

§ 19. ИЗ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСТАНА в 20-30-х годах XX в.
На пути развития культуры в Казахстане стояли очень большие трудности. Количество образованных людей в республике было сравнительно невелико. Подавляющее большинство образованных людей, причастных к движению “Алаш”, подвергались гонениям. Среди руководителей центральных органов, ведающих вопросами культуры, имелось достаточное количество шовинистически настроенных, проводивших политику “удержания инородцев в холодной клетке” — культурной политики. Для проведения активной культурной политики в крае не хватало необходимой материально-технической базы.
Ликвидация неграмотности среди взрослых. Советская власть уделяла особое внимание ликвидации неграмотности среди взрослого трудоспособного населения. Для этой цели были выделены соответствующие средства, учебные помещения, учителя, учебные принадлежности. В 1924 г. было образовано общество “Долой неграмотность!”. Оно занималось непосредственно ликвидацией неграмотности среди взрослых. К концу 1928 г. численность грамотных среди населения республики достигла 25%. Но этого было явно недостаточно, тем более, что грамотность среди казахов была еще ниже.
Из-за нехватки учительских кадров, слабой материально-технической базы работа по ликвидации неграмотности среди взрослых в первые годы шла очень медленными темпами.
Значительная часть населения все еще вела кочевой образ жизни. В 1931 г. Президиум ЦИК КазССР и Совет Народных Комиссаров ввели обязательное всеобщее обучение населения в возрасте от 15 до 50 лет. Большой вклад в распространение грамотности среди населения внесла молодежь. Трудовой народ с энтузиазмом взялся за учебу. Несмотря на усталость после трудовых будней, люди собирались в вечерних школах.
В результате в 1939 г. грамотность среди населения республики достигла 65%. К 20-летию со дня образования республики неграмотность среди взрослого населения в возрасте до 50 лет в основном была ликвидирована.
Развитие народного образования. В Казахстане стал осуществляться закон об обязательном четырехклассном начальном образовании для детей. Желающие могли продолжать свое образование дальше в семилетних и десятилетних школах. Претворение в жизнь требований данного закона сопровождалось большими трудностями: не хватало средств, школьных зданий, учебников и других школьных принадлежностей, учительских кадров. К середине 20-х годов, наряду со школами с казахским и русским языками обучения, в республике работали татарские, узбекские, уйгурские, немецкие и одна эстонская начальная школа. Необходимо было обеспечить эти школы учебниками на родном языке, подготовить соответствующие учительские кадры. Кроме того, увеличилось количество беспризорных детей и сирот,

М. Дулатов
которых следовало зарегистрировать, определить в государственные учреждения, обеспечить их необходимым, дать образование. В 1932—1933 гг. было выявлено и определено в детские дома свыше 100 тыс. сирот и беспризорников.
Начиная со второй половины 30-х годов, в области народного образования произошли значительные сдвиги. Было построено много школ. Открывались пришкольные интернаты, стали издаваться большими тиражами школьные учебники на родном языке. Крупный вклад в развитие народного образования в республике, особенно казахских школ, в этот период внесли казахские ученые-просветители, государственные и общественные деятели, писатели и поэты А.Байтурсынов, Ж.Аймауытов, М.Жутабаев, КСатпаев, С.Асфендияров, С.Садвакасов, Г.Мусрепов, М. Дулатов, которые писали учебники и пособия для школ.
Из года в год увеличивался и улучшался состав учительских кадров. Наиболее заслуженные, передовые учителя были удостоены почетных государственных званий и награждены орденами и медалями. Среди них С.Кубеев, Л.И.Добранская, И. В. Волков, С.Акышев, А. Акатов, Ш.Сарыбаев и другие видные представители народного образования.
Профессиональное образование. Республика испытывала острую нужду в кадрах со средним специальным профессиональным образованием. В связи с этим уже в начале 20-х годов стали открываться техникумы. Первыми были открыты педагогические техникумы. В эти годы функционировали 11 техникумов по подготовке специалистов сельского хозяйства, промышленности, органов здравоохранения. К 1940 г. было уже 119 техникумов, в них обучалось свыше 30 тыс. будущих специалистов.
