СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА И ХОЗЯЙСТВО КАРЛУКСКОГО КАГАНАТА
В карлукском обществе сформировалось несколько типов хозяйств. Они разделяются на кочевое, полукочевое и оседлое. Если в рассматриваемом периоде у кыпчаков и огузов в основном преобладало кочевое хозяйство, то у кар-луков, по большей части, имело место полукочевое хозяйство. Причины этого следует искать в исторически-географических особенностях. Карлуки, с одной стороны, граничили с огузами, кыпчаками, кимаками, с преимущественно кочевым скотоводством, а с другой — находились рядом с занимавшимися земледелием согдийцами. К тому же на их социально-экономическое развитие воздействовали наличие многих городов на их территории и прохождение Великого Шелкового пути через карлукские земли.
Археологические работы в Семиречье подтверждают правильность этих утверждений. Несмотря на то, что в селении Баба-ата, относящемся к карлукскому периоду, преобладало скотоводство, сохранившиеся железный серп, семена арбуза и дыни, остатки хлебных злаков доказывают параллельное развитие оседлого земледелия. Академик А. Маргулан считает, что в VIII—X вв. нижнее течение Или, Каратальскую равнину и Коксу населяли оседлые и полуоседлые тюркские народы. Оседлые обитатели не только в городе, пригороде, но и в степных регионах жили по соседству с кочевниками.
На Илийской равнине скотоводство было кочевым. Там кочевка между степными зимовками и горным жайляу не превышала 200 км. Еще одна особенность такого хозяйства состоит в том, что на весенних и осенних пастбищах они долго простаивали на одном и том же месте, часто в предгорьях. Обнаружение множества населенных пунктов в предгорьях объясняется развитием этого вида хозяйства. Определенные группы кочевников и полукочевников по разным социальноэкономическим причинам и из-за политической ситуации становились оседлыми. Основные причины этого: усиление классового разделения, мор скота, нехватка пастбищ и др.
Еще одна причина перехода на оседлость: принятие тюрками принесенного арабами ислама. Тюрки, принявшие эту веру, были “газы”, т.е. защитники и проповедники веры; смешавшись с местным населением, перешли на оседлость. Такое явление в карлукском периоде часто встречалось в областях Шаша и Испиджаба.
По китайским источникам, населявшие Сахару древнетюркские роды раньше зимой держали скот на реках Сырдарья, Чу, Талас, летом пасли его между реками Иртыш, Есиль, Тобол и доходили до Уральских гор и Оби. Эта традиция сохранилась у казахов вплоть до середины XVIII в. По словам средневекового арабского писателя Ибн Асира, главные племена тюрков, летом населяя прохладные места, к зиме шли в теплые земли (течение Сырдарьи, окрестности Таласа, Чу), в 60-х годах стали принимать исламскую веру. Это подтверждают и китайские источники.
О населении карлуками Каркаралинской местности известно из китайских источников. А в устном народном творчестве говорится:
Қаркаралы, Қазылык
Жататүғын жазылып.
(т.е. Каркаралинск, Казылык лежали рядом.)
Издавна известно, что карлуков иногда называют “казы-лык”. Казылык часто упоминается в “Манасе”. Большинство известных ученых-тюркологов считают, что гора Казылык находится на земле казахов. По-нашему, Казылык — название горы в Туркестане. Тогда летнее расположение карлуков: Каркаралинск — Сарыарка, а зимой они шли к Семиречью и юго-западу, к горе Казылык.
Основное занятие кочевых карлуков — скотоводство. Они растили овец, лошадей, коз, коров и верблюдов. В скотоводстве особое место у них занимает выращивание крупнохвостых овец и выносливых быстрых лошадей. Тюрки особенно любили есть конину и пить заквашенное кобылье молоко — кумыс.
У карлуков были свои особенности при выращивании лошадей. В XIII в. у тюркских народов широкое распространение получили низкорослые, широкоспинные, тонко-голенные смешанной породы лошади. Таких быстроходных, выносливых и не нуждающихся в особом уходе полудиких лошадей тюрки выводили, скрещивая домашних лошадей с дикими лошадьми. Некоторые страны для заполучения таких лошадей снаряжали специальные экспедиции. Им не было цены в местном климате и кочевом выпасе. При проведении раскопочных работ скелеты таких лошадей очень часто встречались в селениях карлуков.
В эпическом наследии тюркоязычных народов, например, “бесшерстный пегий иноходец” — в “Манасе”, “садись на быстроходного казылыкского коня” — в “Книге Коркыт-ата”, “Красота лошади, как у серенькой птички” — у А. Навои свидетельствуют о том, насколько известны были эти лошади среди тюрков и какую славу у них имели. Эта лошадь часто встречается в народных легендах и песнях.
Овцеводство — одно из основных занятий карлуков. Часто упоминается, какими крупными и жирными были тюркские овцы. Ибн аль-Фараби пишет, что хвосты этих овец свисали до земли. Карлуки еду из баранины считали основной пищей в повседневной жизни. Умели использовать и овечью шерсть, и жир. А сырье, полученное от овец, выставлялось на базар. Из ранних источников известно, что в торговле особую ценность представляли разноцветные шкуры ягнят.
Карлуки верблюдов использовали для бытовых нужд. Верблюды медленно размножаются и для них необходим жаркий климат. Поэтому есть основания говорить, что верблюдоводство было развито у карлуков, живших на Сырдарье и юго-западе по соседству с огузами. Но карлуки не употребляли в пищу верблюжье мясо.
