3. Жетысуйский (Семиреченский) центр движения

Восстание в Семиречье началось в июле 1916 года с акции протеста казахов Жаркент-Таранчинской волости против составления списков жигитов, подлежавших отправке на тыловые работы. Затем оно распространилось по всему Семиречью. Особенностью его здесь стали массовые выступления не только казахской части населения, но и представителей других национальностей (уйгуров, дунган). В короткий срок движение приобрело форму вооруженных выступлений и столкновений. Так, например, жаркентский уездный начальник докладывал: «Толпа казахов, около тысячи человек, несмотря на все усилия исполнить высочайшую волю, заявила, что людей на работу не дадут, умрут до последнего... Затем, разойдясь по канцеляриям, уничтожила списки призываемых». В долине реки Асы повстанцы напали на отряд помощника уездного начальника Хлыновского, составлявшего списки. Не сдержав натиска, отряд Хлыновского отступил к Верному.
 
Восстание охватило весь Казахстан и переросло в национальноосвободительное движение. Восставшие оказывали сопротивление при мобилизации на тыловые работы. Из всех волостей на имя военного губернатора области Фольбаума шли донесения об отказе казахов выполнять царский указ. Из Верного Фольбаум телеграфировал подчиненным: «Считайте малейшие группировки казахов кучами уже за мятеж, подавляйте таковой, наведите на эти волости панику, арестуйте, предайте полевому суду и немедленно повесьте... Ну, поймайте кого-нибудь из подозреваемых и для примера повесьте».
 
В середине августа в ауле Ошакты Верненского уезда состоялся съезд лидеров повстанческого движения, на котором было принято решение не подчиняться требованиям царского указа вплоть до оказания вооруженного сопротивления. Сильный накал приняло движение в Верненской и Джаркентской волостях, Лепсинском уезде. Лидерами и идейными вдохновителями восстания были Узак Саурыков, Жаменке Мамбетов, Токаш Бокин и другие.

 

Восстание в Каркаре достигло наивысшего накала. Одним из руководителей восстания был Узак Саурыков. В волнениях участвовало более 5 тысяч повстанцев, против которых был сформирован большой специальный карательный отряд. Слабовооруженные повстанцы оказали яростное сопротивление, однако 11 августа, после ожесточенной схватки, они потерпели поражение. Царские карательные отряды преследовали разрозненные отряды восставших до середины октября. Оставшиеся в живых повстанцы с семьями ушли в Китай. После ликвидации народных волнений китайскую границу пересекли свыше 300 тысяч казахов.
 
На подавление постанческого движения в Жетысу царская Россия направила 95 армейских рот в 8750 штыков, 24 казачьих отряда в 4000 сабель и множество пулеметов с огромным боезапасом. Десятки населенных пунктов с казахским населением были просто стерты с лица земли, число погибших среди мирного населения исчисляется десятками тысяч, в том числе детей, стариков и женщин.
 
Решением суда в Туркестанском крае были приговорены к смерти 347, к каторжным работам - 168, к тюремному заключению - 129 лидеров и активных участников борьбы с царским колониализмом. Руководитель Каркаринского восстания Жаменке Мамбетов, уважаемый в крае аксакал, которому тогда перевалило за 70 лет, и его ближайший сподвижник и соратник Узак Саурыков были предательски отравлены в тюрьмах Каракола и Пржевальска на берегу озера Иссык-Куль. Зародившись на юге Казахстана, далее буря народного возмущения прокатилась по всей великой Казахской степи. Особенно активное национально-освободительное движение было в Тургайской, Акмолинской, Южно-Казахстанской областях, оно достигло даже Средней Азии, Кубанской области Закавказья, Сибири.

 Коррупция
 
Обратите внимание!

От этого зависит ваша эрудиция!
 
Коррупция - прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения. Как правило, сопровождается нарушением законности.
 
ДОКУМЕНТЫ ЭПОХИ
25 июня 1916 г.
 
Царский указ о мобилизации «инородческого» населения Астраханской губернии, Сибири и Средней Азии для работ по устройству оборонительных сооружений в районе действующей армии
 
О привлечении мужского инородческого населения империи для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии, а равно для всяких иных необходимых для государственной обороны работ.
 
