§ 21. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Ремесло. Истоки народного творчества тесно связаны с образом жизни народа, с традициями хозяйствования. Казахское прикладное искусство отличается своим национальным своеобразием, глубоким художественным содержанием. Образцы декоративно-прикладного искусства являются не только эстетическим наследием, но и дают представление о миропонимании, традициях, художественном вкусе народа на определенном историческом этапе его развития.
 
Мастерство кузнецов, ювелиров, краснодеревщиков и ткачей нашло свое воплощение в предметах декоративно-прикладного искусства.
 
Прикладное искусство достигло расцвета еще во времена древних саков, усуней и гуннов. Ремесленники в основном изготавливали домашнюю утварь, постельные принадлежности, предметы домашнего обихода, кожаную сбрую, одежду, женские украшения и др.
 
Широкое распространение получили обработка кожи, ткачество, ювелирное дело.
 
Видное место занимало изготовление различных изделий из шерсти — украшения для юрт, кошма, ковер, циновка, сундук для продуктов, одежды, посуды и других предметов быта. Из кожи после соответствующей обработки шили одежду, обувь. Шерстяные изделия ткали на различных деревянных станках.
 

 

Памятники архитектуры. Развитие строительной техники и зодчества было тесно связано с ростом городов. Для строительства домов и общественных зданий применялись различные материалы: глина, камень, дерево, камыш, жженый кирпич. В крупных городах большое внимание уделялось строительству общественных зданий: дворцов, караван-сараев, бань, мечетей, медресе и других объектов. О них мы узнаем не только по письменным источникам, но и по материалам археологических раскопок на территориях древних городов Отрар, Тараз, Баласагун и др. Культурные средневековые сооружения из камня и кирпича сохранились до сих пор.
 
Мавзолеи Айша Биби, Бабаджа Хатун, Карахана, Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане, Арыстан баба близ развалин древнего Отрара сохранились и в данное время реставрируются.
 
Архитектура. Упадок городов и городской культуры в Казахстане в XVI—XVII вв. особенно отразился на развитии зодчества. От этого времени не сохранилось каких-либо монументальных памятников. До нас дошли лишь стены сооружений, построенные из глины, известняка, гранита, песчаника. Это остатки крепостных стен, мечетей, мавзолеев, башен. Развалины свидетельствуют о том, что несмотря на разорительные войны, народные зодчие продолжали развивать свое искусство.
 
Архитектурные памятники XVI—XVII вв. лучше всего сохранились на Сырдарье, в районе Каратау, в долинах Таласа, Чу, Сарысу и Тургайской степи. Памятники архитектуры встречаются на Мангышлаке, в бассейнах Сагиза, Эмбы, в Центральном Казахстане, в Семиречье, в горах Алтая и Тарбагатая.
 
По свидетельству письменных источников, к лучшем произведениям архитектуры XV—XVI вв. относились мавзолеи казахских ханов Джанибека и Касыма, находившиеся в древнем некрополе в Сарайчике, мавзолеи Есима и Жангира (XVII в.), построенные в Туркестане.
 
С развитием народной архитектуры неразрывно связана и декоративная живопись и прежде всего стенная роспись. На стенах обычно изображались различные бытовые, охотничьи, военные сцены и эпизоды из жизни умерших. Например, весьма интересны росписи
 
Надгробия
 
на стенах мавзолея в низовьях Эмбы (Кулсары), фрески в архитектурных памятниках Сырдарьи, низовьях Таласа и долины Чу.
 
Архитектурные памятники, сгруппированные вдоль древнего караванного пути от Сарайчика в Ургенч—Ушкан, Шурук, Мын-Суалмас, Сейсен-Ата, являются высшим достижением искусства.
 
Народный календарь. Новый год у древних тюрков начинался 22 марта — в день весеннего равноденствия. Каждый год 12-летнего цикла летосчисления носил название животного: 1) Мышь; 2) Корова; 3) Барс; 4) Заяц; 5) Дракон; 6) Змея; 7) Лошадь; 8) Овца; 9) Обезьяна; 10) Курица; 11) Собака; 12) Свинья.
 
Число зодиакальных созвездий равно числу месяцев в году. Каждый месяц обозначается знаком созвездия, в котором солнце в этот месяц находится. Древние тюркские наименования месяцев сохранились в труде Юсуфа Баласагуни “Благодатное знание” (XI в.), в более позднее время применялись их арабские синонимы.
 
Древнейшим свидетельством существования 12-летнего животного цикла у тюрков является упоминание его в орхоно-енисейских надписях.
 
С распространением ислама в Казахстане стал применяться и мусульманский календарь, ведущий летосчисление с 622 г. н. э. (год хиджры — переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину). За основу этого календаря взято время, за которое происходит полная смена фаз луны. Начало года в мусульманском календаре постоянно смещается по отношению к сезонному, оно приходится то на лето, то на зиму. Пользоваться таким календарем в обществе, хозяйственная жизнь которого тесно связана со сменой природных явлений, было крайне неудобно. Поэтому лунный календарь широкого распространения среди казахов не получил и применялся лишь в религиозной и административной сфере.
 
В XVI—XVII вв. у казахов существовали специалисты — “есепши”. Есепши каждый год занимались прогнозированием погоды, определяли время сезонных работ, перекочевки, устанавливали високосные годы.
 
У казахов существует множество легенд, сказок о небесных светилах. В древности и средние века купол юрты использовали в качестве часов. Каждая юрта превращалась в маленький планетарий, где из поколения в поколение передавался опыт наблюдения за звездами.
 
 
 1. Каким образом занятия животноводством влияли на материальную культуру казахов?

 2. Как развивалось прикладное искусство и в чем его особенности?

 3. Когда и в связи с чем появился казахский народный календарь?

 4. Каким видом ремесел чаще всего занимались казахи? Какие предметы изготовлялись?

 5. Опишите памятники архитектуры, расположенные на территории Казахстана.
<< К содержанию

Следующая страница >>