Главная   »   Инвестиционное право Республики Казахстан. С.П. Мороз   »   2.2 Инвестиционное законодательство Республики Казахстан
 
 



 2.2 Инвестиционное законодательство Республики Казахстан

Инвестиционные отношения играют решающую и определяющую роль в мировой экономике. Одним из основных факторов обеспечения эффективности инвестиций в экономике любого государства является их законодательное закрепление, создание развитой системы инвестиционного законодательства и действенного механизма реализации правовых норм, регулирующих инвестиционные отношения.
 
Инвестиционное законодательство Республики Казахстан в своем становлении, развитии и совершенствовании прошло четыре основных этапа.
 
Первый этап - это этап формирования инвестиционного законодательства, первоначально, как законодательства об иностранных инвестициях. Начало этому было положено принятием Закона Казахской ССР «Об иностранных инвестициях в Казахской ССР» от 7 декабря 1990 г. [190], который преследовал цель обеспечить привлечение иностранных инвестиций, передовой технологии и управленческого опыта, при условии предоставления необходимых гарантий иностранному капиталу. Закон был направлен на формирование в республике экономики открытого типа и должен был способствовать скорейшему переходу страны на общепринятые в мировой практике принципы хозяйствования.
 
Несмотря на то, что основные положения Закона Казахской ССР об иностранных инвестициях носили в большей степени декларативный характер, в его принятии были и позитивные моменты: во-первых, это был первый акт, законодательно закрепивший уже сложившиеся в республике инвестиционные отношения; во-вторых, данным законодательным актом в течение четырех лет определялся порядок привлечения иностранных инвестиций в экономику нашей страны, что, в целом, способствовало притоку иностранного капитала; в-третьих, впервые иностранным инвесторам предоставлялись гарантии осуществления ими деятельности (в отличие, например, от законодательных актов 20-х годов, когда советское государство допускало привлечение иностранного капитала, но не брало на себя никаких обязательств по его безопасности и сохранности. Проведенная двойная национализация иностранной частной собственности сначала в 1917 г., а затем после НЭПа, была хорошо известна за рубежом и не внушала особого доверия к нашей стране. Целый ряд достаточно известных и действующих в наше время зарубежных фирм (швейцарские фирмы «Сандоз», «Хоф-ман-ля-Рош», французская «Креди Лионе» и другие) в 1920-1940 г.г. лишились своей собственности в СССР без какой либо компенсации, кроме того, досрочное расторжение в 30-х г.г. прошлого столетия концессионных соглашений с такими компаниями как «Лена-Голдфилдс», «Тетюхе Майнинг корпорейшн» привело к возбуждению арбитражных и судебных дел, окончившихся безрезультатно для иностранных инвесторов [191, с. 66-67]. Поэтому включение раздела, посвященного гарантиям иностранным инвестициям, увеличило интерес со стороны потенциальных инвесторов и существенно повлияло на их активность).
 
Примечательно, что формирование инвестиционного законодательства практически совпало по времени со становлением Республики Казахстан как независимого государства, начало которому положила Декларация о государственном суверенитете Казахской GCP от 25 октября 1990 г. [192]. Конституционному Закону о государственной независимости РК, предшествовал Закон об инвестиционной деятельности, введенный в действие еще в бытность Казахстана союзной социалистической республикой 10 июня 1991г. [193], который оказался самым долгосрочным из всех актов того времени, регулировавших инвестиционные отношения, так как был отменен только в 1997 г. И в этом, на наш взгляд, единственное его достоинство - во всем остальном, он практически не оказал никакого влияния на инвестиционные отношения, так как стал неприменяемым с самого момента его опубликования.
 
Мы не случайно оговорились, что инвестиционное законодательство РК изначально формировалось как законодательство об иностранных инвестициях, и дело даже не в том, что Закон об инвестиционной деятельности был принят через семь месяцев после Закона об иностранных инвестициях. Главное заключается в том, что к этому времени сфера его регулирования уже была распределена между другими законодательными актами - так, отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиции, регламентировались нормами законодательства об иностранных инвестициях, а отношения по поводу национальных инвестиций - нормами других отраслей законодательства (гражданского, финансового, банковского, административного законодательства, законодательства о ценных бумагах и т.д.). Вторым немаловажным обстоятельством явилось то, что в этот период основное внимание уделялось становлению законодательства об иностранных инвестициях и законотворческая работа, в основном, была направлена на создание правовых основ деятельности иностранных инвесторов. Об этом свидетельствуют и принятые тогда законодательные акты, такие как, Закон РК «Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Республике Казахстан» от 11 июня 1991 г. [194]; Закон РК «О хозяйственных товариществах и акционерных обществах» от 21 июня 1991 г. [195]; Закон РК «О концессиях в Республике Казахстан» от 23 декабря 1991 г. [196]; Закон РК «О налоговой системе в Республике Казахстан» от 25 декабря 1991 г. [197] и др.
 
И, наконец, третьим фактором, обусловившим первоочередность формирования законодательства об иностранных инвестициях, было то, что вопрос о национальных инвестициях и их правовом статусе еще только ставился и находился на стадии разработки, а инвестиционные отношения с участием иностранных инвесторов уже сложились и требовали скорейшего законодательного урегулирования. Как уже отмечалось выше, перестроечные процессы в бывшем Союзе повлекли за собой и коренные изменения во внешнеэкономической деятельности. Выделенный нами как первый этап в развитии инвестиционных отношений, означавший привлечение иностранных инвестиций без достаточной правовой регламентации, в Казахской ССР завершал Закон «О свободных экономических зонах» от 30 ноября 1990 г. [198], определявший порядок создания и деятельности совместных и иностранных юридических лиц; гарантии прав и интересов иностранных граждан, предприятий, объединений и организаций, действующих на территории свободных экономических зон; а также льготное налогообложение для иностранных и совместных предприятий, действующих на территории свободных экономических зон.
 
Но в законодательных актах Казахстана начала 90-х годов еще сохранялись ярко выраженные тенденции со стороны государства к неограниченному контролю за деятельностью иностранных инвесторов. Например, Закон РК «О концессиях в Республике Казахстан» от 23 декабря 1991 г. [196], регулировавший отношения между Республикой Казахстан и иностранными инвесторами; согласно ему, концессия на территории республики предоставлялась на конкурсной основе и представляла собой разрешение иностранному юридическому или физическому лицу на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, предусматривавшее сдачу концессионеру в аренду имущества, земли, природных ресурсов. Спустя полтора года Закон о концессиях был признан утратившим силу [199], однако отмена этого акта не привела к исчезновению концессионных отношений. Как видно из проверенного выше исторического исследования, концессионные отношения неизбежно и закономерно возникали во всех случаях, когда государство использовало принадлежащие ему объекты собственности для получения прибыли, и, в принципе, концессионные отношения являются одной из разновидностей инвестиционных отношений. Поэтому независимо от того, урегулированы они действующим законодательством или нет, концессионно-инвестиционные отношения будут существовать до тех пор, пока государство будет предоставлять объекты государственной собственности во владение и пользование юридическим и физическим лицам (как иностранным, так и национальным). В частности, в Республике Туркменистан действует Закон «Об иностранных концессиях» от 1 октября 1993 г. [200, с. 81]; в Российской Федерации с 1991 г. ведется работа по разработке Закона о концессионных договорах (концессиях), но он до сих пор не принят [201, с. 77]. В Республике Казахстан официально разработка нормативно-правовой базы о концессионной деятельности на уровне законопроектных работ была возобновлена в 1996 г. [202, с. 140], затем достаточно долго шла работа над законопроектом «О концессии» [203, с. 49-50], и 7 июля 2006 г. Закон РК «О концессиях» был принят.
 