Основой скотоводства было изготовление мясо-молочных продуктов, шерсти, пуха. Шерсть использовалась для изготовления войлока, одежды, ковров и других изделий. Эти продукты покрывали не только внутренние потребности и спрос карлукского народа, но и выполняли важную роль во внешних торговых отношениях с оседлыми соседними странами. Истахри об этом писал: “Овцы в Хорасан привозятся от халажей, а мясо в Мавераннахр доставляется в больших, чем нужно, объемах от огузов и карлуков”.
Карлуки увлекались охотой. Они охотились на зверей с ценными шкурами (бобров, куниц, соболей, белок), на хищников (барсов, тигров). Об этом много сказано в средневековых источниках. Охота имела не только хозяйственное и бытовое значение, но и считалась упражнением в войне. Например, Ораза, сына Казыбека, в “Книге Коркыт-ата” выводят на зверя, чтобы научить искусству войны.
Иакуби говорит, что в IX в. все тюрки часто употребляли в пищу дикую птицу. Также и аль-Жахиу описывает, как тюрки этого века ловили дикую птицу. Тюрки, по его словам, и в военное время занимались ловлей диких птиц. С собой они водили жеребенка и кобылицу. Если не повезет в охоте, пили кобылий кумыс и резали лошадь.
В хозяйстве кочевых карлуков особое место занимали ремесла. Однако в исследовательских трудах проблема развития ремесла в истории кочевых тюркских народов не нашла полностью своего решения. Ученые зачастую стремятся доказать отсталость кочевого хозяйства относительно оседлого при формировании ремесла отдельной отраслью в этом обществе. Разумеется, у кочевых скотоводов было немного возможностей заниматься ремеслами из-за ухаживания за скотом зимой и летом. Но причину невыделения полностью ремесла в отдельную отрасль мы должны искать в тесной связи кочевников с оседлыми. Кочевники не могли всегда соседствовать с оседлыми племенами или жить среди них и иметь торговые связи, и Великий Шелковый путь — неоспоримое доказательство этого. Для кочевников было выгоднее получать ремесленные изделия у оседлых народов, потому что они сдавали скот оседлому народу и легко обменивали его на нужные орудия труда, бытовые, культурные предметы и другие изделия. Выгодность положения ясно просматривается в Семиречье в карлукский период. Расположение карлуков в Семиречье вокруг городов согдийцев стало традицией. Согдийцы, издавна занимавшиеся земледелием, оказались незаменимыми мирными соседями, полностью обеспечивавшими ремесленными изделиями тюрков.
Вторая причина невыделения ремесла в отдельную отрасль: скотоводство кочевников мало нуждалось в техническом совершенствовании.
Из исследований известно о наличии богатого опыта кочевников в освоении железорудных месторождений. На земле современного Казахстана было обнаружено много месторождений времен карлуков. Они особенно часто встречаются на юго-востоке Центрального Казахстана, т.е. на летних пастбищах карлуков. Это подтверждают и современные географические названия (например, на юго-востоке Каркаралинска, Темирши, Кентау и т.д.). В свое время Махмуд Кашгари внес в свой словарь в соответствии с месторождением железа термин “темурлук”. В китайских источниках говорится, что карлуки жили на этой горе. По словам автора, жившего в ІХ в., тюрки изготавливали оружие, стрелы для лука, доспехи и украшали седла. Но отсюда не должно возникать представления, что древние тюркские народы не занимались ремеслом. В средневековых источниках сказано, что тюрки, занимаясь ремеслом, весь процесс совершали сами, не прося ничьей помощи. Они перед созданием своего первого государства (Тюркский каганат) добывали железную руду из недр земли и были известны как мастера изготовления различных изделий и оружия. В письменных источниках сказано, что этот воинственный народ превратил в традицию надевать шлем и доспехи. Результаты археологических работ, проведенных в последнее время, также доказывают это.
Появление металла и его обработка явились причиной формирования у карлукского народа ремесленных традиций, таких, как ювелирные, кузнечные.
В IX—XI вв. в Таласе находились серебряные месторождения. Говорят, крупнейшее из них было близ города Шалжы. Он входил в округ Испиджаба и находился в четырех фарсахах от Тараза.
Фактором, ускорившим процесс формирования первых государственных объединений карлуков, являлось их отделение в середине VIII в. от Уйгурского каганата. После этого они, захватив власть в Семиречье, создали свое государство.
Социально-политические и экономические предпосылки возникновения у карлуков отдельных раздробленных государств сложились еще в VIII в. Причинами этого послужили приход карлуков на территорию современного Семиречья и Южного Казахстана, начало тесных взаимоотношений с оседлым согдийским культурно-хозяйственным типом, расположение на Великом Шелковом пути. Это привело к развитию и росту числа городов. Наличие традиционной структуры государственной системы, как в Европе, препятствовало бы дальнейшему эволюционному развитию традиций общинного общества. Потому родоплеменное строение тюрков не противоречило согдийским общинным обществам, а наоборот, они развивались, что влияло на мирное сосуществование тюрков и согдийцев.
Известно, что в VIII—IX вв. во многом близость материальных культур городов Семиречья, Сырдарьи и городов Мавераннахра и Хорасана была неслучайной. Она свидетельствует о том, что, несмотря на различие этнических групп, возникает первый государственный строй, формировавшийся из единой системы в политико-географическом аспекте. Наличие у карлуков самостоятельных государственных структур доказывают и арабские писания. В них сказано: “Туркестан и тюрки разделены на несколько государств, среди них есть карлуки, тогуз-огузы, кимаки и огузы. Каждое племя тюрков — отдельное государство, и они воюют друг с другом”.
Итак, начавшееся с карлукского периода формирование государства завершилось объявлением верховным каганом основателя династии Сатук Богра хана в 942 г. в Баласагуне.
Сыздыков С. Социально-политическая структура и хозяйство
карлукского каганата // Қазак тарихы, 1995. № 5. С. 16—19.
<< К содержанию |