ГОСУДАРСТВО КАРЛУКОВ
В беде согдийские беки были оставлены без помощи, но от них по-прежнему требовалась верность империи. Гао Сянь-чжи арестовал правителя Чача за предательство и отправил в Китай, где его казнили. Все понимали, что за подобной жестокостью стояла алчность полководца империи, ведь богатства казненного бека достались ему. Это подтолкнуло согдийцев к арабам. Сын убитого привел мусульманский отряд Зияда ибн Салиха, добавил к нему своих согдийских друзей и окружил город Талас. Гао Сянь-чжи ринулся помогать городским воинам, туда же подтянулся подданный империи карлукский ябгу со своими конными войсками. На стороне империи было около 30 тысяч человек — ферганцы, кашгарийцы, кушасцы. Число арабов и согдийцев неизвестно, но, наверняка, их было не меньше. Две армии встретились в 751 г. в июле близ реки Талас в местечке Атлах. Ожесточенная битва длилась пять дней без ощутимого перевеса той или другой стороны. Однако в решающий момент карлуки ударили по тылу войска Гао Сянь-чжи, и имперцы проиграли. Гао Сянь-чжи бежал в Китай.
Халифат не смог воспользоваться плодами победы. В восстаниях 750 г. против омеядов Абу-Муслима и Абу-ль-Абаса были задействованы все силы народа.
Победитель Таласского сражения Зияд ибн Салих оказался участником многих тайных операций и сложил голову под топором. Однако поражение до такой степени напугало китайцев, что они отказались от мысли завоевать Запад. Империя сама стояла на грани развала.
Было мнение, что Таласское сражение позволило мусульманской культуре опередить китайскую культуру. Однако судьба одного сражения не может определить путь развития целой страны. Империя Тан принесла на запад не китайскую культуру, а свое политическое верховенство. Но это была невыполнимая задача. Ненависть кочевых ханств — уйгуров и карлуков — была непобедимой ненавистью. Военная мощь империи 751 г. получила отпор везде: киданские имперцы были разгромлены на востоке, тибетцы и новое, едва возникшее государство Наньчжао — на юге, а внутренние противоречия, не заставив долго ждать, привели к неожиданным переменам, которые заставили Китай остаться в своих границах. Таласское сражение было лишь звеном в длинной цепи событий.
Карлуки. Несмотря на то что с этнической точки зрения карлуки были очень близки туркитам, они никогда не могли жить мирно. Когда в 650 г. была истреблена алтайская ветвь толес-туркитов, карлуки оказали поддержку имперскому корпусу в этом немилосердном деле. Эта поддержка в Китае была воспринята как подчинение империи, но на самом деле карлуки вошли в состав империи Тан только в 657 г. во время завоевания Западнотюркского каганата.
Зависимость от империи не обременяла карлуков. Их вожди получили китайские звания, а в остальном ничего не изменилось. Во времена второго каганата карлуки самоотверженно защищали свою свободу и достигли полной победы. Несмотря на то что именно их предательский удар по тылу войск Гао Сянь-чжи решил судьбу Таласского сражения, они стремились сохранить союз с империей. Поэтому когда тюркский ябгу Абусы, сдавшийся имперцам в 744 г., восстал в 752 г. и разрушил Шофан, карлуки в 753 г. вышли против его войск и ударом с запада полностью разгромили их. Абусы был пленен карлуками, отправлен в Китай и брошен в темницу. Карлукский ябгу был признан “царем Алтая”.
С этого времени дела карлуков пошли вверх. Их единственный соперник — Тюргешское ханство — начал распадаться. В 756 г. вспыхнула ссора между черными и желтыми потомками. Эта вражда окончательно обескровила тюргешей, и когда в 759 г. началось нападение карлуков, тюргеши не смогли оказать сопротивления. До 766 г. карлуки, завершив завоевание Семиречья, Таласа, устьев реки Чу, дошли до Западного Тянь-Шаня. Часть тюргешей подчинилась карлукам, другие, переселившись на восток, покорились уйгурам. С этих пор карлуки стали единственными хранителями степной культуры в Средней Азии. Они до 960 г., пока сами не перешли в мусульманскую религию, в течение 200 лет сдерживали напор ислама. Наверное, не считая нужным, карлуки прекратили все сношения с Китаем.
Однако китайцы сохранили “четыре крепости” западного края — Кушу, Карашар, Хотан и Кашгар, а также Байтин и Джунгарию. Шато сохранил верность императору, но дорогу к Китаю отрезали уйгуры и, устав от их налогов, в конце концов сдались победоносному Тибету.
Западная политика империи Тан потерпела неудачу. Во второй половине VIII в. Китай и Великая степь снова стояли друг против друга как два враждующих мира.
Гумилев Л.Н. Древние тюрки. Алматы, 1994. С. 369—372.