Дальнейшему развитию инвестиционных отношений в период становления инвестиционного законодательства способствовали и Закон РК «О фонде преобразования экономики Республики Казахстан» от 12 апреля 1993 г.; Закон РК «О возвратной системе финансирования инвестиций» от 12 апреля 1993 г.; Закон РК «О валютном регулировании» от 14 апреля 1993 г.; постановление Президента РК «Об организации работ по привлечению, использованию и учету иностранных кредитов, предоставляемых Республике Казахстан под гарантии Республики Казахстан» от 28 марта 1994 г. [204] и другие законодательные и нормативные акты. Особое место среди них занимает первая Конституция суверенного Казахстана от 28 января 1993 г. [205]. Таким образом, данный период представляет собой начальный этап развития рыночных отношений в Республике Казахстан и создания совершенно новой законодательной системы независимого и суверенного государства, в целом; и национальной системы инвестиционного законодательства Казахстана, в частности.
 
Второй этап в развитии инвестиционного законодательства, начинается с принятием Закона РК «Об иностранных инвестициях» 27 декабря 1994 г. [206], который отменил ранее действовавший Закон Казахской ССР «Об иностранных инвестициях в Казахской ССР» от 7 декабря 1990 г. [207, с. 36]. Этот закон определил основы привлечения иностранных инвестиций в экономику РК, закрепил государственные гарантии, предоставляемые иностранным инвестициям, установил основные организационно-правовые формы их осуществления, а также определил порядок разрешения споров с участием иностранных инвесторов. Одновременно с Законом об иностранных инвестициях, был принят новый Гражданский кодекс РК (Общая часть), с момента введение в действие которого (с 1 марта 1995 г.) были признаны утратившими силу преамбула, ст.ст. 1-223 Гражданского кодекса Казахской ССР 1963 г.; ст.ст. 1-73 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. (остальные статьи Гражданского кодекса и Основ гражданского законодательства продолжали действовать до 1 июля 1999 г., т.е. до введения в действие Особенной части Гражданского кодекса РК); Законы РК «О собственности», «О предприятиях», «О залоге» 1991 г. [91].
 
Кодификация гражданского законодательства сыграла важную роль в становлении национальной системы законодательства РК и в упорядочении правовых норм, регулирующих рыночные отношения. Вместе с тем, Гражданский кодекс (Общая часть), по нашему мнению, имеет некоторые недостатки. Как отмечают его разработчики, Гражданский кодекс не был и не мог, конечно, быть с первого дня своего рождения совершенным системообразующим законом, полностью лишенным недостатков [208, с. 74-75]. Часть предложений и замечаний была впоследствии учтена, внесены изменения и дополнения в текст гражданско-правового закона, но значительная часть изменений была инициирована отдельными ведомствами без учета объективных закономерностей становления и развития системы законодательства, в целом, и гражданского законодательства, в частности, что и привело к основным противоречиям в содержании Гражданского кодекса. Несмотря на это, именно Гражданский кодекс представляет собой основной специальный нормативный акт в области регулирования рыночных частноправовых отношений.
 
В равной степени сказанное касается и инвестиционного законодательства, поскольку инвестиционные отношения также регулируются гражданским законодательством. Следует отметить, что вопросы, посвященные анализу содержания, выявлению особенностей и определению роли и значения Закона об иностранных инвестициях, относятся к числу наиболее разработанных в отечественной юридической литературе [209, с. 8-24; 210, с. 10-16]. Поэтому более подробно мы остановимся на рассмотрении другого законодательного акта, оказавшего существенное влияние на развитие инвестиционных отношений. Речь идет о Законе РК «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 г. №2828 [211].
 
По сравнению с ранее действовавшим Кодексом о недрах и переработке минерального сырья от 30 мая 1992 г. [212], Закон о недрах и недропользовании иначе решает ряд важных вопросов. Во-первых, значительно сужен предмет регулирования: в отличие от Кодекса о недрах 1992 г., в сферу регулирования которого входили отношения по переработке минерального сырья, в Законе о недрах прямо оговорено, что переработка минерального сырья не относится к операциям по недропользованию. Во-вторых, в Законе о недрах проводится градация субъектов права недропользования (так, выделяются следующие группы недропользователей: национальные и иностранные недропользователи; постоянные и временные недропользователи). В-третьих, Законом о недрах, в отличие от Кодекса 1992 г., который предусматривал три вида недропользования, закреплено четыре вида недропользования: государственное геологическое изучение недр; разведка; добыча; строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
 
Особое место в общей системе законодательства занимает один нормативный акт, который оказал существенное влияние не только на процесс развития инвестиционной деятельности в стране, но и на содержание основного специального акта - Закона о недрах и недропользовании. Имеется в виду Закон РК «О нефти» от 28 июня 1995 г. № 2350 [213], предшествовавший принятию Закона о недрах и недропользовании, который регулирует отношения, возникающие при проведении нефтяных операций на территории, находящейся под юрисдикцией РК, в том числе на море и во внутренних водоемах. Специфика данного законодательного акта заключается в следующем: все основные положения Закона о нефти воспроизведены в Законе о недрах и недропользовании и таким образом порядок недропользования, заложенный в Законе о нефти, теперь применяется к операциям по недропользованию в отношении всех полезных ископаемых [209, с. 124]. Так, в самом Законе о нефти содержится положение о том, что в случае противоречия между настоящим законом и другими законодательными актами РК в части регулирования нефтяных операций применяются нормы Закона о нефти; из чего следует, что в части регулирования нефтяных операций нормы Закона о нефти обладают большей юридической силой, чем нормы Закона о недрах и недропользовании (хотя это и противоречит основам взаимодействия основного специального закона - Закона о недрах и недропользовании и второстепенного по значению и по иерархии нормативных актов - Закона о нефти). Следует отметить, что первоначально Закон о недрах и недропользовании (также как и Закон о нефти) были приняты как Указы Президента РК, имеющие силу закона, но впоследствии были переименованы [211, 184].
 
