И этот человек — моя мать Дина Рахметова, которая, к слову, очень любит «Тамашу». Когда я спросил мнение матери об этой программе, она, увлекшись, начала рассказывать о «замечательной игре Кудайбергена Сул-танбаева, который вышел на сцену, изображая ангела, но при этом повествуя о делах человеческих»; других актеров. Затем мама обобщила: «Тамаша» — тамаша!». К этому трудно что-либо добавить, да и вряд ли нужно. «Тамаша» — это действительно здорово!