ПЯТЬ ЛЕТ РАБОТЫ ТУРКСИБА

Первого мая исполняется пять лет со дня пуска в эксплуатацию Туркестано-Сибирской железной дороги. Коллектив рабочих и служащих Турксиба и трудящиеся Казахстана готовятся торжественно провести день пятилетнего юбилея Турксиба, совпадающего с днем Первого мая.
 
Турксиб — один из первых гигантов первой пятилетки, начатый строительством одновременно с Днепростроем и пущенный первым из крупных объектов после Волхов-строя.

 

Партия и правительство, приступая к сооружению Днепрогэса и Турксиба, не только разрешали крупные хозяйственные проблемы, имеющие всесоюзное значение, но, возводя эти сооружения на территории национальных республик, практически претворяли в жизнь ленинскую национальную политику, создавая мощную базу для индустриализации этих республик. Турксиб является первой железнодорожной магистралью, построенной Советской властью, самой длинной из вновь выстроенных за это время железных дорог в мире. В 1931 г. перевезено 1 млн. 800 тыс. т, а в 1934 г. — 3 млн. 571 тыс. т грузов, в действительности в 1931 г. перевезено 2864 тыс. т, в 1934 г. — 3497 тыс. т грузов. Основными грузами являлись хлеб, лес и другие виды сельскохозяйственного сырья. Перевезено было также большое количество пассажиров.
 
На базе общих успехов социалистического строительства и в результате проведения Турксиба достигнуты огромные успехи в развитии районов, прилегающих к дороге. Общая посевная площадь в них в сравнении с 1926 г. увеличилась в 1934 г. почти вдвое.
 
Огромное влияние Турксиб оказал также на индустриализацию районов, тяготеющих к дороге (строится Балхашский медеплавильный гигант, пущен Чимкентский свинцовый завод и ряд новых угольных копей, электростанций, целый ряд предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья и т.д.).
 
С пуском Турксиба индустриализуются ближайшие районы Сибири и Средней Азии. Например, в Барнауле строится огромный меланжевый комбинат, развивается элеваторно-мельничное строительство. Особенно усиливается внимание к разработке новых массивов Западной Сибири для обеспечения Средней Азии и Казахстана лесом. За это время развернулось большое строительство подъездных путей на магистрали. Значительно расширилось пароходство по оз. Балхаш, рекам Иртыш и Или.
 
Турксиб оказал особенно большое влияние на подъем хозяйства в кочевых и полукочевых районах Казахстана и Киргизии, способствуя усилению оседания. По линии самой магистрали возник целый ряд новых населенных пунктов, главным образом, из коренного населения. В составе 30-тысячного коллектива рабочих и служащих, занятых на эксплуатации и подсобных работах Турксиба, до 55% составляют рабочие и служащие из коренного населения. В составе командного персонала Турксиба немало работает казахов в качестве начальников станций, машинистов, техников, прорабов и т.д.
 
Годы мужания. Алма-Ата, 1969. С. 128—130.

Материал прилагается к § 14.

Задание. Прочитайте статью Т. Рыскулова и определите значение Турксиба в развитии народного хозяйства страны. Покажите на карте населенные пункты, реки и озера, названные в тексте.