Отличительной особенностью второго этапа в развитии инвестиционного законодательства является то, что значительная часть принятых тогда законодательных и нормативных актов носила временный характер, не имела долгосрочной перспективы (в настоящее время большая часть из них уже утратила юридическую силу, среди них были акты, сыгравшие не последнюю роль в регулировании инвестиционных отношений, такие как, Указы Президента РК, имеющие силу Закона, «О земле» от 22 декабря 1995 г.; «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г.; «О хозяйственных товариществах» от 2 мая 1995 г. и т.д.)- Вместе с тем, именно в этот период была принята общая часть Гражданского кодекса РК и, соответственно, была создана достаточно серьезная правовая база, которая составляет основу действующего законодательства, регулирующего рыночные отношения в Республике Казахстан.
 
Началом третьего этапа в развитии и совершенствовании инвестиционного законодательства послужило принятие 28 февраля 1997 г. Закона РК «О государственной поддержке прямых инвестиций» [214], которым определялись такие основные задачи, как: внедрение новых технологий, передовой техники и ноу-хау; насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами и услугами; государственная поддержка и стимулирование отечественных производителей; развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств; создание новых рабочих мест; улучшение окружающей природной среды; и т.п.
 
Во исполнение Закона о государственной поддержке прямых инвестиций были изданы Указ Президента РК «Об утверждении Положения о системе льгот и преференций и порядке их предоставления при заключении контрактов с инвесторами» от 5 апреля 1997 г.; Указ Президента РК «Об утверждении приоритетных секторов экономики Республики Казахстан для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций» от 5 апреля 1997 г. [215, с. 13-30]; постановление Государственного Комитета РК по инвестициям «Об утверждении Положения «О порядке координации деятельности центральных и местных исполнительных органов и дипломатических миссий Республики Казахстан за рубежом с целью стимулирования иностранного участия в инвестиционных проектах, осуществляемых в Республике Казахстан» от 30 мая 1997 г. [216]; постановление Государственного Комитета РК по инвестициям «Об утверждении Положения о представительствах Государственного комитета Республики Казахстан по инвестициям» от 17 мая 1997 г. [217] и другие законодательные и подзаконные нормативные акты.
 
Значение Закона о государственной поддержке прямых инвестиций состоит в том, что с его принятием, во-первых, началось формирование специального законодательства РК о прямых инвестициях; и, во-вторых, инвестиционное законодательство РК перешло на качественно новую ступень в своем развитии. До принятия Закона о прямых инвестициях, инвестиционная политика государства была направлена на увеличение иностранных инвестиций и создание для них правового режима более чем наиболее благоприятного. В конченом счете эффективность иностранных инвестиций была минимальной, вследствие того, что, в основном, они вкладывались в недропользование, что не могло оказать ощутимого влияния на развитие экономики страны и приводило только к усилению экспансии недр иностранными инвесторами. В результате чего значительная часть вложенных в тот период иностранных инвестиций носила спекулятивный характер. Как следствие, наряду с принятием Закона о прямых инвестициях, были внесены серьезные изменения и дополнения в текст Закона об иностранных инвестициях. Среди причин, послуживших основанием для этогр, можно назвать имевшие место на тот момент многомиллионные^ убытки, понесенные государством, по договорам, заключенным национальными инвесторами с иностранными инвесторами под правительственные гарантии в силу нарушения договорных обязательств казахстанской стороной.
 
Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК от 27 декабря 1994 г. «Об иностранных инвестициях» от 16 июля 1997 г. в определенной степени восполнил пробелы в инвестиционном законодательстве: так, было расширено понятие инвестиций; исключена ст. 5 Закона «Правительственные гарантии по договорам, связанным с иностранными инвестициями»; гарантии для иностранных инвесторов были распространены на предприятия с иностранным участием, в уставном фонде которых доля иностранных инвестиций составляет не менее 35 процентов или в денежном эквиваленте не менее 1 миллиона долларов США; исключено положение об ответственности государства перед инвесторами в случае наступления форс-мажорных обстоятельств; проведено разграничение между инвестиционными спорами (сторонами которого являются иностранный инвестор и государство), и спорами иностранного инвестора с гражданами и юридическими лицами РК.
 
Однако отдельные существенные недостатки имели место, и Закон об иностранных инвестициях, не раз подвергался критике, вполне обоснованной и заслуженной. Так, С.И. Климкин выявил ряд противоречий между положениями закона и нормами Гражданского кодекса, при этом, акцентировав внимание на том, что оба закона были приняты в один день [218, с. 60-61]. Здесь хотелось бы обратить внимание на высказывание М.К. Сулейменова о том, что Закон об иностранных инвестициях носит временный характер, и в процессе исключения из него всех норм, устанавливающих особый правовой режим для иностранных инвесторов по сравнению с национальными, закон прекратит свое существование [209, с. 14]. Данное предположение реализовалось на практике: с принятием нового инвестиционного закона и установлением единого правового режима, Закон об иностранных инвестициях утратил силу.
 
Дальнейшему совершенствованию инвестиционных отношений с участием иностранных инвесторов способствовало образование Совета иностранных инвесторов при Президенте РК [219]. Совет создан для следующих целей: внесение на рассмотрение Президенту РК предложений по совершенствованию инвестиционного законодательства; разработка рекомендаций по улучшению инвестиционного климата, а также по стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику Казахстана; выработка предложений по интеграции экономики РК в мировые экономические процессы. Как отмечается Э.С. Абдрахмановой, Республикой Казахстан создавалось инвестиционное законодательство, отвечающее целям внутренней и внешней инвестиционной политики Казахстана, инвестиционное законодательство, которое должно было обеспечить: создание благоприятного инвестиционного климата, предоставление гарантий экономической и политической стабильности в РК, снижение политического риска для иностранных инвесторов [220, с. 26].
 
Наряду с законодательством об иностранных инвестициях, получило свое развитие и законодательство о прямых инвестициях. Во-первых, в соответствии с Посланием Президента РК народу Казахстана «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики: демократизация общества, экономическая и политическая реформа в новом столетии» от 30 сентября 1998 г. и постановлением Правительства РК «О Плане мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан на 1998-2000 годы» от 19 февраля 1998 г., а также в целях осуществления инвестиционной политики в рамках стратегии развития Казахстана до 2030 года, постановлением Правительства РК от 1 июля 1999 г. была утверждена Программа привлечения прямых инвестиций в РК на период 1999-2000 г.г. [97].
 
Во-вторых, 6 марта 2000 г. принят Указ Президента РК «Об утверждении Правил предоставления льгот и преференций при заключении контрактов с инвесторами, осуществляющими инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики» [221]. Настоящие Правила характеризуются сжатостью и краткостью формулировок, а предоставляемые льготы и преференции включают в себя: государственные натурные гранты; освобождение от уплаты земельного налога и налога на имущество на срок до 5 лет с момента заключения контракта; освобождение от уплаты подоходного налога на срок до 5 лет с момента получения облагаемого дохода, но не более 8 лет с момента заключения контракта; полное или частичное освобождение от обложения таможенными пошлинами импорта оборудования, сырья материалов, необходимых для реализации инвестиционного проекта.
 