Государю Императору благоугодно было в 25 день июня 1916 года высочайше соизволить повелеть:
 
1) Для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии, а равно для всяких иных, необходимых для государственной обороны работ, привлечь в течение настоящей войны нижепоименованное мужское инородческое население империи в возрасте от 19 до 43 лет включительно:
 
а) инородческое население Астраханской губернии и всех губерний и областей Сибири, за исключением бродячих инородцев и всех вообще инородцев, обитающих в областях: Приморской, Амурской, Камчатской и Сахалинской; в округах Средне-Колымской, Верхоянской и Вилюйской - Якутской области; в Туруханском и Богучанском отделениях Енисейской губернии и уезда, а также в Березовском и Сургутском уездах Тобольской губернии;
 
б) инородческое население областей Сыр-Дарьинской, Ферганской, Самаркандской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской, Тургайской и Закаспийской;
 
в) мусульманское население Терской и Кубанской областей и Закавказья (за исключением подлежащих отбыванию воинской повинности натурою осетин-мусульман, а также не подлежащих сей повинности турок и курдов), обитающих в Закавказье езидов, ингилойцев-христиан и абхазцев-христиан Сухумского округа, равно как трухмен, ногайцев, калмыков и прочих подобных им инородцев Ставропольской губернии.
 
2) Определение возрастов инородческого населения, подлежащего привлечению к работам, согласно предыдущему (1) пункту, а равно установление подробных правил привлечения их к сим работам применительно к порядку, заключающемуся в высочайше утвержденном 3 августа 1914 г. положении Военного Совета, предоставить соглашению министров: внутренних дел и военного.
 
Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане.
Сборник документов. М., 1960. С. 25-26.
 
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ,
ТВОРЧЕСКИЕ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Вопросы для самопроверки
 
1. Назовите дату опубликования царского указа о «реквизиции» мужского населения на тыловые работы.
 
2. Назовите возраст мужского населения, подлежавшего «реквизиции» по царскому указу.
 
3. Назовите повод к началу восстания народов Казахстана и Средней Азии против российского колониализма.
 
4. Каковы причины восстания 1916 года?
 
5. Назовите признанных лидеров восстания 1916 года.
 
6. Какова главная цель восстания 1916 года?
 
7. Назовите движущие силы восстания 1916 года.
 
8. Какова роль Амангельды Иманова в восстании 1916 года?
 
9. Назовите основные очаги восстания
 
10. В каких местах Жетысу происходили столкновения восставших с царскими отрядами?
 
 Творческие задания
 
I. Напишите реферат на одну из предложенных тем, используя литературу в Приложении по разделу в конце учебника:
 
- Восстание 1916 года в Казахстане: предпосылки, причины, начало движения.
 
- Амангельды Иманов и Бекболат Ашекеулы - лидеры восстания 1916 года.
 
II. Заполните таблицы:
 
Таблица 1
Структура национальной власти в Казахстане,
сложившаяся в ходе восстания 1916 года
Таблица 2
Сравнительная характеристика центров
национально-освободительного восстания 1916 года в Казахстане
 
Тестовые задания
 
1. Поводом к восстанию 1916 г. послужило:
 
а) убийство волостного управителя
 
б) колониальная политика
 
в) призывы либерально-демократической интеллигенции
 
г) указ о «реквизиции» инородцев
 
д) изъятие земель
 
2. Казахское население на царский указ от 25 июня 1916 года о «реквизиции» инородцев на тыловые работы ответило:
 
а) восстанием
 
б) протестом местной администрации
 
в) всеобщей мобилизацией
 
г) созданием бригад добровольцев
 
д) протестом мусульманского духовенства
 
Работа с картой
Найдите и покажите на карте:
 
1. Основные очаги восстания 1916 года.
 
2. Укажите на карте город, который долгое время осаждали восставшие под руководством А. Иманова.
 
3. Покажите направления карательных экспедиций против Тургай -ского центра восстания, а также назовите, под чьим командованием проходили данные карательные экспедиции.
 
ПРОЧИТАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО ТЕКСТЫ
 
Выберите один из предложенных для чтения текстов и сделайте устное сообщение.