ХАНСКАЯ ВЛАСТЬ В КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ
В начале XVIII в. политическая структура казахского общества и судьба этнообщинного сообщества невольно впали в кризис, который был последствием нападений со стороны Джунгарии и агрессивной политики России и Цинской империи. Великий жырау, ровесник тех времен, пишет:
Пойдешь так — есть кокандцы,
Грозные, что твой отец.
Так пойдешь — есть калмыки,
Хотят силой покорить тебя.
Так пойдешь — есть русские,
Отдашь сына — дадут кров.
Так пойдешь — есть китайцы,
Враг за твоей спиною.
В двух строфах заключен не только военно-политический кризис того времени, но и завоевательная тактика и политические методы тех стран. Несмотря на это, казахское общество придерживалось традиционного политического строя и процесса социального развития.
Два вида власти, являющиеся составной частью степной цивилизации: политическая и потестарная системы указывают на то, что формирование и развитие казахской государственности корнями уходит в глубокое прошлое. Казахское ханство XVIII в. является историческим социальнополитическим строем, вобравшим в себя степные традиции государственности. Если примером государственности любого этноса является признание верховной власти законной, то известно, что казахское общество было этносоциальным организмом с усовершенствованным сословным строем. Высшая государственная политическая власть сосредоточивалась в руках ханов и султанов. Из древних памятников тюркского и монгольского народов известно, что должность “хана” была свойственна обоим народам. В труде Курмангали Халида слово “хан” по смыслу было близко арабскому “эмиру”, “падишаху”. “Хакан” стоял выше хана и соответствовал западному “императору”. О казахских правителях сведения встречаются в русских документах. Есть статья в словаре Брокгауза — Ефрона о ханской власти. Там говорится: “Хан — титул правителя татароподобных восточных народов, ранее, возможно, назывался каганом” и рассматриваются институты ханской власти и его осуществление.
В казахском обществе ханами были харизматические личности. Харизма с греческого обозначает “божий дар”, в казахском означает “божий дар для народа”, “священная личность”. Что означали эти слова для народа? Известный просветитель Ч. Валиханов пишет: “Казахи много значения придают святости, они считают священными некоторые природные явления, огонь, птиц и животных, предметы быта. Почитание этих вещей приводило к счастью и богатству, а несоблюдение традиций и обрядов — к нищенству”. Значит, благодать приносила народу счастье и богатство.
В народном сознании “благодать” означало плодородие, богатство, счастье. Есть пословица: “Придет благодатный гость — овца разродится двойней, придет неблагодатный гость — волк зарежет овец”.
К. Ибраева, говоря о схожести культур тюркских народов Евразии, дает определение слову “благодать”. “Благодать” означало иранское “фарн”, определяющее харизму царской власти. Термин “фарн” в переводе означает “милостивая судьба”, “счастье”, “величие царя”.
Казахский народ надеялся, что избранный ими и поднятый на белый войлок хан принесет им счастье, богатство, мир.
Если овце попадется благодатный баран,
Ягненок не умрет от болезни,
Если правитель будет благодатный,
Народ не будет разрозненным.
В трудах Машхура Жусупа есть много историй о ханской власти. Например, “Бухарский хан сказал: “Сын мой, я лучше или Абылай лучше?” Ребенок ответил: “Абылай лучше”. Бухарский хан спросил: “Отчего он лучше меня?” Ребенок ответил: “Абылай хан рожден сиянием, направляющим его стрелу, а ваши предки — Белые мангуты, Ток мангуты”.
Чингизид Ч. Валиханов, хорошо знавший казахский менталитет, пишет об “аксуйеках” (белой кости) — аристократах, торе: “В сознании народа они рождены из солнечного сияния, значит, созданы по-особому, наделены богоподобной властью”.
Это мнение одобряет немецкий этнограф И. Георг, путешествовавший в казахской степи в XVIII в. По И. Георгу: “Казахи не совсем подчинялись воле ханов, но уважали их как особо священных персон”.
Царская власть в целях колонизации казахской степи использовала отдельных правителей, но стремилась ослабить ханскую власть. Это подтверждают слова генерал-губернатора Неплюева.
В начале XIX в. русские чиновники запрещают самую ключевую часть избрания хана в потестарной политической системе казахского общества — поднятие хана на белый войлок. Здесь заметно стремление царского правительства изменить традиционную государственную систему казахов.
Понятиями “идти против хана — идти против Бога” и “если ханский сын стал мостом, не наступи на него”, внушалось, что, ханская власть священна. Особый признак идеологии — чингизидство. Политические традиции власти пришли к нам из тюркских времен. Алаша хан, Уыз хан, Чингисхан закрепили “новый порядок”, права чингизидов на высшую политическую власть. Со временем правила “Жаза” превратились в идеологическую, психологическую зависимость. Об этом востоковед В. П. Юдин пишет: “Чингисхан и его потомки укрепляли чингизидский шаманизм, в их новой системе эти легенды и сказания придавали боевой дух воинам. Но чингизидство было не только верой, оно являлось идеологией, мировоззрением, философией, инструментом правовой системы, оккультной доктрины, опорой просвещения, организации общественного и семейного порядка. Чингизидство проповедовало права чингизидов на особую верховную власть. Дать власть не чингизидам считалось бесчеловечным, противозаконным действием”.
Со времени первых ханов преемственность власти не была прямой. После смерти Керея ханом стал его брат Жанибек, после Жанибека — сын Керея Бурундук, после него сын Жанибека—Касым хан, после него — его сын Мамаш. Со временем наследование стало очень демократичным. Из родственных султанов выбирали наиболее влиятельного. Это решалось на ханском совете. После ханских детей старшими считались его братья, но это право иногда нарушалось. В Казахском ханстве хан избирался на основе майората, т.е. старшему — власть, младшему — богатство. В основе преемственности лежала меритократия, т.е. ханом избирали особо мудрого и влиятельного человека. Казахские ханы выбирались не по уровню жизни, а за личностные качества. Большую роль играл субъективный фактор — личные качества хана. Описывая судьбы великих кочевых империй, В. Радлов писал: “Если глава такого государства ослабит свою власть, то союз подвластных ему племен распадался и воевал друг с другом или образовывал новое государство под началом другого правителя”.
Эти особенности сразу были замечены русскими дипломатами. В 30—40-х годах XVIII в. Тевкелев, посол России в Казахстане, и П. И. Рычков, делопроизводитель и автор истории Оренбурга, писали о преемственности ханской власти: "Хан избирался в порядке наследования. Кого выберут старейшины рода, тот и был ханом, его власть и честь были связаны не с ханским троном, а с умением управлять страной”.
Много сведений об этой традиции оставил А. Левшин: “Каким бы аристократом ханский наследник ни был, не выделяясь умом, мудростью и другими качествами, он не мог набрать много голосов”.
“Избрание хана проходило на курултае “Возвышение хана” с участием султанов и представителей родов”.
Бикенов А. Xанская власть в казахском обществе.// Қазак тарихы,
2000. № 3.
<< К содержанию |