В-третьих, в целях дальнейшего совершенствования законодательства о прямых инвестициях были разработаны и утверждены Правила разработки и реализации Программы государственных инвестиций, утвержденные постановлением Правительства РК от 31 декабря 1998 г., затем в новой редакции в соответствии с постановлением Правительства РК от 1 июня 1999 г. [222], согласно которому Программа государственных инвестиций представляет собой утверждаемую Правительством программу инвестирования государственных или привлекаемых государством средств по приоритетным секторам экономики. Постановлением Правительства РК от 15 июня 1999 г. утверждена Программа государственных инвестиций Республики Казахстан на 1999-
 
2001 г.г. [223]. Для инвестирования в приоритетные сектора экономики средств, привлекаемых местными исполнительными органами путем заимствования, постановлением Правительства РК утверждены Правила по процедуре согласования с Правительством РК региональных инвестиционных программ, финансируемых за счет заимствования местных исполнительных органов [224].
 
В целях повышения эффективности использования государственных и привлеченных финансовых средств при реализации Программы государственных инвестиций, приняты постановления Правительства РК «Об утверждении Правил осуществления мониторинга реализации проектов, включенных в Программу государственных инвестиций» от 5 июня 2000 г.[225] и «Об утверждении Правил оценки эффективности проектов, входящих в состав Программы государственных инвестиций» от 28 июня 2000 г. [226].
 
Следовательно, принятие Закона о прямых инвестициях способствовало тому, что начало складываться специальное законодательство в области осуществления государственных инвестиций. Законом РК «О бюджетной системе» от 1 апреля 1999 г. [227] в рамках регулирования финансовых отношений, складывающихся в процессе формирования бюджетов различных уровней, были определены основные начала осуществления государственного кредитования и заимствования. Затем, 2 августа 1999 г. был принят основной специальный законодательный акт, регулировавший отношения, возникавшие в процессе государственного заимствования уполномоченными органами РК и негосударственного заимствования резидентами РК, обеспечиваемого государственными гарантиями - Закон РК «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге» [228]. И, наконец, 25 апреля 2001 г. принимается Закон РК «О Банке развития Казахстана» [229], которым определяются в качестве основных целей деятельности Банка развития: совершенствование и повышение эффективности государственной инвестиционной деятельности, развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающих производств, содействие в привлечении иностранных и отечественных инвестиций в экономику РК. Наряду с этим, Указом Президента РК от 23 августа 2000 г. был создан Национальный Фонд Республики Казахстан [230], целью которого является формирование накоплений государства (сберегательная функция), а также снижение зависимости республиканского и местных бюджетов от конъюнктуры мировых цен (стабилизационная функция). 29 января 2001 г. Указом Президента РК утверждены Правила формирования и использования Национального Фонда [231]; в соответствии с этим актом и с Постановлением Правительства РК «О договоре о доверительном управлении Национальным Фондом Республики Казахстан» от 18 мая 2001 г., Правлением Национального банка РК от 20 июля 2001 г. утверждены Правила осуществления инвестиционных операций Национального Фонда РК.
 
При характеристике первых двух этапов в развитии инвестиционного законодательства РК, мы сознательно уклонились от рассмотрения вопроса о становлении законодательства о рынке ценных бумаг и его влиянии на процесс развития инвестиционных отношений, в виду того, что с самого момента, своего появления оно функционировало самостоятельно и независимо от инвестиционного законодательства. В отличие от других стран, инвестиционное законодательство которых сразу складывалось как законодательство о ценных бумагах и об инвестициях в ценные бумаги, в РК инвестиционное законодательство сформировалось как законодательство об инвестициях в реальные активы (в первую очередь, в недропользование). Закон РК «О рынке ценных бумаг» от 5 марта 1997 г. [232] впервые законодательно закрепил, что другой составной частью инвестиционной деятельности является инвестирование в ценные бумаги и другие финансовые активы. Так, были определены две основные группы инвесторов на рынке ценных бумаг: 1) инвесторы (физические или юридические лица, осуществляющие вложение собственных средств в ценные бумаги); 2) институциональные инвесторы (юридические лица, инвестирующие привлеченные ими деньги преимущественно в ценные бумаги).
 
Наряду с Законом о рынке ценных бумаг были приняты Закон РК «О регистрации сделок с ценными бумагами» и Закон РК «Об инвестиционных фондах в Республике Казахстан» 6 марта 1997 г. [233], целью которых являлись защита прав инвесторов на рынке ценных бумаг и снижение рисков инвестирования посредством привлечения и последующего диверсифицированного инвестирования денежных средств в ценные бумаги.
 
Немаловажное значение на дальнейшее развитие законодательства о рынке ценных бумаг оказали Указ Президента РК «Об утверждении Положения о Национальной Комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам» от 13 ноября 1997 г. [234]; постановление Правительства РК «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности накопительных пенсионных фондов по привлечению взносов и осуществлению пенсионных выплат» от 30 сентября 1997 г. [235]; постановление Правительства РК «Об утверждении Положения о порядке выпуска, обращения и погашения государственных казначейских обязательств Республики Казахстан» от 30 декабря 1997 г. [236]; Указ Президента РК «О создании «Национальной инвестиционной финансовой акционерной компании «НСБК-групп» от 2 июля 1998 г. [237]; постановление Правительства РК «Об утверждении Правил выпуска, обращения и погашения государственных индексированных казначейских обязательств Республики Казахстан со сроком обращения один год и более года» от 10 марта 1999 г. [23 8]; «Программа развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 1999 - 2000 годы», утвержденная постановлением Правительства РК от 27 мая 1999 г. [239] и другие нормативные акты.
 
Значительную роль в развитии инвестиционных отношений сыграло законодательство о валютном регулировании: Закон РК «О валютном регулировании» от 24 декабря 1996 г. [240]; постановление Правления Национального банка РК «Об утверждении Правил регистрации валютных операций, связанных с движением капитала, и открытия счетов за границей» от 4 июля 2003 г. [241] и другие нормативные правовые акты.
 
