Глава седьмая
КАЗАХСТАН В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Музыка
К выдающимся деятелям казахской музыки первой воловины XIX в. относится Курмангазы Сагырбаев, известный больше под именем Курмангазы. Курмангазы (1806—1879) родился в Букеевском ханстве в бедной крестьянской семье. Родители рано отдали его в пастухи. Живя среди народа, он познал его горе и страдания. Став музыкантом и композитором, Курмангазы создал много выдающихся произведений. До нас дошло около 30 его кюйев. Народ полюбил Курмангазы за страстное обличение угнетателей, за свободолюбие. Феодально-байская знать преследовала Курмангазы, Его не раз заключали в оренбургскую тюрьму, откуда он убегал. В тюрьме он подружился с русским рабочим Лавочкиным. Ему и его матери Курмангазы посвятил замечательный кюй «Лаушкан» («Лавочкин»), Объясняя своему другу Лавочкину содержание кюйя, он сказал: «Мать есть мать, на каком бы языке ни говорила, ее язык понятен всем. Посвящаю этот кюй русской матери в знак сыновней благодарности ей, а мой кюй тоже говорит на понятном всем языке. Мой кюй скажет яснее, чем я сам».
Курмангазы мастерски играл на домбре не только казахские кюйи, но и русские песни («Коробейники», «Светит месяц» и другие).
Значительная часть кюйев Курмангазы носит биографический характер. В песне «Аш боры» («Голодный волк») он поет о себе:
Дружбу сильных уподоблю раскатам грозы,
Кто за правду, не выронив лишней слезы?
Не покинувший битвы при тысяче гневных врагов,
Не подвластный аллаху Курмангазы.
В народе популярны кюйи «Тюрмеден кашкан» («Побег из тюрьмы») и «Ксен ашкан»(«Снятие кандалов»), где композитор гневно протестует против несправедливости и беззакония и зовет народ к свободе и счастью. Среди произведений Курмангазы особо выделяется кюй «Сары-Арка» («Золотая степь»), в котором воплощена мечта народа о счастливом будущем. Один из ранних кюйев «Кишкентай» («Малый») посвящен Исатаю Тайманову.