Платон

17 июля 2013 - Библиотекарь

 Платон

Платон (428/427-348/347 до н. э.), греческий философ и поэт. Родился в Афинах в знатной семье. Настоящее имя — Арис-токл. Прозвище Платон 'широкоплечий' получил в молодости, будучи борцом. Получил прекрасное образование. Слушал, возможно, лекции гераклитика Кратила, знал популярные в Афинах сочинения Анаксагора, был слушателем Протагора и других софистов. В 407 г. стал учеником Сократа и после первой же беседы с ним сжег свою трагическую тетралогию, подготовленную для ближайших Дионисий. В течение восьми лет неизменно следовал за любимым учителем, пока в 399 г. Сократ по приговору суда принял яд в афинской тюрьме.

Убедившись в неотвратимости приговора учителю и опасаясь за собственную жизнь, Платон бежал из Афин в Мегару, затем уехал в Египет и Кирену (где встретился с Аристиппом и математиком Феодором), а оттуда то ли прямо в Южную Италию — колыбель элеатизма (Парменид, Зенон Элейский) и пифагорейства (Пифагор), то ли ненадолго возвратился в Афины и лишь после поехал в Италию. В Таренте посетил известного пифагорейца Архита, а в Локрах — Тимея. Около 388 г. Платон уехал на Сицилию, в Сиракузы, где правил Дионисий I Старший. Приверженцем философии Платона стал Дион, родственник Дионисия, но Платон поссорился с тираном, и тот удалил его из государства. По возвращении в Афины основал там первую философскую школу — знаменитую «Академию».
В 367 г. в Сиракузах умер Дионисий Старший, и Платон, по просьбе Диона, вновь приехал ко двору сиракузских тиранов в надежде, что новый правитель Дионисий Младший поддастся его влиянию и что он таким образом воплотит в жизнь мечту о философе на троне и о государстве, управляемом мудрым и справедливым царем. Но миссия не удалась. Дионисий Младший сначала гостеприимно принял философа и заинтересовался его учением, но в конце концов вынудил Платона покинуть Сицилию, а Диона, подозревая в заговоре, приговорил к изгнанию. В 361 г. Платон предпринял третье и последнее путешествие на Сицилию по просьбе Диона и пифагорейцев, но тиран не только отказался возвратить Диона, но и конфисковал его имущество. Удерживаемый в Сиракузах насильно, Платон только при содействии Архита смог покинуть государство. Возвратившись в Афины, он до самой смерти руководил «Академией».
До нас дошли, вероятно, все ученые произведения Платона, поделенные на 9 тетралогий, которые наглядно демонстрируют развитие философии Платона и ныне объединяются в четыре последовательные группы: сократические, средние (платонические и среднеплатонические) и поздние: 1) «Евтифрон», «Апология Сократа», «Критон», «Феаг», «Лахет», «Лисид», «Хармид», «Протагор», «Алквиад I», «Алквиад II»; 2) «Гор-гий», «Менон», «Евтидем», «Кратил», «Гиппий Меньший», «Гиппий Больший», «Ион», «Менексен»; 3) «Теэтет», «Софист», «Парменид», «Филеб», «Пир», «Федр», «Федон», «Ти-мей», «Критий»; 4) «Государство», «Политик», «Законы», «Послезаконие» и «Письма». Сохранилось также небольшое количество поэзий Платона.
В диалогах раннего периода главную роль играет Сократ. Дифференцируя этические понятия вместе со своими собеседниками, он указывает, какие определения не следует принимать за истинные, разбивает аргументы противника, возобновляет попытки, ни одна из которых его не удовлетворяет, и в конце концов оставляет вопрос открытым (на это впоследствии будут ссылаться скептики). Здесь еще нет речи об идеях.
Диалоги среднего периода представляются наиболее зрелыми в художественном отношении («Пир», «Федр», «Государство»), их отличают четкость композиции и поэтическое вдохновение. Платон формулирует в них принципы своего идеализма, выразителем которого он делает Сократа.
Произведения позднего периода содержат модифицированное учение об идеях (концепция Мировой Души — «Филеб», «Тимей»). Сократу в них принадлежит роль слушателя, а в Законах он и вовсе не появляется.
Все философские сочинения Платона, кроме «Апологии Сократа» и «Писем», являются диалогами. Платон считается творцом этого жанра литературной прозы.
 
Деятельность Платона в «Академии», которая стала школой будущих политиков и юристов, три его путешествия в Сиракузы и два величайших произведения «Государство» и «Законы» свидетельствуют, что одну из главных задач своей жизни он видел в работе по исправлению государственного устройства. Теорию идеального государства он полнее всего представил в «Государстве» и развил в «Законах». Государство должно служить идеям мира и справедливости. В соответствии с тремя основными его функциями (управление, защита и производство материальных благ) население делится на три касты: правящие мудрецы-философы, воины и ремесленники. Справедливое государственное устройство должно обеспечить их гармоничное сосуществование .
 
Подробнее см.: А. Ф. Лосев. Платон // Большая советская энциклопедия; Большая Российская энциклопедия; Античные писатели.
Словарь. — СПб.: Изд-во «Лань», 1999.
 
<< К содержанию                                                                                Следующая страница >>