В 1928 г. открылось первое высшее учебное заведение в Казахстане — Казахский педагогический институт (ныне — Казахский национальный университет им. Абая). В 30-х годах было открыто несколько высших учебных заведений: Уральский и Кзыл-Ординский педагогические институты (1931—1932), ветеринарно-зоотехнический (1929), сельскохозяйственный (1930), медицинский (1931) институты. Событием большого культурного значения стало открытие в 1934 г. Казахского государственного университета.
Одновременно с КазГУ в Алма-Ате открылся Казахасий государственный горно-металлургический институт (ныне — Казахский национальный технический университет им. К. И. Сатпаева) — первый вуз по подготовке инженерно-технических кадров в республике. В Уральске, Семипалатинске, Петропавловске, Чимкенте, Актюбинске,

К. Сатпаев
Караганде и Кустанае были открыты учительские институты, позже преобразованные в педагогические. Накануне Великой Отечественной войны в Казахстане функционировало 20 высших и 118 средних специальных учебных заведений, которые за короткие сроки выпустили около 10 тыс. специалистов с высшим и 20 тыс. со средним специальным образованием.
Большая заслуга в формировании казахстанской интеллигенции принадлежит представителям других народов СССР. В 30-х годах в высших и средних специальных учебных заведениях различных регионов страны обучалось свыше 20 тыс. казахстанцев. В высших учебных заведениях республики преподавательской и научно-исследовательской работой занимались тысячи представителей вузов и научно-исследовательских учреждений Центра. Среди них были такие выдающиеся ученые, как Б. Домбровский, Н. П. Орлов, М. П. Иванов, К. П. Персидский и др.
Большой вклад в развитие высшей школы в Казахстане, внесли С. Асфендияров, Т. Жургенов, С. Сейфуллин, А. Байтурсынов, О. Жандосов, М. Ауэзов, К. Жубанов и другие деятели науки и культуры.
С каждым годом увеличивалось количество высших и средних специальных учебных заведений. Были открыты техникумы по подготовке кадров для сельского хозяйства, горной и нефтяной промышленности, финансовых органов и автомобильного транспорта. В различных сферах — сельскохозяйственной, здравоохранения и народного образования — сформировались слои интеллигенции, возросла численность кадров национальной интеллигенции. Однако нехватка научно-технических кадров для народного хозяйства ощущалась остро.
Учебный процесс в высших и средних специальных учебных заведениях был приспособлен к сырьевому направлению промышленности республики. Например, очень мало было подготовлено кадров для отраслей машиностроения. Во время приема в вузы была заметна малочисленность среди студентов, особенно технических вузов, молодежи казахской национальности.
Научно-исследовательские работы. В 1920 г. было учреждено общество по изучению Казахстана. Активное участие в его работе принимали такие известные ученые, как С. Асфендияров, А. В. Затаевич, К. Жубанов, Ж. Аймауытов, А. П. Чулошников, А. Байтурсынов, А. Диваев, А. Ю. Якубовский, М. Жолдыбаев и др. В городах Петропавловске, Кокчетаве, Уральске и Кзыл-Орде начали свою работу филиалы общества. Общество приступило к созданию

С. Сейфуллин
учебников на казахском языке, переводу учебников с русского на казахский язык и совершенствованию казахской письменности.
Вышли первые книги по истории, этнографии я археологии Казахстана. Начались раскопки исторических мест, работы по исследованию памятников истории. Первыми можно считать работы по раскопкам развалин древнего г. Тараза.
В 1932 г. была создана казахстанская база Академии наук СССР в составе двух секторов — зоологического и ботанического сада в г. Алматы. В 1935 г. были открыты сектора геологии и истории, в 1935 г. — Казахский национальный научно-исследовательский институт искусства, состоящий из двух секторов: казахского языка и литературы и народного творчества.
