§ 17. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАЗАХСТАНА

Первые трудности в сфере промышленности. Казахстан перешагнул порог XX в. отсталой аграрной страной с неразвитой промышленностью. За годы гражданской войны крупная промышленность сократилась в два раза, а добыча нефти совсем прекратилась. При отступлении белогвардейцы нанесли большой вред промышленным предприятиям: они затопили шахты Караганды, рудники Джезказгана и Успенска, подожгли обогатительную фабрику при Спасском заводе, увезли ценное оборудование. В результате таких диверсионных актов на Эмбинском нефтяном промысле из 174 скважин работали всего восемь. На железнодорожном транспорте ситуация была еще тяжелее: из-за отсутствия топлива, нехватки паровозов и вагонов, разрушения дорог и мостов железная дорога вообще не работала. Больше половины паровозов, весь парк вагонов нуждались в капитальном ремонте.

Из-за разрушения электростанций, отсутствия топлива и сырья остановились заводы и фабрики. В то время в Казахстане имелось около 10 тыс. промышленных предприятий, но большинство из них были мелкими и треть из них бездействовала. Промышленность не смогла обеспечить население даже минимумом самого необходимого. В связи с нехваткой продовольствия в некоторых районах начался голод, свирепствовали эпидемии малярии, гриппа. Если к этому добавить сотни тысяч погибших в огне гражданской войны и оставшихся калеками и инвалидами, то нетрудно догадаться, какими бедствиями для народа оборачивается любая война.
 
Меры по восстановлению промышленности. К этим трудностям добавились трагические последствия неурожая 1921 г. и джута 1920— 1921 гг. Однако ситуация постепенно стала улучшаться. В 1922 г. значительно увеличилась урожайность посевов, что позволило возобновить работу предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. В Кустанайской, Уральской и Семипалатинской губерниях, Павлодаре и других местах были введены в действие крупные мельницы. В Северном Казахстане заработали маслодельные заводы, было построено более 20 маслозаводов, восстановлены Елецкий и Коряковский соляные промыслы. На юге были введены в строй хлопкоочистительные, кожеотделочные и шерстомоечные заводы. На Каргалинской суконной фабрике в несколько раз увеличился выпуск продукции. Начался процесс укрупнения производства. В 1923 г. в Петропавловске были введены в действие чулочная, кожевенная и текстильная фабрики и чугунолитейный завод, в Алма-Ате и Талгаре — кожевенные заводы. Начали восстанавливаться и крупные предприятия.
 
В 1925 г. эмбинские и доссорские нефтяные промыслы довели выпуск продукции до уровня довоенных лет. Ожила и полиграфическая промышленность, в результате больше стало выпускаться газет и журналов и на казахском, и на русском языках. Была возобновлена работа Риддерского рудника и Карсакпайского медеплавильного завода, обращено особое внимание на железнодорожный транспорт. В первую очередь была восстановлена Ташкентская железная дорога, проходящая через большую территорию Казахстана. На восстановление этой дороги были направлены группа высококвалифицированных кадров, большое количество рабочих, выделено много паровозов, вагонов, топлива, запасных частей и ремонтного материала. Были построены новые железнодорожные линии, связывающие страну с хлебными районами, в том числе железная дорога Петропавловск — Кокчетав — Славгород — Кулынды — Павлодар. Жетысуйская железная дорога была продолжена от ст. Луговой до Бишкека.
 
Новый этап в развитии промышленности Казахстана. Для превращения Казахстана в развитую республику необходимо было всестороннее развитие его промышленности, особенно тяжелой. Казахстан обладал для этого достаточным запасом природных ресурсов, но надо было изыскать средства, необходимое оборудование и квалифицированные кадры. Такую помощь оказали в первую очередь РСФСР, Украина и другие республики.
 
1926—1940 гг. представляют собой новый этап в развитии промышленности Казахстана. В эти годы особое внимание было обращено на развитие отраслей тяжелой промышленности—нефтяной, угольной, цветных металлов. За короткое время были построены и введены в эксплуатацию Чимкентский свинцовый завод, Балхашский медеплавильный завод, Ачисайский полиметаллический комбинат. Ударными темпами строились Текелийский полиметаллический, Джезказганский медеплавильный комбинат, Усть-Каменогорский цинковый завод и другие гиганты тяжелой индустрии.
 
