ЗОЛОТОЙ ЧЕЛОВЕК
Научное историко-культурное значение иссыкского комплекса находок трудно переоценить.
В результате раскопок кургана Иссык получена ценная информация для разных направлений гуманитарных наук: древней истории, истории материальной и духовной культуры, истории прикладного изобразительного искусства, истории письменности и языка древнего населения Казахстана. Анализ и обобщение этой информации изменяет некоторые традиционные взгляды и гипотезы и позволяет по-новому оценить уровень развития социально-экономических отношений, культуру и искусство древнего общества.
Иссыкские находки по сохранности захоронения, позволившие воспроизвести с возможной полнотой картину погребального обряда, реконструировать относительно точно форму народного головного убора, одежды и обуви и систему расположения их многочисленных украшений, по высокой технике изготовления предметов искусства и по количеству найденных золотых изделий являются уникальными.
Особое место среди находок занимает серебряная чаша с надписью —древнейший памятник письменности на территории Казахстана. Ныне с гораздо большим основанием, чем прежде, в науке может быть поставлен вопрос о том, что сакские племена Казахстана еще более 2400 лет назад знали письменность, хотя еще преждевременны выводы о ее языковой атрибуции.
Произведения изобразительного искусства из кургана Иссык являются одной из ярких страниц во всемирной истории искусств.
… Эти шедевры древней торевтики были созданы руками мастеров-художников, выходцев из среды сакских племен Семиречья. По крайней мере у нас нет никаких данных считать их привезенными, местное происхождение не вызывает сомнения.
Однако семиреченское происхождение иссыкских и иссык-кульских (барскаунских) находок не снимает вопроса о мощном влиянии искусства Передней Азии, в частности ахеменидского Ирана. Влияние это в найденных произведениях искусства, особено в иссыкских, прослеживается очень четко и неоспоримо.
Иссыкско-сакское искусство “звериного” стиля — это синкретическое искусство, сплав двух компонентов: самобытного и заимствованного. Однако в нем, как и во многих древних искусствах других народов, трудно провести резкую грань между компонентами, настолько они тесно переплетены и слиты воедино. Иссыкское искусство создает впечатление давно оформившегося, целостного и, в отличие от скифского, менее эклектичного.
Вклад евразийских племен в развитие искусства “звериного” стиля VII—V вв. до н. э. чрезвычайно велик. Евразия — родина искусства скифо-сибирского стиля VII—V вв. до н. э.
1. До сих пор не была прочитана надпись на серебряной чаше. Относительно этой надписи среди исследователей существует двоякое мнение: то ли она написана на древнетюркском языке, то ли на иранском.
Акишев Н.А. Курган Иссык. М.,
1978. С. 85—89.
<< К содержанию |