Значительную роль в истории науки Советского Казахстана сыграла сессия Научного совета АН СССР, посвященная комплексному исследованию природных богатств Алтай-Иртышского, Джезказган-Улытауского районов, и сессия АН СССР по проблемам разведки Урало-Эмбинского района.
Организовались научные экспедиции по исследованию недр и полезных ископаемых Казахстана. Эти экспедиции исследовали угольные месторождения Караганды и Экибастуза, свинцовые месторождения Ачисая и нефтяные месторождения Эмбинского бассейна. На базе этих научно-исследовательских работ в 1938 г. был образован Казахский филиал Академии наук СССР.
Большой вклад в развитие науки в Казахстане внесли руководители АН СССР С. Н. Вавилов, В. Л. Комаров и известные ученые — академики А. Н. Самойлович, А. Д. Архангельский и др. Бок о бок с ними трудились казахские ученые. В казахстанской науке особое место принадлежит академику К Сатпаеву. В середине 30-х годов казахские ученые выпустили ряд серьезных научных работ. К их числу можно отнести “Историю Казахстана с древнейших времен” С. Асфендиярова, труды С. Сейфуллина по проблемам языкознания и литературы, а также работы С. Муканова, А. Байтурсынова, К.Жубанова.
Развитие литературы. Особое место в развитии казахской советской литературы в 20—30-х годах XX в. занимали известные деятели казахской литературы С. Сейфуллин, М. Дулатов, Г. Мусрепов, Б. Майлин и др. В это время были опубликованы замечательные произведения казахских писателей и поэтов. Казахская поэзия пополнилась поэмами “Советстан” и “Кокшетау” С. Сейфуллина, “Сулушаш” С. Муканова, “Кулагер” И. Жансугурова, “Куралай сулу” И. Байзакова. Романы “Азамат Азаматыч” Б. Майлина, “Карткожа” Ж. Аймауытова, повесть М. Ауэзова “Событие в Караш-Караш” и

К. Байсеитова, К. Жандарбеков,
М. Тулебаев
другие подняли казахскую литературу на новую, более высокую ступень. Драматические произведения М. Ауэзова “Айман— Шолпан” и “Ночные раскаты”, Б. Майлина “Жалбыр”, Г. Мус-репова “Кыз-Жибек” и “Козы-Корпеш — Баян-Сулу”, Ж. Ай-мауытова “Карьеристы” и “Защитник народа” завоевали любовь зрителей и вошли в репертуар театров.
В конце 20-х годов ряды казахских писателей пополнились группой талантливых молодых писателей и поэтов, таких, как Г. Орманов, А. Тажибаев, А. Жумагалиев, К. Аманжолов, Ж. Сыздыков, А. Сар-сенбаев, Т. Жароков, Д. Абилов, К. Бекхожин и др.
В эти годы казахская литература обогатилась переводами произведений мировой литературы: И. А. Крылова в переводе A. Байтурсынова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. Шиллера и Г. Тукая в переводе Ж. Аймауытова, Гёте, Гейне, М. Горького, B. Иванова в переводе М. Жумабаева и др.
В начале 30-х годов открылись большие возможности для творческой деятельности народных акынов. Ж. Жабаев, Н. Байганин, Ш. Кошкарбаев, О. Шипин, И. Байзаков создали поэмы, дастаны о народных батырах, о восстании 1916 г., о революции и героях труда.
Развивалась и литература других народов Казахстана. Нашли путь к сердцу читателей романы русского писателя И. Шухова “Горькая линия” и “Ненависть”. X. Алиев выпустил сборник произведений уйгурского устного народного творчества. Увидел свет сборник произведений молодых уйгурских поэтов Н. Исраилова, О. Мухаммади, Т. Хасанова, X. Искандерова. М. Хамраев написал первый уйгурский роман.
Произведения известных казахских писателей были переведены на другие языки народов Казахстана и СССР.
Развитие казахского искусства. В эти годы в Алма-Ате, Акмоле (ныне—Астана), Семипалатинске, Петропавловске, Уральске, Кустанае и других городах стали работать клубы, народные театры. Организованные при них агитбригады, передвижные театры ставили постановки, давали концерты в войсковых частях, среди населения городов и сел.
