О казахском языке
Киргизский (казахский) народ... ставит свои юрты в обширных степях, где есть пресная вода и удобные земли для пастбища, ведут кочевой образ жизни. Летом и осенью 1816 г. во время путешествия по верхнему течению Иртыша и до озера Зайсан я каждый день встречал казахов. Знание мною немного турецкого языка помогло в общении с казахами Среднего жуза. Здесь надо было разговаривать на чисто турецком, не употребляя арабских, персидских слов, традиционных для разговорной речи усманских тюрков.
Позже я, встречаясь с казахами двух других жузов, убедился, что они разговаривают без диалекта на одном языке. Жобер также говорит, что такое он заметил при разговоре во время встречи со многими казахами, когда он закупал ценный пух для вязания платков в Астрахани. Никто не сомневался до сегодняшнего дня, что казахи — тюркский народ и казахский язык — турецкий. М.Шмидт первый, кто в Санкт-Петербурге сомневается в этом.
По его словам: “Казахи — одна из ветвей монголоидных бурятов. Они в одно время отделились и под влиянием соседних татар у них возник новый местный говор. Этот язык сам по себе делится на несколько диалектов. Это народ, разговаривающий на языке преимущественно с монгольскими словами, нежели на языке тюрков, живущих с ними по соседству, на севере, на юге и на западе”.
Эта идея основывается на истории монголов, написанной Санань Сетсеном (эта работа написана в 1662 г.), т.е. опирается на труд, сравнительно близкий нашей эпохе и истинность этой идеи раскритикована на страницах этого журнала. Если идея дальше не распространилась и осталась бы только на страницах книги Шмидта, то не надо было бы доказывать лживость этой идеи. Однако очень жаль, что такая идея воспринимается правдивой “Журналом ученых” и на страницах этого журнала с ободрения барона де Сасия, самого известного европейского исследователя Востока, печатается без изменения.
По-моему, эту идею названный ученый сам не исследовал, эта идея может быть проанализирована только с помощью трудов, написанных на языке народов Азии, и, прежде чем принять идею об этнографических явлениях, нужно глубоко ее исследовать.
Язык казахов доказывает, что они тюркский народ. Нижеприведенные факты доказывают, что они разговаривают на чисто турецком языке. (Приведены примеры, раскрывающие специфические особенности дополнений в тюркском языке).
Мысли европейских ученых о культуре казахов.
С. 14—15.
Армении. Вамбери
Киргизы
Киргизов, или кайсаков, как они себя сами называют, в Бухаре немного; мы, однако же, воспользуемся случаем и сообщим здесь кое-что из наших заметок об этом народе, значительнейшем в Средней Азии по своей многочисленности и значительном по первобытности своей кочевой жизни. Часто во время моего путешествия попадались мне отдельные группы киргизских палаток, но когда я спрашивал у обитателей их о численности, то они всякий раз высмеивали меня, говоря: “Сочти прежде песок в пустыне, а потом уже попробуй счесть и киргизов”. Также невозможно определить их границы. Мы знали только, что они обитают в Великой пустыне, расстилающейся между Сибирью, Xивой, Туркестаном и Каспийским морем; местность, занимаемая ими, равно как и общественное их устройство, достаточно доказывают неосновательность причисления их то к России, то к Китаю. Россия, Китай, Коканд, Бухара и Xива повелевают киргизами только до тех пор, пока посылаемые ими сборщики податей находятся между ними... Они (киргизы) и теперь представляют самую верную картину нравов и обычаев, характеризовавших первобытные туранские народы и представляющих странное смешение добродетели и зверства. Поразительно сильное влечение киргизов к музыке и поэзии, а в особенности, их аристократическая горделивость. При встрече первое, о чем спрашивает киргиз у киргиза:
“Jet atan Kimdir?”, т. е. кто твои семь отцов (предков)? Опрошенный, даже восьмилетний ребенок, всегда сумеет с точностью ответить на это; в противном же случае его сочтут крайне невоспитанным и необразованным.