МАСТЕРА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ СЕДЕЛ

Казахские седла изготовлялись из березы и состояли из двух лук — передней и задней, двух боковых частей — пластины и центральной рамы. Для средней и боковых частей подбирались плошки правильной формы без сучков. Для луки брали ту часть березового ствола, где он разъединяется в две стороны. В Центральном и Северном Казахстане луку изготовляют и из корня березы. Для этого ствол очищают от коры и оставляют в тени сушиться. Корни тоже предварительно сушат. Затем изготовляется грубая форма будущего седла и снова сушится. После этого все детали закладываются в казан с соленой водой и кипятятся примерно на время дойки кобылицы и снова оставляются в тени для хорошего просыхания. По словам мастеров, дерево, “сваренное” в соленой воде, никогда не трескается. После тщательной обработки, шлифовки деталей седло собирается. При этом особое внимание обращается на медные гвозди: они не должны выступать над поверхностью. Средняя часть соединяется с деталями посредством кожаных лент. Иногда все детали скрепляются между собой только кожаными ремнями. Деревянные части шлифуются рашпилем, кусочками стекла. Все регионы Казахстана делают седла по такой форме. Но внешний вид седел и способы их украшения в разных регионах разные. Как правило, седла для женщин делают большими и украшают резьбой, узорами, другими деталями, но встречаются они редко. В 70—80-х годах прошлого века женские седла практически перестали делать.

Обычно всю конскую сбрую, начиная от уздечки и кончая потником, подпругой и стременами седел, делал один мастер. Это была трудоемкая работа. Луки таких седел обшивались серебряными пластинами или украшались серебряными бляхами. По материалам раскопок стало ясно, что украшения для женских седел делали несколькими способами. Обычно на поверхность таких седел наносили железные пластины по заранее определенному симметричному рисунку. Затем к основе прикреплялись серебряные пластинки с нанесенными на них различными орнаментами и узорами (бараний рог, единорог, геометрические фигуры, растительные узоры). Такие ложные затемнения используются как фон. При правильном исполнении затемненное серебро смотрится очень красиво.
 
Широко применялись при украшении женских седел различные узоры. В железных деталях делался надрез и вырезались узорные желоба, на остальную площадь накладывались серебряные пластинки. Обычно под такие украшения подкладывалась цветная кожа или плюш.
 
Они придавали благородство металлическим украшениям. Если не было цветной кожи или дорогого металла, седло просто красили ярко-желтой и красной красками или по нескольку раз смазывали растительным маслом для яркости.
 
Аргынбаев Х. Ремесло казахского народа. Алма-Ата, 1987. С. 21.
<< К содержанию

Следующая страница >>