Система законодательных и подзаконных актов о недрах и недропользовании также претерпела существенные изменения. Постановлением Правительства РК утверждены «Единые Правила Охраны Недр (ЕПОН) при разработке месторождений полезных ископаемых» от 21 июля 1999 г. [242]. Постановлением Правительства РК «Об утверждении Модельного контракта на проведение операций по недропользованию в Республике Казахстан» от 31 июля 2001 г. [148] признано утратившим силу постановление Правительства РК «Об утверждении Модельного контракта на проведение операций по недропользованию» от 27 января 1997 г. [243]; постановлением Правительства РК «Об утверждении Положения о комиссии по проведению конкурсов инвестиционных программ на получение права недропользования в Республике Казахстан» от 13 февраля 2003 г. [244] признано утратившим силу постановление Правительства РК «Об утверждении Положения о комиссии по проведению конкурсов инвестиционных программ на получение права недропользования» от 2 августа 2002 г. [245]. Также предприняты серьезные шаги в отношении порядка взимания платежей за право недропользования: постановлением Правительства РК «Об уплате роялти в натуральной форме» от 25 февраля 2003 г. было предписано Министерству энергетики и минеральных ресурсов РК заключить дополнительные соглашения к контрактам на недропользование, в которых: обеспечить получение от недропользователей получателем роялти от имени государства - АО «Торговый дом «КазМунайГаз» объемов углеводородного сырья в виде сырой нефти по ценам, применяемым недропользователями при расчете роялти в соответствии с законодательством РК; определить, что объемы углеводородного сырья, подлежащие получению АО «Торговый дом «КазМунайГаз», являются натуральной формой выплаты роялти, уплачиваемых недропользователями в соответствии с законодательством РК; по согласованию с недропользователем определить более ранние сроки передачи объемов сырой нефти, поставляемых в счет уплаты роялти, в отличие от сроков, установленных в контрактах на недропользование [246]. В целях упорядочения порядка подготовки заявителями конкурсной документации на получение права недропользования приказом МиниЬтра энергетики и минеральных ресурсов РК от 13 сентября 2002 г. утверждена Инструкция по подготовке заявок на участие в конкурсе и конкурсных предложениях на получение права недропользования на разведку, добычу и совмещенную разведку и добычу.
 
Законом о прямых инвестициях наряду с установлением гарантий осуществления инвестиционной деятельности и системы льгот и преференций, было провозглашено о создании единственного государственного органа, уполномоченного представлять Республику Казахстан перед инвесторами. В соответствии с этим был создан Государственный комитет Республики Казахстан по инвестициям и принято постановление Правительства РК «Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Казахстан по инвестициям» от 24 марта 1997 г. [247, с. 37-40].
 
Впоследствии Государственный комитет по инвестициям был преобразован в республиканское государственное учреждение Агентство Республики Казахстан по инвестициям, которое согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства РК от 26 апреля 1999 г. [248], являлось центральным исполнительным органом, не входящим в состав Правительства, осуществляющим функции государственного управления и контроля в сфере государственной поддержки прямых инвестиций в РК. В соответствии с приказом Председателя Агентства РК по инвестициям «Об утверждении Рамочного контракта о государственной поддержке и предоставлении мер стимулирования Инвестору, осуществляющему инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики Республики Казахстан» от 7 декабря 1999 г. [249], признано утратившим силу постановление Государственного комитета РК по инвестициям «Рамочный контракт о государственной поддержке и предоставлении мер стимулирования Инвестору, осуществляющему инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики РК» от 27 марта 1997 г. приказом Председателя Агентства РК по инвестициям «О совершенствовании процедуры предоставления льгот и преференций при заключении контрактов с инвесторами, осуществляющими инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики» от 14 апреля 2000 г. [250] признано утратившим силу постановление Государственного комитета РК по инвестициям «О совершенствовании процедуры предоставления налоговых льгот» от 7 августа 1998 г.
 
Указом Президента РК от 13 декабря 2000 г. Агентство РК по инвестициям было упразднено с передачей функций и полномочий вновь образованному Комитету по инвестициям Министерства иностранных дел РК, а в области недропользования - Министерству энергетики и минеральных ресурсов РК [251]. В этот период были приняты приказы Председателя Комитета по инвестициям Министерства иностранных дел РК «Об утверждении Инструкции о порядке регистрации контрактов с инвесторами, осуществляющими инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики» от 30 марта 2001 г. [252] и «Об утверждении Инструкции о порядке приема заявок от инвесторов на получение льгот и преференций для реализации инвестиционных проектов в приоритетных секторах экономики» [253].
 
Вместе с тем, спустя менее чем полтора года, была произведена очередная реорганизация, в результате которой Министерство экономики и торговли РК было разделено на Министерство экономики и бюджетного планирования РК и Министерство индустрии и торговли РК с передачей последнему функций и полномочий в области управления промышленностью, строительством и торговлей, стандартизации, метрологии и сертификации; и наряду с этим был образован Комитет по инвестициям Министерства индустрии и торговли РК (далее - Комитет по инвестициям) [254].
 
В настоящее время настоятельно назрела необходимость придания Комитету по инвестициям статуса уполномоченного и контролирующего органа в сфере осуществления инвестиций, а не ограничивать его рамками государственной поддержки инвестиций. Тем более что закрепленные в действующем законодательстве основные функции Комитета по инвестициям явно выходят за пределы его компетенции и за рамки регулирования законодательства о прямых инвестициях, осуществляемых в приоритетные сектора экономики. Частично данная проблема была решена путем передачи функций и полномочий в области недропользования упраздненного Агентства РК по инвестициям Министерству энергетики и минеральных ресурсов РК. Например, таких как, определение совместно с заинтересованными государственными органами перечня месторождений и территорий для предоставления прав на проведение операций по недропользованию (в том числе нефтяных операций), а также рамочные параметры для заключения контрактов с недропользователями; принятие заявок на получение прав недропользования; организация и проведение конкурсов инвестиционных программ и прямых переговоров по предоставлению прав на проведение операций по недропользованию; регистрация договоров залога права недропользования и т.д.
 
Смысл и основная цель Закона о прямых инвестициях, в соответствии с которым Комитет по инвестициям был создан, в том и состояли, чтобы с помощью предоставления системы льгот и преференций привлечь иностранный и отечественный капитал в малопривлекательные для инвесторов отрасли экономики, и в первую очередь, в производственную инфраструктуру и сельское хозяйство. Недропользование же к приоритетным отраслям экономики не относится и в государственной поддержке не нуждается, изначально являясь наиболее предпочтительным для инвесторов (в первую очередь для иностранных) объектом капиталовложений.
 
В соответствии с «Правилами предоставления права недропользования», утвержденными постановлением Правительства РК от 21 января 2000 г. [255], компетентным органом в отношении заключения контракта на разведку, добычу, совмещенную разведку и добычу полезных ископаемых являлось упраздненное Агентство РК по инвестициям. На данный момент указанные функции и полномочия переданы Министерству энергетики и минеральных ресурсов РК, что, на наш взгляд, вполне оправдано, так как минеральные ресурсы являются сырьем стратегического назначения и необходим единый центральный исполнительный орган в этой области.
 
