§§39—40. Социально-экономическое развитие Казахстана в 1965—1985 годах
1. Хозяйственная реформа: внедрение и результаты
Предпринятые шаги по хозяйственной реформе 1965 года стимулировали решение вопросов технического перевооружения, совершенствования организации труда и производства. Устранялась излишняя регламентация деятельности предприятий, расширялась хозяйственная самостоятельность. Заработали такие экономические рычаги, как прибыль, цена, премия, кредит. Большое внимание уделялось материальной заинтересованности каждого работника и предприятия в целом.
В Казахстане в 1966 году на новый порядок планирования перешли 11 промышленных предприятий, в том числе Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Чимкентский цементный завод, обувная фабрика «Жетысу» в Алма-Ате и др. Предприятия, перешедшие на новые формы управления, стали перевыполнять план, повысилась их рентабельность. Тогда было решено перевести на такие формы хозяйствования и другие производства. К концу 1967 года по ним работали 193 предприятия, т. е. 10 процентов общего количества промышленных предприятий республики, здесь была занята четвертая часть всех работников, и они вырабатывали почти треть валовой промышленной продукции. В последующие 2 года перевод своих предприятий на новую систему хозяйствования полностью завершили 13 министерств и ведомств. К 1970 году по новой системе планирования их работало уже более 80 процентов. Предпринятая хозяйственная реформа оживила работу предприятий, строительства и транспорта.
К 1970 году значительно вырос удельный вес Казахстана в народном хозяйстве СССР по добыче угля, железной руды, выплавке стали и прокату черных металлов. Республика давала преобладающую часть общесоюзного производства свинца, меди и титана. Общесоюзное значение приобрела к тому времени нефтедобывающая и химическая промышленность.
Происходило формирование и развитие новых промышленных районов, осваивались новые месторождения. Ускоренными темпами осваивались нефтяные месторождения полуострова Мангыстау. На берегу Каспийского моря, вблизи города Шевченко (ныне Актау) была построена первая в мире атомная водоопреснительная установка. Быстрыми темпами развивалась легкая промышленность республики, только за пять лет в строй было введено 14 крупных фабрик и комбинатов легкой и текстильной промышленности, в числе которых предприятия хлопчатобумажной промышленности в Алма-Ате, Чимкенте; трикотажные фабрики в Джезказгане, Семипалатинске, Актюбинске.
Темпы развития промышленности в 1960-е годы привели к возникновению новых городов на карте республики. Своим появлением они были обязаны крупным месторождениям полезных ископаемых. В города преобразовывались или бывшие рабочие поселки, или же они строились заново, как, например, город Рудный в Кустанайской области, Шевченко (Актау) - в Мангыстауской. Решающую роль в строительстве городов играли различные ведомства. Для работы в местах добычи полезных ископаемых со всех концов страны проводились так называемые оргнаборы. В результате еще более изменилась демографическая карта республики. Например, если в 1959-1964 годах в Казахстан ежегодно прибывало в среднем по 64 тыс. человек, то в 1965-1975 годах в народное хозяйство Казахской ССР ежегодно вливалось в среднем 115 тыс. человек из других республик.
Форсированное строительство молодых городов осуществлялось ведомствами без учета специфических особенностей и национального колорита. В результате они были очень похожи друг на друга в архитектурном плане, зачастую совершенно не отражали географическую и историческую самобытность региона. Во многих городах не были продуманы меры экологической защиты, по переработке и ликвидации промышленных отходов. Годами не решались социальные проблемы, люди были вынуждены десятилетиями ожидать получения жилья. Между тем численность рабочих продолжала возрастать, и их удельный вес в составе занятого населения к началу 1970 года составил 57,6 процентов против 47,9 процентов в 1959 году. Возрос также удельный вес служащих, а численность колхозников сократилась.
В связи с развитием промышленности и освоением нефтеносных районов в Казахстане интенсивно строились железнодорожные пути. Развитие получили в эти годы и другие виды транспорта: авиационный, водный, трубопроводный и, в особенности, автомобильный. Укрепилась материально-техническая база автомобильного транспорта. К 1970 году протяженность автомобильных дорог Казахстана с твердым покрытием достигла 40 тыс. км. Были построены авторемонтные заводы в Алма-Ате, Джамбуле, Кокчета-ве, Целинограде. В 12 областных центрах были сооружены новые автовокзалы.