ВВЕДЕНИЕ

Дорогие ученики, предлагаемый вам учебник описывает наиболее важные, поворотные этапы новейшей истории Казахстана XX и начала XXI веков, дает оценки наиболее ключевым событиям, раскрывает их причинно-следственную связь. Для осмысления основных этапов отечественной истории авторы предлагают учащимся ознакомиться с конкретными знаниями об исторических событиях, выдающихся деятелях, которые внесли неоценимый вклад в развитие казахстанского общества.
 
Данный учебник, написанный для 9 класса общеобразовательной школы, охватывает время с 1914 по 2013 годы. Начинается учебник с описания событий 1914 года, связанных с кровопролитной Первой мировой войной, в развязывании которой активную роль играло царское правительство. В этот период Казахский край, представлявший собой часть Российской империи, оказался втянутым в эту жестокую и несправедливую войну. В итоге этой бессмысленной бойни, унесшей жизни миллионов простых людей, в стране произошли экономическая разруха и крушение самодержавия. В ноябре 1917 года к власти пришла партия большевиков.
 
В учебнике в полной мере рассмотрены события с 1917 года по настоящее время, свидетельствующие о трудном пути становления независимого государства - Республики Казахстан как части великой общечеловеческой истории.
 
Дорогие ученики, при изучении курса новейшей истории Казахстана следует помнить, что был период, когда существовал Союз Советских Социалистических Республик (СССР) - 1922-1991 годы. Казахстан стал союзной республикой в 1936 г.
 
В тот период исторические события, любые достижения, как правило, преподносились как «бесконечная цепь побед Коммунистической партии и ее ленинского руководства» (почитайте материалы и литературу того времени), при этом постоянно подчеркивалась «правильность и непогрешимость» этого курса. Довольно часто в литературе создавались намеренно однотипные представления о революции 1917 года. Все страны и народы, которые не придерживались политики СССР, были объявлены ведущими «неправильный», -капиталистический образ жизни, границы между государствами были закрыты.
 
Именно в этот период для оправдания своей политики Коммунистическая партия и советское руководство объявили о построении в СССР «развитого социалистического общества» и о строительстве в будущем «коммунистического общества». XXII съезд КПСС в 1961 году даже объявил, что в СССР в 1980-е годы «будет построен, в основном, коммунизм». К сожалению, все эти утверждения оказались мифом - «общество всеобщего благоденствия - коммунизм» не наступило, а так называемое «социалистическое общество» обернулось казарменным строем, где постоянно не хватало ни одежды, ни продуктов, ни жилья; более того, СССР с каждым годом все больше отставал в своем развитии от демократических стран.
 
Граждане СССР честно трудились, беззаветно любили Родину и верили в идеалы. Например, именно героизм и самопожертвование советских людей спасли весь мир от фашистской агрессии гитлеровской Германии.
 
Все хорошее, что по традиции сохранилось в Казахстане, основано на экономических, научно-образовательных, культурных достижениях его граждан. И благодаря своему потенциалу с обретением независимости Казахстан сумел в сжатые сроки внедрить рыночные отношения, перестроить экономику, осуществить социальные преобразования. В настоящее время по уровню жизни Казахстан является одним из лидеров среди стран Содружества Независимых Государств (СНГ). С распада СССР и становления Казахстана как независимого государства в 1991 году начинается новейший период в истории страны.
 
Дорогие ученики, изучая историю Казахстана, попытайтесь объективно подойти к историческим фактам. Умейте выделить и усвоить все лучшее, что сохранилось в исторической памяти народа. Научитесь критически подходить к каждому периоду истории, где плохое и хорошее сплетено в едином пространстве. И это даст вам глубокое осмысление и понимание тех условий, в которых жило старшее поколение, для того чтобы вы могли лучше понимать их.
 
Изучая историю, вы увидите, что имеется много дискуссионных вопросов, связанных с прохождением реформирования государства от Советского Союза к суверенному Казахстану. Вокруг этих вопросов сегодня в обществе идет широкая научная дискуссия, поэтому предложенный вам учебник призван помочь в овладении знаниями по отечественной истории и выработке собственной гражданской позиции.
 
При написании учебника авторы попытались преодолеть стереотипы в осмыслении прошлого, отказались от одномерности видения социального опыта, схематического деления истории Отечества на «пятилетки» и «исторические этапы».
 
Авторы учебника старались рассмотреть историю Казахстана без однозначных догм, мифов и фальсификаций в результате изучения огромного количества документов, монографий, мемуарной литературы, архивных материалов. Прочтение и осмысление прошлого, истории такой богатой на события страны, какой является Казахстан, свидетельствует о том, как тесно переплелись в ней героизм и трагедия, трудолюбие и самопожертвование, надежды и жизнестойкость ее сыновей и дочерей.
 
Для более полного овладения историческими знаниями учебник содержит различные виды творческих заданий для самостоятельной работы, которые помогут вам закрепить полученные знания под руководством преподавателей. В учебнике предложены материалы различной степени сложности, и поэтому задания построены по принципу от простого к сложному, в том числе и творческие задания, которые предполагают самостоятельную подготовку и активную работу в библиотеке.
 
В содержании параграфов будут встречаться малознакомые учащимся термины, выделенные курсивом, их объяснение помещено в конце каждой темы. Важные исторические даты, события и документы также отмечены курсивом.
 
Надеемся, что споры, дискуссии, поиск ответов на вопросы, возникающие в классах, позволят прийти к единому мнению и выработке собственной позиции. Ведь все мы - граждане одной страны, одного государства - независимого, светского, демократического и многонационального Казахстана.
 
Мы надеемся, что школьники будут шаг за шагом проходить уроки истории Отечества, извлекая из них все необходимые для жизни знания, навыки и умения.