Ювелиры музыки
Манарбек Ержанов не только талантливый певец, но один из самых лучших артистов своего времени. Артистическое искусство, талант Манарбека раскрываются с момента его работы в первом казахском профессиональном театре, ныне это Академический драматический театр им. Мухтара Ауэзова. Работая в первом казахском музыкальном театре, открывшемся позже, он показал себя как искусный артист.
М.Ержанов в 1931—1932 гг. вносит свой вклад в организацию театра в Лениногорске. Это необходимое и нужное задание он выполняет на должном уровне. Привлекает к работе молодых артистов, воспитывает их и учит. Рабочий театр Риддера становится основой Семипалатинского областного театра. В 1932 г. М.Ержанов по специальному приглашению вновь возвращается в Алма-Ату.
Открытие Казахского музыкального театра повлияло на рост его актерского таланта и талант певца. Для организации музыкального театра, подготовки кадров необходима была музыкальная студия. Поэтому в 1933 г. в студию пригласили из Казахского драматического театра группу опытных артистов. Это были представители музыкального искусства: Иса Байзаков, Амре Кашаубаев, Куляш Бай-сеитова, Курманбек Жандарбеков, Канабек Байсеитов, Манарбек Ержанов, Урия Турдыкулова.
Для учащихся студии начали проводиться уроки по пению и музыке. Из-за незнания нотной грамотности работа была не из легких. Несмотря на это, вчерашние зажигатели аульных свадеб, торжеств постепенно привыкали к пению под аккомпанемент фортепиано. Они научились петь системно, по указанию дирижера. Такая работа была подготовкой к предстоящему спектаклю. В результате в январе 1934 г. открылся занавес музыкального театра пьесой М. Ауэзова “Айман-Шолпан”. Музыку написал композитор И. В. Ко-цык, беря за основу народные песни и кюи, художественным руководителем театра был Жумат Шанин. Эта первая музыкальная пьеса нового жанра с участием Куляш, Канабека, Курманбека, Манарбека стала важной новостью для нашей культуры. С того времени Манарбек был признан как настоящий артист.
В своей статье “Исторический успех музыкального театра” Сабит Муканов писал о первом казахском музыкальном театре, об артистах театра и их актерских талантах: “Музыкальные театры были и до революции в странах с более развитой общей культурой, они открывались и после. Но после ознакомления с историей создания музыкальных театров многих стран можно сказать, что такое стремительное рождение и развитие, как у Казахского музыкального театра, было не у всех”. В течение двух лет музыкальный театр стал известен не только трудящимся Казахстана, но и соседним странам. С ростом кадров театра растет и сам театр. Умение заставлять полный зал зрителей и смеяться, и плакать — это высшее достижение артистической техники Куляш, Курманбека, Манарбека, которые стали звездами музыкального театра. Манарбек был удостоен звания “Заслуженный артист”.
Академик А. Жубанов передает впечатление слушателей от выступления Манарбека в роли Шеге из оперы “Кыз-Жибек”, исполненной на Первой декаде казахского искусства и литературы в Большом театре. “На сцену вышли Толеген, Шеге, по указанию своего господина Шеге (Манарбек) начал представлять народу Толегена и воспевать его богатства. Исполнял он это вдохновенно, на высокой ноте, в жанре терме. Б. Астафьев посмотрел на сидящего рядом музыкального критика, в то время работавшего в газете “Комсомольская правда” Виктора Бородинского, и сказал, что этот певец привез на московскую сцену обширную казахскую степь. Хотя критик и не ответил ему, было видно, что он такого же мнения, потому он только кивнул головой.
Во время перерыва они интересовались музыкальным образованием Манарбека, узнав, что он не учился в музыкальной школе, что у него, кроме начального, нет специального музыкального образования, были приятно удивлены. Особенно, когда узнали, что он 20 лет назад был чабаном, они изумленно качали головой, говоря что это одно из чудес природы.
Автор статьи “Казахские певцы” о проведенной в 1937 г. Декаде казахского искусства в Ленинграде особо отмечает певческий, актерский талант Манарбека: “Сыгравший роль Сакана в “Ер-Таргыне”, Шеге в “Кыз-Жибек” заслуженный орденоносный артист республики Ержанов очень талантливый певец. В его манере исполнения песен есть завораживающая слушателей великая сила. В песнях Манарбека чувствуется народный оптимизм, радость. Ержанов любую песню исполняет легко, свободно. Как бы он ни тянул, голос его остается на одном уровне”.
