Пять лет работы Турксиба
Т. Рыскулов
Первого мая исполняется пять лет со дня пуска в эксплуатацию Туркестано-Сибирской железной дороги. Коллектив рабочих и служащих Турксиба и трудящиеся Казахстана готовятся торжественно провести День пятилетнего юбилея Турксиба, совпадающего с Днем Первого мая.
Турксиб — один из первых гигантов первой пятилетки, начатый строителями одновременно с Днепростроем и пущенный первым из крупных объектов после Волховстроя.
Партия и правительство, приступая к сооружению Днепрогэса и Турксиба, не только разрешали крупные хозяйственные проблемы, имеющие всесоюзное значение, но, возводя эти сооружения на территории национальных республик, практически претворяли в жизнь ленинскую национальную политику, создавая мощную базу для индустриализации этих республик. Турксиб является первой железнодорожной магистралью, построенной Советской властью, самой длинной из вновь выстроенных за это время железных дорог в мире.
Первоначальным решением правительства предусматривалось завершение строительства Турксиба в пятилетний срок. В действительности основные работы по его сооружению закончены были в три года, несмотря на значительные трудности. В составе рабочих на строительстве Турксиба участвовало свыше тридцати пяти процентов казахского населения.
Сооружение Турксиба преследовало задачи соединения рельсовым путем экономически тяготеющих между собой районов Средней Азии, Казахстана и Сибири. Нужно было обеспечить Среднюю Азию дешевым хлебом из ближайших районов Сибири, Казахстана, Киргизии для усиления развития их хозяйства, в особенности хлопководства Средней Азии, и для удовлетворения советским хлопковым волокном нашей текстильной промышленности.
Одновременно Турксиб должен был оказать мощное влияние на хозяйственное и культурное развитие районов, тяготеющих к дороге, и в первую очередь Казахстана, по территории которого он проходит, содействовать использованию огромных природных богатств этих районов. Эти основные задачи, поставленные перед Турксибом, в практике пятилетней работы выполняются успешно.
По грузообороту первоначальным планом намечалось перевезти в 1931 г. миллион восемьсот тысяч тонн, а в 1934 г. — 2 млн. 571 тыс. т. В действительности в 1931 г. перевезено 2 млн. 864 тыс. т., в 1934 г. — 3 млн. 497 тыс. т грузов. Основными грузами являлись хлеб, лес и другие виды сельскохозяйственного сырья. Перевезено было также большое количество пассажиров.
На базе общих успехов социалистического строительства и в результате строительства Турксиба достигнуты огромные успехи в развитии районов, прилегающих к дороге. Общая посевная площадь в них в сравнении с 1926 г. увеличилась в 1934 г. почти вдвое.
Огромное влияние Турксиб оказал также на индустриализацию районов, тяготеющих к дороге (строился Балхашский медеплавильный гигант, пущен Чимкентский свинцовый завод и ряд новых угольных копей, электростанций, целый ряд предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья и т.д.).
С пуском Турксиба индустриализуются ближайшие районы Сибири и Средней Азии. Например, в Барнауле строится огромный меланжевый комбинат. Развивается элеваторно-мельничное строительство. Особенно усиливается внимание к разработке новых массивов Западной Сибири для обеспечения Средней Азии и Казахстана лесом. За это время развернулось большое строительство подъездных путей на магистрали. Значительно расширилось пароходство по озеру Балхаш, рекам Иртыш и Или.
Турксиб оказал особенное влияние на подъем хозяйства в кочевых и полукочевых районах Казахстана и Киргизии, способствуя развитию оседлости. По линии самой магистрали возник целый ряд новых населенных пунктов, главным образом из коренного населения. В составе тридцатитысячного коллектива рабочих и служащих, занятых на эксплуатации и подсобных работах Турксиба, до 55 процентов составляют рабочие и служащие из коренного населения. В составе командного персонала Турксиба работает немало казахов в качестве начальников станций, машинистов, техников, прорабов и т.д.
Годы мужания. Воспоминания участников социалистического
строительства в Казахстане. Алматы, 1969. С. 129—130.