Проект программы партии "Алаш"
21 ноября 1917 г.
I. Форма государства
Подобно России стать демократической, федеративной республикой. (Демократия означает объединение равных государств. В федеративной республике каждое государство самостоятельно, но вместе они едины. Каждое само управляет собой).
Во главе правительства стоит Учредительное собрание и по желанию Государственной Думы избираемый на определенный срок президент. Президент управляет народом через министров, которые отвечают перед Государственной Думой и Учредительным собранием.
Депутаты избираются всенародным, равноправным, прямым и тайным голосованием. В избирательных правах равны мужчины и женщины, нет привилегий по крови, вероисповеданию.
Законы принимает лишь Государственная Дума и у нее есть право проверки и контроля над правительством, делать запросы. Государственным налогом без Государственной Думы не облагать.
II. Автономия
Все казахские области должны быть включены в одну автономную единицу, и последняя должна входить на правах федеративной единицы в Российскую Федерацию.
Причем Казахстан в случае возможности объединяется с соседними областями (краями) России, а в случае невозможности только сам Казахстан составляет одну автономную единицу с введением земства в отдельных казахских губерниях.
Партия “Алаш” ставит одной из своих целей оздоровление аульных и волостных администраторов путем подбора работников, вполне годных для занятия той или иной должности из лиц, искренне желающих работать в интересах народа. То же самое предлагает партия “Алаш” в отношении работников в земских управах и в органах милиции.
Партия “Алаш” поддерживает всеми силами справедливость, она сторонник всех обиженных и обездоленных. Прилагает все усилия к тому, чтобы поднять общий культурный уровень населения.
III. Основные права гражданина
Все народности без различия религии и без различия пола уравниваются в своих правах (свобода собраний, свобода выбора, объединений и открытия их, свобода слова, печати, неприкосновенность личности). Во внесудебном порядке не производить ареста. К арестованным в тех местах, где имеются судебные органы, обвинение предъявляется в течение 24 ч, а в тех местах, где нет таковых, в течение 7 дней, а в противном случае временно задержанные лица немедленно освобождаются. Кроме того, устанавливается неприкосновенность частных корреспонденций.
IV. Вопрос о вероисповедании
Отделение церкви от государства. Все религии равны перед законом, т. е. никакое религиозное учение не пользуется преимуществом перед другими религиями.
Свобода распространения всякого религиозного учения, свобода выбора вероисповедания. Образование отдельного муфтиата (епархии) для Казахстана, отдельно от татар.
В ведении мулл (духовные лица) остаются брак, развод, регистрация рождений и смертей, а дела, связанные с калымом, разбираются в судебных органах.
V. О судах
Все граждане равны перед законом и одинаково пользуются защитой закона. Судебно-следственные органы создаются применительно к условиям жизни казахского народа. Судопроизводство, судоговорение ведется на языке большинства населения. Работники судебного ведомства должны знать язык местного населения. Судьи пользуются несменяемостью и судьи должны обладать большим авторитетом. Большие судебные процессы должны разбираться при участии присяжных заседателей. Суды в волостях и аулах производятся на основании обычного права казахов.
VI. Оборона
Регулярное войско должно быть заменено народной милицией. Обучение должно производиться на местах. Казахи должны отбывать военную службу в рядах конной милиции.
VII. Налоги
В области налогов — проводить прогрессивно-подоходный налог.
VIII. Рабочий вопрос
Партия “Алаш” в рабочем порядке поддерживает программу социал-демократов (меньшевиков).
IХ. Народное просвещение
Всеобщее бесплатное обучение на родном языке. Открывать в Казахстане на казахском языке средние и высшие учебные заведения, область просвещения должна быть автономной: учатся по выбору. Открывать библиотеки, читальни.
Х. Земельный вопрос
В первую очередь должно быть устроено на землях коренное население и впредь, до окончательного устройства казахов, прекратить переселение в казахский край извне.
Незаселенные свободные участки и освободившиеся предоставить коренному населению. Норма трудового землепользования устанавливается местными земельными комитетами в зависимости от качества земельных угодий и рода сельского хозяйства, а излишек, оставшийся после землеустройства, поступает в фонд местных органов самоуправления (земств). Из указанного фонда земель по мере увеличения населения (прироста) наделяются безземельные или малоземельные батраки.
В Туркестане вместе с земельными угодьями должны поступать в общее распределение и водохранилища.
При землеустройстве проводить общинное уравнительное землеустройство (делить земли между аулами или другими хозяйственными единицами). Воспретить торговлю земельными угодьями.
Горные ресурсы должно составлять достояние государства, но ближайшим хозяином являются органы местного самоуправления (земства). Большие лесные угодья и бассейны, имеющие крупное значение, должны находиться в руках государства, а второстепенного порядка — в руках местных органов самоуправления.
Авторы проекта: Алихан Букейханов, Ахмет Байтур-сынов, Миржакып Дулатов, Елдес Гумаров, Есенгали Турмагамбетов, ГазыМбек Биримжанов.
Казах. 1917, 21 ноября.
Нурпеисов К. Алаш и Алаш-Орда.
Алматы, 1995. С. 200—222.