Главная   »   История казахской ССР. Е.Бакмаханов   »   Культура кипчаков
 
 



 Глава вторая

 

ДРЕВНИЕ ФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА
 
 
Культура кипчаков
Некоторые памятники культуры древнего Казахстанасохранились до наших дней. Еще сейчас около г. Джамбула можно увидеть остатки мавзолея Айша-Биби, построенного при Караханидах. Это небольшое однокупольное здание с резным орнаментом на стенах. Около того же города находится мавзолей Бабаджи-хатун, сооруженный также в XI в. И по сей день на мавзолее есть надпись, что в нем похоронена некая Бабаджи-хатун.
 
Древние жители Казахстана оставили после себя богатое устно-поэтическое творчество (сказки, легенды, песни, пословицы и поговорки), в котором отразились заветные думы народа, его стремление к свободе и ненависть к поработителям. Многие пословицы и сейчас не утратили своего значения. Например, пословицы о труде: «Труд не пропадет даром», «Камень разбивает голову, труд дробит камень».
 
Сохранились памятники письменной литературы. Однако их было немного. Это объясняется тем, что казахский народ был неграмотным, у него не было своего алфавита. Грамотными были лишь отдельные представители господствующего класса, и пользовались они арабским алфавитом.
 
К лучшим образцам письменной литературы караханидского периода относится поэма «Кутатгу билиг» («Наука о том, как делаться счастливым»), написанная в 1069 г. Юсуфом, родом из города Баласагуна. В ней говорится о феодалах, купцах, скотоводах, ремесленниках, о положении народа, который изнывал под игом феодалов. Поэма дает представление о социальном строе Караханидского государства. Приведем, например, слова автора, обращенные к князю:
 
Если ты хочешь править многочисленным народом,
То делай три вещи, чтобы дело твое имело успех;
Пусть правая рука держит меч и бьет.
Пусть левая разделяет добытые богатства.
Пусть язык произносит слова сладкие, как сахар,
Тогда подчинится князь и раб, великий и малый.
 
Другим письменным памятником литературы этой эпохи является «Диван-лугат-ат-тюрю? («Словарь тюркских наречий»), составленный Махмудом Кашгарским в конце XI века. Словарь написан на арабском языке и состоит из трех томов.В нем содержатся ценные сведения по истории, фольклору, языку племен и народностей Казахстана и Средней Азии.
 
В Средней Азии и Казахстане развивалась также и наука. Выдающимся ученым был Фараби (870—950). Он родился в городе Отраре (по р. Сыр-Дарье). Фараби был крупным математиком и врачом. Ему принадлежит более ста работ по различным отраслям знаний. Фараби доказывал несотворенность мира. Веру в загробную жизнь он считал выдумкой.
 
Другим известным ученым-мыслителем того времени был Бируни (973— 1048). Родился он в древнем городе Кят— столице Хорезма. Бируни выступал против религии и высказал догадки о вращении Земли вокруг Солнца. Важное значение для науки имеют его сочинения по астрономии и математике. Правительство пыталось приблизить к себе Бируни, однако ни золото, ни серебро, которое ему обещали, не прельстили ученого. Бируни с гордостью говорил: «Люди знают, что серебро уходит, а наука остается. Я же исхожу из велений разума и никогда не продам вечное, непреходящее научное знание за кратковременный мишурный блеск».
 
К крупнейшим ученым Средней Азии относится Авиценна (980—1037), родившийся близ Бухары. Свою жизнь он посвятил науке. О своих юных годах Авиценна писал: «Я не досыпал ни одной ночи, да и в течение дня не занимался ничем иным, кроме наук… Такую жизнь вел я, пока не усвоил твердо всех наук и не овладел ими настолько, насколько это вообще доступно человеку».
 
Значительный интерес для науки представляют его труды по минералогии и химии.
 
Авиценна выступал против ислама. «За безбожье свое перед собой одним я в ответе», — говорил он.
 
<< К содержанию                                                                                Следующая страница >>