Манарбек Ержанов — один из основателей Театра оперы и балета им. Абая. Он не только свидетель разных постановок на сцене этого театра, но и талантливый создатель самих спектаклей, оперных произведений. Сыгранные им роли надолго запомнились зрителям. Он работал с такими выдающимися артистами, как Куляш Байсеитова, Кур-манбек Жандарбеков, Ануарбек Умбетбаев, Канабек Байсеитов.
Талант Куляш, Манарбека и других способствовал быстрому становлению театра оперы. Благодаря упорному труду М.Ержанов создал выдающиеся сценические образы. Это роли Жараса из “Айман-Шолпан”, Шеге из “Кыз-Жибек”, образ друга Таргына из оперы “Ер-Таргын”, революционера Елемеса из “Жалбыра” и многие другие. Этим он внес большой вклад в развитие и рост оперного жанра.
Терме — жанр стихотворной формы, его часто использовал Манарбек в своих выступлениях, он помог раскрыться характеру одного из героев Манарбека Шеге, верного друга Толегена.
Искусство казахских певцов, актеров росло в тесной связи с народным творчеством, а у русских специалистов они учились ноте, правильному дыханию во время пения, расширению голосового диапазона.
Жамал Омарова в 1936 г. на Декаде казахского искусства и литературы в Москве пользовалась успехом благодаря своему певческому искусству. Она исполняет три песни: “Иртыш”, “Караторгай”, “Латипа”. Благодарные зрители попросили спеть на “бис” “Караторгай”, в это время в ложу входил М. И. Калинин. Годом раньше он слушал выступление Жамал в Алма-Ате, когда приезжал на 15-летие Казахстана, узнав ее, он сказал: “Это “Караторгай” поют? В таком случае я готов слушать”.
Москвичи эту песню слушали три раза. Жамал в 1937 г. устраивается певицей в Государственную филармонию им. Жамбыла, поет в сопровождении оркестра народных инструментов. В 1939 г. участвует на Всесоюзном конкурсе эстрадных исполнителей в Москве и становится призером.
Утверждали состав участников жюри Всесоюзного конкурса эстрадных исполнителей председатель И. О. Дунаевский, члены: Куляш Байсеитова, Тамара Ханум, И. П. Яунзем, Д. Я. Покрасс, Л. О. Утесов, И. А. Моисеев. Члены жюри в ноябре 1939 г., обсудив кандидатуры участников конкурса, решили отправить во второй тур в Москву Ж. Елебекова и Ж. Омарову. Их концертмейстером и аккомпанирующим на фортепиано был утвержден М. В. Смитрович. Участие Жамал в конкурсе было одним из значительных событий в ее певческом творчестве. Ж. Омарова исполняла и пропагандировала казахские народные песни, произведения народов братских республик, готовила концертные репертуары разного содержательного характера и добивалась больших успехов.
Жамал в роли исполнительницы народных песен братских республик была отмечена во время праздничного концерта, посвященного 20-летию образования Казахской республики. В тот год Ж.Омарова организовала “Ансамбль песни народов СССР”. В годы Великой Отечественной войны выступала на фронте, исполняла патриотические песни.
Народный артист Казахстана Е.Омирзаков вспоминал о том времени “В июне 1942 г. 14 человек отправились в Москву, оттуда поехали на Северо-Западный фронт. Среди них были Куляш, Жамал, Манарбек, Ануарбек, я и еще несколько человек. Дорога была тяжелая...
Ежедневно выступали с двумя-тремя концертами, два дня были в степи. Но я особо хотел отметить самоотверженный труд таких выдающихся деятелей культуры, как Куляш, Жамал, Манарбек, Жусупбек, Шарипа, Ануарбек. Люди со временем могут позабыть эти события, но мы не должны забывать. Такие дни, такие люди не повторяются”.
Коспаков З. Из истории певческого искусства.
Алматы: Гылым. 1996. С. 111—115, 156—157.