Особо быстрыми темпами развивалась угольная промышленность. Карагандинский бассейн по объему добычи угля вышел на третье место в стране. В его высококачественном угле нуждались не только в республике, но и другие крупные промышленные предприятия страны.
 
По добыче нефти Казахстан вышел на третье место после РСФСР и Азербайджана.
 
В 1928—1940 гг. общая протяженность железных дорог республики удвоилась. Были построены и введены в эксплуатацию Туркестано-Сибирская, Акмолинске-Карагандинская, Карагандинско-Балхашская, Жарыкско-Джезказганская железные дороги. Эти дороги связали внутренние районы Казахстана друг с другом и с республиками Союза и имели очень важное народнохозяйственное значение.
 
За эти годы в Казахстане было построено и введено в действие около 150 крупных промышленных предприятий, в результате Казахстан превратился в индустриальную республику. Однако большинство этих предприятий носили обрабатывающий характер.
 
Туркестано-Сибирская (Турксиб) железная дорога была построена раньше срока благодаря энтузиазму и героическому труду рабочего класса. Строительством Турксиба руководили многие выдающиеся деятели республики. Среди них можно отметить Т. Рыску лова, в то время заместителя Председателя Совнаркома РСФСР. Он был председателем комиссии по оказанию помощи строительству Турксиба.
 
Однако в развитии промышленности республики имелись существенные недостатки. Все предприятия были перерабатывающими. Что это значит? Например, вся промышленная продукция добывается из недр в виде сырья. А вот предприятия, производящие 
 
Т. Рыскулов
 
конечную готовую продукцию — машины, оборудование, станки и т.д. в Казахстане не были построены, поэтому сырье увозили в другие республики и перерабатывали там же, и производили чистый бензин, керосин, газ, золото, серебро, сталь, машины и другую промышленную продукцию.
 
Формирование рабочего класса Казахстана. Бескрайняя Казахская степь превратилась в гигантскую строительную площадку. Это способствовало количественному и качественному росту рабочего класса, начавшего формироваться только в конце XIX в.
 
Особое внимание уделялось подготовке квалифицированных рабочих кадров из среды казахов. Вначале на некоторые крупные промышленные предприятия были приглашены со всех концов страны рабочие-специалисты. Например, донбасские шахтеры переехали на постоянную работу в Караганду, азербайджанские нефтяники — на промыслы Эмбы. Они передавали свои знания и опыт казахским аульным ребятам. Кроме того, рабочие проходили специализацию, повышали свою квалификацию на крупных родственных предприятиях в различных регионах страны.
 
Повсеместно были созданы комитеты по привлечению казахской молодежи на промышленные предприятия, в ряды рабочего класса. Для обучения рабочим профессиям работали специально созданные кружки, курсы, фабрично-заводские училища. Специалистов со средним специальным образованием готовили в техникумы.
 
Все эти мероприятия способствовали росту числа рабочих кадров. Быстрыми темпами росла и численность казахов среди рабочих. Если в 1937 г. количество рабочих в Казахстане составляло 700 тыс. человек, то из них 40% составляли казахи, 90% — молодежь в возрасте до 30 лет.
 
Передовики и новаторы производства. Знаменитый карагандинский шахтер Тусуп Кузембаев (1880—1958) свой трудовой путь начал в раннем возрасте. В 16—17 лет он устроился чернорабочим на шахту, принадлежавшую одному из первых капиталистов. Саночник, крепильщик, бурильщик — вот краткий перечень его специальностей. В результате неустанного труда и поисков его усовершенствования стал одним из лучших шахтеров всего Карагандинского бассейна. Так, например, в 1935 г. работу по креплению забоя он поручил своему помощнику, а сам занимался полностью добычей угля. Это позволило в 4 раза перевыполнить дневную норму. Чуть позже он перекрыл свои прежние достижения. Его новые методы стали достоянием всех шахтеров бассейна. За высокие показатели и новаторство в труде ему было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.
 
