Главная   »   История Казахстана за 10 класс. Хрестоматия. С. Жолдасбаев   »   ДУХОВНАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ — МИССИОНЕРСТВО
 
 



 ДУХОВНАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ — МИССИОНЕРСТВО

Одним из главных направлений колониальной политики было вовлечение местного населения в христианскую веру, через которую легко было отлучить народ от веры, языка. Эта политика систематично претворялась в жизнь с присоединением Казахстана к России. Большую роль в этом играли миссионерские общества.
 
В секретном донесении “О распространении христианства среди казахов” военного губернатора сибирских казахов генерал-губернатору Западной Сибири замечено, что “в области сибирских киргизов в 1863 г. жили 140 013 мужчин и 123 202 женщины. Они считаются мусульманами, но требования ислама особо не соблюдаются. Этим особенно отличаются северные районы. За Есилем и в Каркаралинске сохраняются требования ислама. Потому должны проводиться миссионерские работы по пропаганде христианской веры”.

 

Вместе с тем в данном донесении указывается, что казахи, прислуживающие казакам, принимают христианство, государство предлагает привилегии переметнувшимся казахам — так увеличилось число новообращенных в христианство.
 
Миссионерская политика во II половине XIX в. особенно ощутимо проводилась на востоке Казахстана. Процесс работы постоянно публиковался в Омском епархиальном вестнике. Пролистав номера этого журнала за 1898— 1899 гг., мы убедились, в каком направлении проводились эти работы:
 
1. Стройка церквей в казахско-русских селениях, привлечение туда местного населения.
 
2. Открытие церковно-приходских школ, обучение в них казахских детей.
 
3. Проведение пропагандистских работ среди местного населения.
 
4. Обучение основам христианской веры казахов, учащихся в русских школах. Например, в отчете Омской епархии 1898 г. были проведены работы с 402 казахами.
 
В 1890—1898 гг. в Шульбе, Александре, Татаре, Атбасаре были построены храмы. В Акмоле в пользование дали Константино-Елецкую крепость. Атбасарский храм был построен для крещеных казахов. На строительство дома для крещеных казахских детей было выделено 15000 рублей. Дома в этих целях были построены близ Семипалатинска, Бокена.
 
В 1899 г. для семипалатинских казахов были построены храмы в Преображенске, Тумареты, Татаре. Такая же церковь была в Большенамыре.
 
В это время работали шесть школ, в том числе церковноприходских; в Заречной Слободе, Преображенске, Бокене учились 189 мальчиков, 80 девочек, 24 из них — казахи. Священное писание изучалось на казахском языке. Епархиальный вестник Омска пишет, что “ученики познакомят родителей со Священным писанием на родном языке”.
 
Миссионеры не ограничивались казацко-русскими станицами и местным населением вокруг, они пропагандировали веру и в отдаленных районах. Но эта работа встречала сопротивление со стороны казахов и их священнослужителей.
 
Как отмечено в 18-м отчете за 1899 г. Омского епархиального вестника, местный народ, проявляя недовольство миссионерством, даже переселялся в Китай.
 
Казахские рабочие на руднике Федорова воспринимали как врага крещеного казаха Моисея Петрова, который, опираясь на местные власти, наказывал рабочих за малейшие провинности. В ответ на это рабочие потребовали снять его с должности, иначе они его убьют. После невыполнения этого требования рабочие объявили забастовку.
 
И. И. Алтынсарин был против миссионерской политики. Он активно участвовал в просвещении народа, но смело проявлял недовольство уроками христианской веры. Работая учебным инспектором в Тургайской области, он в письме инспектору Оренбургского учебного округа по делам татарских, башкирских, казахских школ В. Катаринскому пишет о миссионере А. Бессонове, учителе и директоре Орской школы учителей: “Приходится сообщить вам печальную весть… Они начали проповедовать в 3-х и 4-х классах школы Евангелие”. Дальше И. Алтынсарин пишет: “Пусть утвердят чрезвычайный приказ о запрете обучения религиозным дисциплинам в учительской школе, пусть они преподаются отдельно”. И требовал освободить Бессонова от учительской должности.
 
М. Тынышбаев писал: “До сих пор закрывают мечети, медресе, уничтожают священные книги, не принявших Евангелие на казахском и христианство пугают ссылкой в Сибирь, заставляют клясться вере… принужденно удерживают их в миссионерских домах, запрещают писать на казахском. Как все это не назвать крестовым походом теократического, бюрократического правительства великой державы России против других наций?”
 
Такими были российские миссионерские действия в казахской степи.
Карасаев Г. Казак тарихы, 2000. 6. С. 19—21.

<< К содержанию