Главная   »   Историки Казахстана за 9 класс. 1-часть (начало XX века - настоящее время). Б.Аяган., М.Шаймерденова   »   3. Образование правительств и административных органов Советов в Казахстане. Многовластие
 
 



 3. Образование правительств и административных органов Советов в Казахстане. Многовластие

Повсеместно жители края стали требовать смещения власти царских чиновников: военных, губернаторских, уездных начальников и т. п. В Казахстане, как и по всей стране, начали создаваться местные органы Временного правительства. В области и уезды были направлены комиссары Временного правительства, создавались исполнительные комитеты, управы, думы для содействия комиссарам. С мая 1917 года местные органы Временного правительства стали создаваться также в аулах и селах. Среди представителей казахского народа комиссарами Временного правительства были назначены: в Тургайской области - Алихан Бокейханов, в Жетысу - Мухамеджан Тынышпаев, в Туркестане - Мустафа Шокай.
 
Однако Временное правительство в Казахстане в своей практической деятельности фактически продолжало политику царского самодержавия. Временное правительство не могло решить национальный вопрос в подлинно демократическом смысле и не стремилось к решению аграрного вопроса. Вопрос о самостоятельности или автономии казахов, как и других угнетенных народов, оно даже не пыталось ставить.

 

С первых дней марта 1917 года в Казахстане, особенно в городах и на железнодорожных станциях, стали создаваться Советы рабочих и солдатских депутатов, в организации которых большую роль играли социал-демократы и партия эсеров, которые слились с Советами рабочих и солдатских депутатов. Всего же в марте-апреле в Казахстане было создано более 25 Советов, из них - 8 Советов рабочих депутатов, 9 - крестьянских и 7 - солдатских. Так, параллельно с органами Временного правительства второй властью в стране, в том числе и в Казахстане, были Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Однако в отличие от Советов 1905 года огромное большинство Советов 1917 года, которые к этому времени очень разрослись, были смешанными, а не чисто рабочими, солдатскими или крестьянскими. Второе отличие от Советов 1905 года заключалось в том, что Советы 1917 года были более политизированы
и находились под контролем умеренных социалистов, меньшевиков и эсеров - как правило, выходцев из среды интеллигенции и мелкой буржуазии, которые считали, что Советам в своей деятельности следует ограничиться лишь надзором за действиями правительства и подталкивать его к демократическим реформам. Как и в Советах центральных городов России, в Советах рабочих и солдатских депутатов Казахстана большинство мест заняли представители оппозиционных царизму слоев населения.
 
Наряду с Советами, в Центре и на местах стихийно стали создаваться и другие ветви власти - так называемые фабрично-заводские комитеты (фабзавкомы), избираемые на общих собраниях. Среди требований, которые они выдвигали Советам, главным было установление восьмичасового рабочего дня. И так как Советы желали стать гарантом общественного порядка, они соглашались вступать в переговоры с предпринимателями.
 
Кроме фабрично-заводских комитетов создавались районные Советы (райсоветы), как организации, объединявшие всех желающих защищать революцию, невзирая на классовые различия. Райсоветы взяли на себя обязанности по решению социальных вопросов - жилищных проблем, помощи жертвам войны, созданием яслей и столовых и т. д. Таким образом, фабзавкомы и райсоветы сделали первый шаг к созданию автономного центра власти.
 
В ноябре 1917 года была создана Кокандская (Туркестанская) автономия, в состав которой вошли южные районы Казахстана. Степные регионы поддерживали правительство Алашской автономии Алаш-Орда, ставившее своей задачей решение политических, социальных и культурных вопросов.
 
В областях и уездах были созданы казачьи комитеты - органы власти казачьих станиц Оренбургского, Сибирского, Уральского и Семиреченского казачьих войск, которые поддерживали Временное правительство.