Бурильщик Риддерского рудника Билял Икласов был крестья-нином-бедняком. В 1929 г. он поступил горнорабочим на Экибас-тузский завод, ас 1931 г. работал откатчиком на руднике Риддер. Освоив секреты бурения, он становится квалифицированным бурильщиком. Одновременно Б. Икласов заканчивает 5 классов школы для взрослых, участвует в областных и республиканских слетах передовиков и новаторов производства, делится опытом.
 
Начиная с середины 30-х годов стали расти ряды передовиков производства. Например, в угольной промышленности к ним можно отнести В. Братухина, И. Турышева, А. Афанасьева, в нефтяной промышленности — С. Зурбаева, С. Жанбатырова, на железнодорожном транспорте — Л. Березняка, Т. Сатбаева и др.
 
В эти годы на крупных предприятиях начинается трудовая деятельность первых групп казахской молодежи, окончивших высшие учебные заведения и получивших инженерные специальности. Впоследствии многие из них внесли большой вклад в индустриальное развитие республики.
 
Д. А. Кунаев родился в 1912 г. Свою трудовую биографию он начал в 1936 г. после окончания Московского института цветных металлов и золота — машинистом бурового станка Коунрадского рудника Балхашского медеплавильного завода. Позже он был главным инженером, директором этого рудника, директором Лениногорского рудоуправления рудника Риддер.

В течение 30 лет Д. А. Кунаев возглавлял правительство республики и республиканскую партийную организацию. За выдающийся вклад в развитие народного хозяйства и культуры Казахстана советское правительство трижды присваивало ему почетное звание Героя Социалистического Труда. Д. А. Кунаев с 1986 г. находился на пенсии, умер в 1994 г., похоронен в г. Алматы.
 
Рост промышленности способствовал росту городов. Один из крупнейших и красивых городов Казахстана—Караганда — в начале 30-х годов представлял собой поселение, состоящее из множества юрт, саманных домов и землянок. Для строительства города были выделены большие средства. За несколько лет почти на пустыре возник современный многоэтажный город со всеми культурно-бытовыми и социальными объектами. Если население Караганды в 1935 г. составляло 70 тыс. человек, то через три года эта цифра удвоилась, половину жителей составляли бывшие аульные казахи, ставшие шахтерами.
 
Стала расти численность рабочих и в других городах и населенных пунктах. Например, из 18 тыс. жителей Аягуза половину составляли рабочие, в подавляющем большинстве железнодорожники.
 
Заметно расширились маленькие населенные пункты, такие, как Арысь, Карсакпай, Алга, Доссор, Макат, превратившиеся в рабочие поселки. В каждом из них проживало более 10 тыс. населения. В мес-ечке Балхаш, насчитывавшем в 1932 г. всего 5 тыс. жителей, через пять лет численность населения достигла 30 тыс.
 
Быстро росла столица республики — Алма-Ата. Были построены десятки промышленных предприятий, в том числе электростанции, механический, кирпичный, деревообрабатывающий заводы, плодоконсервный и мясо-молочный комбинаты; уложены десятки километров трамвайных дорог и асфальта. Столица постепенно превратилась не только в административный, но и в научный и культурный центр республики, открылись шесть высших и девять среднеспециальных учебных заведений, около 100 школ, заработали театры и библиотеки. В 1937 г. численность жителей города составила более 220 тыс. человек.
 
 1. Как была восстановлена промышленность Казахстана?

 2. Приведите конкретные примеры, свидетельствующие о развитии промышленности в 1926—1940 гг.

 3. Какую роль сыграл Турксиб в развитии экономики республики?

 4. Какие факторы способствовали ускоренному развитию промышленности?

 5. Какие недостатки имели место в развитии промышленности?

 6. Как был сформирован рабочий класс Казахстана?

 7. Кого вы знаете из передовиков и новаторов производства и в чем их заслуги?
<< К содержанию

Следующая страница >>