Главная   »   Истоки. Зауре Омарова   »   В МИНИСТЕРСТВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
 
 



 В МИНИСТЕРСТВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

 

В июле 1966 года меня пригласили на бюро ЦК компартии Казахстана, предложили опять новую работу. Я должна была стать министром социального обеспечения КазССР. Перед этим мне было предложено поехать в Восточный Казахстан председателем облисполкома. На это я не могла согласиться. У меня дети были еще маленькими, а супруг — больной человек. Я не могла осложнить жизнь членов семьи. Тогда мне было другое предложение — пойти председателем комитета республиканского горнотехнического надзора. Работа эта мне была известна. Она требовала постоянных командировок по республике. Надо было ездить по промышленным предприятиям, объектам строительства. Это означало, что половину рабочего времени проводить вне дома. От этого предложения тоже пришлось отказаться. Мне было сделано соответствующее внушение, и меня отпустили.
 
Спустя пару недель опять стояла на бюро ЦК. Вопросы социального обеспечения мне были знакомы еще с Караганды, когда принимала своих посетителей. Будучи депутатом местного и Верховного Советов, еженедельно принимала своих избирателей. Большинство вопросов были ко мне именно по пенсиям, группе инвалидности, помещение в дома престарелых, психохроников, по протезированию и другие. Этими вопросами приходилось заниматься и в Совете Министров и в облисполкоме. Знала, что работа в собесе не из легких.
 
За доверие мне поблагодарила членов бюро ЦК, дала согласие работать в Министерстве. Это было время, когда не все министерства, ведомства в республике имели свои хорошие помещения. Минсобес временно занимал помещения старого протезного завода. Здесь же находился стационар, медтехника слуховые аппараты, протезы, оптика.
 
В те годы действовало Постановление союзного правительства, запрещающее строить административные здания для министерств, ведомств. Пришлось искать и найти выход из создавшегося положения вместе с обществом глухих.
 
Мы решили построить здание для размещения производственного предприятия для глухих. Потом по готовности через некоторое время в здании временно поместить аппарат Минсобеса. Так и вышло. Пришлось строить четырехэтажное здание в темпе и сдавать его в эксплуатацию. В этом здании министерство оставалось в течение 25 лет. В период перестройки там разместился Департамент труда и социальных дел.
 
Мне необходимо было знакомиться с делами, выезжая на места в облисполкомы, райсполкомы, в отделы соцобес-печения, присутствовать на заседаниях комиссии по назначению пенсий. Эта работа занимала у меня не один год.
 
Само положение, Закон о пенсионном обеспечении, казалось бы, умещался в одну книжечку, а для практического применения при назначении пенсий имелось много разъяснений, комментариев. Владеть этим — это первейшая обязанность работников системы. Бывая часто на местах, мне пришлось убедиться, что работники системы занимали весьма плохие служебные помещения. Весной и осенью в них было сыро из-за дождей, а зимой холодно.
 
Пришлось все это обобщить, специально обратиться с письмом в Совет Министров. На моем письме впоследствии была резолюция заместителя Председателя Совета Министров Иксанова Мустахима Биляловича в адрес облисполкомов с просьбой об улучшении условия работы райсобесов.
 
Действительно, эта резолюция вскоре возымела свое действие. В республике повсеместно улучшилось дело с помещениями для работников системы социального обеспечения. 
 
Следующий этап работы — это вопрос состояния кадров в социальном обеспечении. Квалифицированных кадров было мало. В самом министерстве людей с высшим образованием было 4%. Это начальники и их заместители, частично референты. В остальном, работники были со средним, неполным средним, даже начальным образованием.
 
От такой картины я пришла в ужас. Ясно, что с кадрами на местах не лучше, если не хуже.
 
Я обратилась с письмом опять в Совет Министров, чтобы обязали облисполкомы повернуться лицом к расстановке кадров для системы социального обеспечения. Одновременно просила, чтобы нам разрешили построить учебное заведение для подготовки своих кадров. Просила, чтобы выпускников юридических вузов в плановом порядке направляли к нам.
 
Пришлось открывать постоянно действующие месячные курсы по повышению квалификации при Минсобесе. Впоследствии мы построили техникум в Талды-Кургане для подготовки кадров. Но правительство распорядилось часть выпускников с нашего техникума направлять для работы в систему Министерства Юстиции, министром был Бекайдар Жусупов. По их просьбе еще одну треть выпускников направили в систему народного образования. К нашему огорчению, к нам пришла только одна треть выпускников.
 
В работе министерства было много нарушений — это незаконное назначение пенсий, пособий, незаконное противоправное определение группы инвалидности и много другого, с чем приходилось постоянно бороться. В аппарате ввели новый контрольно-ревизионный отдел по борьбе с хищениями, присвоением государственных бюджетных средств. На борьбу с этим злом приходилось тратить много времени и сил.
 
Правительство СССР совершило много нового в обеспечении пенсиями, пособиями и средствами передвижения инвалидов войны, были предусмотрены льготы по лечению, отдыху, бесплатному проезду в пределах страны. На все расходы ежегодно выделялось помногу миллиардов рублей.
 
Вопросы назначения и выплаты пенсий перевели на долю выплатных центров. Для этого построились ВЦ во всех областных центрах и г.Алма-Ата. Улучшились вопросы протезирования инвалидов. Был построен главный протезный завод.
 
С большим удовольствием вспоминаю о товарищах, работниках системы социального обеспечения. Это Гиндина Мирра Исааковна, Павличенко Валентина Дмитриевна, Потапова Маргарита Михайловна, Бивальд Олег Емельянович, Альжанова, Бабуров Михаил Муратович, Богданов Василий Афанасьевич и другие.
 
В областях работали Дуйсенбина Нурбану, Оспанова Рауза Зейнуловна, Поротиков Павел Никитович, Аубакиров Сармолда, Асенов Омар, Сейткулова, Утегенов Сакен Хайдарович, Мухамеджанов Толеш Айтмухамедович, Айтжанов Башир и другие.
 
Заместителями министра были: Забугин И.Е., Аскеева К.А., Ковалев П.А., Черепанов Н.А., Шатковский А.Ф., Шамжанова Роза. Все они работали в разные годы и продолжительно.
 
Многие работники были награждены орденами, присвоены звания «Заслуженный юрист» республики, «Заслуженный экономист».
 
К нам стали приезжать из других республик Союза, даже с Запада. В 1970 году к нам приехал министр труда и социального обеспечения ФРГ г-н Арендт. В 1973 году приехал министр Швеции г-н Асплинг со своими соратниками. Живо интересовались нашим законодательством, работой. Они посещали наши дома престарелых и инвалидов, знакомились с системой обществ глухих и слепых и их предприятиями.
 
По личному приглашению министра Швеции Асплинга Я и министр России Комарова Дина Павловна посетили Швецию, знакомились с их постановкой дел социального обеспечения.
 
Нас стали приглашать для участия на международных форумах, конференциях. В СССР социальное обеспечение тогда было самым лучшим в мире. Бывало, когда наши люди выступали за рубежом, их выступления всегда встречало интерес и одобрение участников.