Таким образом, главной особенностью третьего этапа в развитии инвестиционного законодательства РК является то, что инвестиционное законодательство включало в себя три основных блока специальных законодательных актов: законодательство об иностранных инвестициях, законодательство о прямых инвестициях (законодательство о государственной поддержке прямых инвестиций) и законодательство об инвестициях в ценные бумаги (законодательство о рынке ценных бумаг). Наряду с этим, отдельные группы составляло (да и в настоящее время составляет) законодательство о государственном инвестировании (в том числе законодательство о прямых государственных инвестициях; о программах государственных инвестиций; о государственном заимствовании и долге и др.); и законодательство о социальных инвестициях (законодательство о некоммерческих организациях).
 
Предваряя рассмотрение вопроса о целесообразности выделения следующего четвертого этапа, хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, Проект Закона РК «Об инвестициях», внесенный на рассмотрение Мажилиса Парламента РК в соответствии с постановлением Правительства РК от 15 октября 2001 г. № 1322 по сравнению с Законом РК «Об инвестициях» от 8 января 2003 г. 373-ІІ [45], в большей степени сохранил особенности в правовом регулировании иностранных инвестиций. В частности, в первоначальном варианте, в ст. 1 содержались определения «иностранный инвестор», «организация с иностранным участием», «иностранное юридическое лицо»; которые не нашли отражения в самом Законе об инвестициях. Из ст. 9 законопроекта исключены положения, касающиеся споров иностранных инвесторов с государственными органами РК, не относящиеся к категории инвестиционных споров; и споров иностранных инвесторов с гражданами РК. Полностью исключена из текста закона ст. 10 законопроекта «Особенности правового режима иностранных инвестиций», которая соответствовала ст. 4 утратившего силу Закона об иностранных инвестициях. Ст. 23 законопроекта, называвшаяся «Переходные положения» и содержавшая гарантии иностранным инвестициям от изменений законодательства, ухудшающих положение иностранного инвестора, порядок определения ухудшения или улучшения положения иностранного инвестора; в первоначальной редакции состояла из семи пунктов. Ст. 23 Закона об инвестициях «Стабильность контрактов» содержит только одно положение, в соответствии с которым льготы, предоставленные на основании контрактов, заключенных с уполномоченным государственным органом по инвестициям до введения в действие данного закона, сохраняют свое действие до истечения срока, установленного в этих контрактах. Соответственно в законе не проводится различия между долгосрочными (свыше 10 лет) контрактами и контрактами, заключенными на срок до 10 лет, и по тем и по другим установлена единая процедура сохранения действия льгот до истечения срока контракта, на основании которого эти льготы предоставлены. Остается неясным, о каких льготах идет речь, о предоставленных по контрактам, заключенным с иностранными инвесторами, или по контрактам, заключенным с инвесторами, осуществляющими деятельность в приоритетных секторах экономики, или о тех и о других. В целом, по всему тексту закона не применяются термины «иностранные инвесторы» и «иностранные инвестиции», что свидетельствует о том, что законодательно устранены отличия в правовом режиме иностранных и национальных инвестиций и в правовом статусе иностранных и национальных инвесторов.
 
Однако если сравнивать положения утратившего силу Закона об иностранных инвестициях и нового Закона об инвестициях, то можно вывить существенные различия в правовом статусе иностранных инвесторов, закрепленном ранее, и в правовом статусе инвесторов, установленном действующим законом. Например, полностью исключены статьи, устанавливавшие гарантии использования собственных средств и гарантии при государственной проверке; оставшиеся гарантии изменились в сторону ухудшения положения иностранных инвесторов.
 
Закон об инвестициях объединил нормы, регулирующие отношения, связанные с инвестициями, и установил общий правовой режим для иностранных и национальных инвестиций, предоставив гарантии инвесторам, осуществляющим свою деятельность в РК. В частности, гарантии правовой защиты деятельности инвесторов на территории РК (полная и безусловная защита прав и интересов инвесторов законами и иными нормативными актами РК, а также международными договорами, ратифицированными РК; право на возмещение убытков, причиненных инвестору в результате издания не соответствующего законодательству акта государственного органа, а также в результате действия (бездействия) должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством); гарантии использования доходов; гарантии прав инвесторов при национализации и реквизиции. Первоначально в законопроекте предусматривались гарантии при осуществлении проверок уполномоченными органами (проведение проверок государственными органами, а также осуществление ими контроля или надзора за деятельностью инвесторов проводятся только в порядке и в сроки, установленные законодательством; право осуществления проверки, контроля и надзора за деятельностью инвестора принадлежит лишь тем органам, которым это право специально предоставлено законодательными актами). В окончательном варианте определяется, что контроль и надзор за деятельностью инвесторов осуществляются государственными органами, которым такое право предоставлено в соответствии с законодательными актами (ст. 7 Закона об инвестициях). По существу, это положение тоже можно отнести к гарантиям, потому что в нем устанавливается правило осуществления контроля и надзора только теми государственными органами, которым это право предоставлено в соответствии с действующим законодательством.
 
Вместе с тем, возникают определенные вопросы при рассмотрении отдельных положений данного закона. Во-первых, сфера регулирования закона, из которой исключены отношения, связанные с осуществлением инвестиций из средств государственного бюджета, и отношения, связанные с вложением капитала в некоммерческие организации, в том числе для образовательных, благотворительных, научных или религиозных целей. Представляется целесообразным, что отношения, связанные с осуществлением инвестиций из средств государственного бюджета, данным законом регулироваться не будут, так как государственное инвестирование не следует смешивать с частным. Но сама формулировка носит неконкретный характер, так как наряду с государственными инвестициями, есть и инвестиции, софинансируемые из средств государственного бюджета, как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Из смысла анализируемой нормы следует, что отношения, связанные с государственным софинансированием, также не включены в сферу регулирования, так как они осуществляются за счет государственных средств. Далее, отношения, возникающие по поводу организации и деятельности коммерческих организаций, в настоящее время регулируются гражданским законодательством и специальными нормативными актами, но отношения, связанные с вложением капитала в некоммерческие организации, должного законодательного закрепления еще не получили. То же самое относится и к интеллектуальным инвестициям, направленным на создание нематериальных благ, поэтому необходимо закрепить в действующем законодательстве основные начала их осуществления, хотя возможно и не следует смешивать эти виды инвестиций в одном законодательном акте.
 
Во-вторых, содержащееся в законе определение инвестиций, нуждается в серьезной доработке. Если исходить из общей классификации инвестиций на капиталообразующие и интеллектуальные, то в данном случае имеются в виду только капиталообразующие инвестиции. В принципе, подход законодателя понятен в виду того, что из сферы регулирования предлагаемого закона исключены отношения, возникающие при осуществлении интеллектуальных инвестиций, то и само определение инвестиций характеризует только капиталообразующие инвестиции. Однако в Законе об инвестициях прямого указания на это нет, и поэтому складывается впечатление, что инвестиции, как таковые, могут вкладываться лишь в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности. В общем, это определение представляет некий синтез определений инвестиций, содержащихся в различных законодательных актах (и, в первую очередь, в утративших силу законах об иностранных инвестициях и прямых инвестициях).
 