Большой вклад в пропаганду казахского музыкального искусства (песни и кюи) внес А. В. Затаевич. В течение нескольких лет он объехал почти все регионы Казахстана и записал на ленту свыше 2300 казахских народных песен и кюев, выпустил сборники “1000 песен казахского народа” и “500 казахских песен и кюев”, сыгравшие огромную роль в формировании казахского искусства.
Из среды народа стали выделяться замечательные сказители — жырау, певцы, танцоры различных жанров искусства. Участник всемирных этнографических концертов в Париже (1925) и Германии (1927) казахский певец А. Кашаубаев стал лауреатом этих конкурсов и покорил западноевропейских слушателей своим прекрасным голосом и великолепным исполнительским мастерством.
В 1926 г. был открыт первый казахский национальный театр. У истоков его стояли Е. Умирзаков, С. Кожамкулов, К. Куанышбаев,
А.Кашаубаев, И. Байзаков, К. Жандарбеков, К. Бадыров и др. Руководил театром талантливый драматург, режиссер и артист Ж. Шанин (1891—1937). В 1933 г. в Алма-Ате открылся первый в истории уйгурского народа музыкальный драматический театр, а в 1937 г. в Кзыл-Орде — корейский театр.
В 30-х годах была заложена основа киноискусства Казахстана. Алма-Атинским отделением “Востоккино” были сняты фильмы “На джайляу”, “Турксиб”, “Песни степей”, “Джут”. В 1938 г. при участии студии “Ленфильм” была снята кинокартина “Амангельды”.
Были заложены и основы живописи. Большую роль сыграл в этом П. Г. Хлудов. Его ученик, впоследствии народный художник Казахстана А. Кастеев, внес большой вклад в становление и развитие этого вида искусства в республике.
Препятствия и потери на пути развития культуры. Успехов в развитии культуры Казахстана могло бы быть намного больше, если бы не препятствия тоталитарной системы, утвердившейся в СССР начиная с 20-х годов. Она не давала возможности для развития национальных культур, подгоняя их под идеологические стереотипы социалистического реализма. Все те, кто ратовал за развитие казахского языка, искусства, национальных обычаев и традиций, были подвергнуты репрессиям. Тысячи известных деятелей казахской культуры, искусства, литературы, научной и творческой интеллигенции стали жертвами сталинских репрессий, были расстреляны как “враги народа”, “шпионы иностранных разведок”.
В результате революции, гражданской войны, голода, насильственной коллективизации и перехода к оседлости погибло 1 млн. 700 тыс. казахов, свыше 600 тыс. человек покинули пределы родины. Над казахским народом нависла угроза уничтожения как нации. В результате сталинской расправы над интеллигенцией угроза нависла и над генофондом нации. В течение каких-нибудь 10 лет дважды менялся казахский алфавит — от арабской письменности к латинскому алфавиту (1929) и от латинского к русскому алфавиту (1940). Народы Средней Азии и Казахстана и народы Поволжья и Северного Кавказа, духовное наследие которых было написано на арабском языке или арабским алфавитом, были лишены возможности постигать свое наследие.
1. Для чего нужна государству всеобщая грамотность населения?
2. Когда и как была ликвидирована неграмотность взрослого населения в Казахстане?
3. Какие меры были осуществлены для обучения детей школьного возраста?
4. Какой вклад внесли высшие и средние специальные учебные заведения в подготовку специалистов?
5. В каких направлениях велись первые научно-исследовательские работы в Казахстане?
6. Назовите деятелей, внесших вклад в развитие высшего образования и науки.
7. Назовите известных писателей Казахстана 30-х годов и их произведения.
8. Какие жанры искусства стали развиваться в 20—30-х годах в Казахстане? Назовите деятелей искусства, внесших большой вклад в их развитие.
9. Какие препятствия стояли на пути развития культуры?
10. Какие мероприятия проводились в вашем крае по развитию культуры?
<< К содержанию |