В-третьих, неудачное, на наш взгляд, название статьи 3 законопроекта - «объекты предпринимательской деятельности» было заменено в законе на «объекты инвестиционной деятельности», но по содержанию это положение не изменилось, так как в ст. 3 Закона об инвестициях говорится о том, что инвесторы имеют право осуществлять инвестиции в любые объекты и виды предпринимательской деятельности, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Однако и такая формулировка является не точной, потому что предпринимательская и инвестиционная деятельность не всегда совпадают по своему содержанию. Не вдаваясь в подробности этого вопроса, отметим, что разграничение между ними проведено в самом определении инвестиций (ст. 1 закона), товары, предназначенные для личного потребления, не подпадают под понятие инвестиций. Тогда как в предпринимательской деятельности одна из основных ее составляющих - это как раз таки розничная купля-продажа товаров, предназначенных для личного потребления. Анализ содержания этой статьи также позволяет предположить, что речь может идти не только о предпринимательской деятельности, но и о других видах деятельности.
 
В-четвертых, в самом законе объединены нормы, в основном, двух утративших силу законодательных актов - об иностранных инвестициях и о государственной поддержке прямых инвестиций. Но не следует забывать о том, что отношения, возникающие по поводу иностранных и прямых инвестиций, это не есть все инвестиционные отношения. Более того, и название закона и определенная сфера его регулирования предполагают, что им будут урегулированы отношения, связанные с инвестициями в Республике Казахстан, определены правовые и экономические основы стимулирования инвестиций, гарантирована защита прав инвесторов при осуществлении ими деятельности и порядок разрешения споров с участием инвесторов. К сожалению, так и непонятно, какие еще виды инвестиционных отношений, помимо вышеуказанных, будут регулироваться данным законодательным актом.
 
В-пятых, установленный ст. 9 Закона об инвестициях порядок разрешения инвестиционных споров, по сути дела, процедуру их разрешения не определяет. Выделены две группы споров: инвестиционные споры (споры, вытекающие из договорных обязательств между инвесторами и государственными органами в связи с инвестиционной деятельностью инвестора) и споры, не относящиеся к категории инвестиционного спора (в законе не содержится прямого указания на то, что под ними понимается). Если исходить из смысла анализируемой статьи, то получается, что только споры между инвесторами и государственными органами могут быть отнесены к инвестиционным, все остальные споры инвестора инвестиционными не являются и разрешаются в соответствии с законодательством РК. В отношении же инвестиционных споров иностранных инвесторов вообще не содержится никаких указаний. Очевидно, предполагается, что процедура их разрешения будет аналогична процедуре разрешения споров национальных инвесторов.
 
Получается следующее, вместо того, чтобы правовой статус национальных инвесторов поднять до уровня иностранных инвесторов, правовой статус иностранных инвесторов был приравнен к правовому статусу национальных инвесторов. Соответственно, от такого подхода к проблеме создания равных условий для осуществления инвестиционной деятельности в республике, не выигрывает никто: национальные инвесторы - потому, что их правовой статус не изменился; иностранные инвесторы - потому что их правовое положение ухудшилось.
 
Принятие нового Закона РК «Об инвестициях» от 8 января 2003 г. [45] является вполне закономерным. Необходим был единый основной инвестиционный закон, который бы объединил вокруг себя специальные акты, регулировавшие инвестиционные отношения и относившиеся до его принятия к различным отраслям законодательства. Уже с момента принятия Закона о государственной поддержке прямых инвестиций было ясно, что это первый шаг к уравниванию в правовом положении иностранных и национальных инвесторов.
 
Теперь с признанием утратившими силу законов об иностранных инвестициях и о прямых инвестициях, можно говорить о новом этапе в развитии инвестиционного законодательства. В этот период произошла систематизация законодательства о государственных инвестициях, государственном заимствовании и долге, о бюджетной системе и др. Принят единый кодифицированный закон - Бюджетный кодекс РК от 24 апреля 2004 г., в соответствии с которым утратили силу Законы РК «О бюджетной системе» от 1 апреля 1999 г., «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге» от 2 августа 1999 г.; «О контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов» от 29 января 2002 г. [256]. Бюджетный кодекс РК состоит из 12 разделов и 48 глав, из них вопросам государственных (бюджетных) инвестиций специально посвящен раздел 8 «Бюджетные инвестиции» (гл. 32 «Планирование и осуществление бюджетных инвестиций»; гл. 33 «Мониторинг реализации и оценка эффективности бюджетных инвестиций»); а также есть разделы, затрагивающие вопросы государственного инвестирования (раздел 10 «Бюджетное кредитование» и раздел 11 «Государственные и гарантированные государством заимствование и долг, поручительство государства»).
 
Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования бюджетного законодательства Республики Казахстан и деятельности Национального банка Республики Казахстан» от 5 июля 2006 г. внесены изменения в Бюджетный кодекс, в том числе и в статьи, регулирующие отношения, связанные с бюджетными инвестициями, Бюджетный кодекс дополнен новой главой 46-1 «Поручительство государства» и 12 новыми статьями; и др. Наряду с этим, Кодекс об административных правонарушениях РК дополнен новыми статьями - ст. 177-1 «Неосновательное (неправомерное) использование средств республиканского и местного бюджетов, в том числе целевых трансфертов и кредитов, а также связанных грантов, гарантированных государством займов, активов государства»; ст. 177-2 «Неэффективное использование средств республиканского и местных бюджетов, связанных грантов, гарантированных государством займов, активов государства»; ст. 177-3 «Нарушение правил ведения бюджетного учета, составления и представления отчетности»; ст. 177-4 «Нарушение условий и процедур предоставления бюджетных кредитов, государственных гарантий и поручительств государства» [257].
 
Данный этап ознаменовался также коренными изменениями в законодательстве о рынке ценных бумаг: приняты Закон РК «Об акционерных обществах» от 13 мая 2003 г. № 415-II [258] и Закон РК «О рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 г. № 461-II [259], соответственно утратили силу Законы РК «Об акционерных обществах» от 10 июля 1998 г., «О рынке ценных бумаг» от 5 марта 1997 г. [232] и «О регистрации сделок с ценными бумагами в Республике Казахстан» от 5 марта 1997 г. [233].
 
Модернизация законодательства о рынке ценных бумаг как важной составляющей инвестиционного законодательства и глобальная перестройка самого инвестиционного законодательства определили серьезные структурные изменения в системе законодательства. Вокруг нового Закона об инвестициях стали группироваться другие нормативные акты, отраслевую принадлежность которых в отсутствие единого инвестиционного закона довольно сложно было бы определить, поскольку это акты комплексного характера. В первую очередь, здесь следует назвать Закон РК «О соглашениях (контрактах) о разделе продукции при проведении нефтяных операций на море» от 8 июля 2005 г. [260] и Закон РК «О концессиях» от 7 июля 2006 г. [261]. Тут нужно отметить, что Закон о концессиях представляет собой комплексный законодательный акт, так как в нем определяется порядок предоставления концессионерам-инвесторам не только недр, но и земель, вод и других природных ресурсов, а также товарно-материальных ценностей, имеющих различный правовой режим.
 
Далее, среди законодательных актов комплексного характера, сферу регулирования которых составляют инвестиционные отношения, можно выделить Законы РК «Об Инвестиционном фонде Казахстана» от 6 июля 2004 г. № 575-ІІ и «Об инвестиционных фондах» от 7 июля 2004 г. № 576-ІІ. Наряду с этим, к числу таких актов можно отнести: постановление Правительства РК «О некоторых вопросах реализации Закона РК «Об инвестициях» от 8 мая 2003 г. [262]; постановление Правительства РК «О создании акционерного общества «Инвестиционный фонд Казахстана» от 30 мая 2003 г.; постановление Правительства РК «О некоторых вопросах акционерных обществ «Инвестиционная компания: Инвестиционный фонд Казахстана», «Банк Развития Казахстана», «Национальный инновационный фонд» от 22 января 2004 г. [263]; постановление Правительства РК «Об утверждении перечня инвестиционных проектов, предлагаемых к финансированию за счет средств негосударственных займов под государственные гарантии на 2005 год» от 24 мая 2005 г. [264]; приказ Председателя Комитета по инвестициям Министерства индустрии и торговли РК «О некоторых вопросах государственной поддержки инвестиций» от 18 марта 2003 г. [265]; приказ Председателя Комитета по инвестициям Министерства индустрии и торговли РК «Об утверждении Правил осуществления мониторинга и контроля за соблюдением условий контрактов на осуществление инвестиций, предусматривающих инвестиционные преференции» от 9 августа 2005 г. [266]; и другие акты.
 
Среди законодательных актов настоящего периода особо необходимо выделить Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по инвестициям» от 4 мая 2005 г., в соответствии с которым были внесены изменения и дополнения в Кодекс РК об административных правонарушениях от 30 июня 2001 г., Земельный кодекс РК от 30 июня 2003 г. и в Закон РК «Об инвестициях» от 8 января 2003 г. [267]. В большей степени изменения коснулись норм Закона об инвестициях, в частности, подверглись изменениям положения 9 статей (ст.ст. 1, 11, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 22) и появилась новая статья - ст. 21-1 «Мониторинг и контроль за соблюдением условий контрактов». Наконец, к числу важных актов, принятых в последнее время, следует отнести Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства» от 31 января 2006 г. [268], которым были внесены изменения во многие законодательные акты, в том числе и в Закон РК об инвестициях и в Закон РК о недрах и недропользовании. Если Закон о недрах и недропользовании был дополнен новой статьей 70-2 «Проверки по вопросам соблюдения недропользователями условий контракта», то Закон об инвестициях подвергся более существенным изменениям. Так, п.п. 10 ст. 1 был изложен в новой редакции, ст. 1 была дополнена новыми п.п. 12 «Рабочая программа», п.п. 13 «Оборудование», п.п. 14 «Комплектующие», ст. 7 и ч. 1 ст. 18 были изложены в новой редакции, ст. 21 была дополнена новым п. 3 и ст. 21-1 была изменена кардинальным образом (новое название «Контроль за соблюдением условий контрактов», если ранее статья состояла всего из двух пунктов, то теперь она состоит из восьми).
 
В целом указанные изменения и дополнения направлены на обеспечение соблюдения условий контрактов о предоставлении инвестиционных преференций со стороны инвесторов (или как их называет закон - юридических лиц РК, заключивших контракт), и соответственно на ужесточение контроля за деятельностью юридических лиц РК, заключивших контракт о преференциях. С одной стороны, вызывает сомнение целесообразность установления новых административных барьеров для инвесторов и других субъектов инвестиционной деятельности, но с другой стороны, нельзя не поддержать стремление законодателя к упорядочению инвестиционных отношений и к обеспечению надлежащей защиты публичных интересов (например, предусматривающих сохранность натурных грантов и своевременное их возвращение и т.д.). Необходимо отметить, что с принятием указанных законодательных актов была затронута только малая часть проблем, и нормы Закона об инвестициях нуждаются в дальнейшей доработке и в совершенствовании. Поэтому четвертый этап в развитии инвестиционного законодательства можно охарактеризовать следующим образом - этап становления инвестиционного законодательства как самостоятельной отрасли законодательства со всеми присущими ей признаками и характерными чертами.
 
Наряду с этим, этот период можно обозначить и так - этап равных возможностей для иностранных и национальных инвесторов. Но, при этом, не следует забывать и о том, что устойчивое экономическое развитие невозможно обеспечить без оптимального сочетания общегосударственных интересов и интересов как национальных, так и иностранных инвесторов - во главу угла должен быть поставлен принцип взаимовыгодноcти инвестиций. Без надлежащего законодательного закрепления правового режима иностранных и национальных инвестиций трудно будет сохранить уже имеющиеся и практически невозможно будет привлечь новые инвестиции в экономику нашей страны (в первую очередь, иностранные инвестиции).
 
Несмотря на полное исключение из нового закона норм, посвященных иностранным инвестициям, отдельные различия в их регулировании останутся, по крайней мере, до истечения сроков контрактов с иностранными инвесторами. То есть пока еще рано говорить о полном равенстве правовых режимов иностранных и национальных инвестиций, но законодательные основы для единого правового режима уже заложены. Значительные преференции будут предоставляться вне зависимости от того, иностранные или национальные инвесторы намерены осуществлять инвестиционную деятельность, главным будет соответствие инвестиционного проекта условиям, определенным законодательством об инвестициях.
 
Конечно, за пределами регулирования инвестиционного закона остался целый круг инвестиционных отношений, и, прежде всего, отношений, связанных с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг, осуществлением государственного (бюджетного) инвестирования, но уже можно сказать о преодолении разрозненности инвестиционных норм. На данном этапе специальное инвестиционное законодательство, ядром которого является Закон об инвестициях, окончательно сформировалось в самостоятельную отрасль законодательства РК.
 
Таким образом, результатом обновления системы законодательства РК и изменения содержания самого права стало появление новых правовых образований, как в системе законодательства, так и в системе права. Формирование инвестиционного законодательства как отрасли законодательства, безусловно, окажет влияние на состояние системы права. Вследствие того, что появление новой отрасли законодательства объективно приводит к структурным преобразованиям в системе права, дальнейшее развитие которой предполагает образование новых институтов и отраслей права.