Культура в Туркменской ССР
В Туркменской ССР также быстрыми темпами развивалось народное образование. Только за три года (с 1934 по 1937) колиличество учащихся в общеобразовательных школах увеличилось на 45 тыс. человек. Если раньше лишь единицы из числа девочек-туркменок учились в школе, то теперь они составляли 48% всех учащихся. Постепенно росло число учителей. В 1939 г. в Туркмении насчитывалось 8 549 учителей. Продолжалась работа по ликвидации неграмотности населения. К 1939 г. грамотность населения республики возросла до 77,7%.
Существовала широкая сеть внешкольных учреждений: 47 Дворцов и Домов пионеров, 10 станций юных натуралистов и техников, 30 детских спортивных школ, 5 детских стадионов. Принимались меры по укреплению учебно-материальной базы школ. Только в 1928—1938 гг. в Туркмении было построено 430 новых школ, в третьей пятилетке возведено еще 155 школьных зданий.
Из года в год росли ассигнования на культурное строительство. За 1929—1940 гг. на нужды просвещения и культуры республики было израсходовано 1118,7 млн. руб. Созданное в 1939 г. учебно-педагогическое издательство выпускало много новых учебников и учебных пособий. Педагогические журналы «Мугаллыма комек» («В помощь учителю»), газета «Соватлылык угрунда гореш» («Борьба за грамотность») оказывали учителям эффективную методическую помощь.
Новые шаги сделала молодая туркменская наука. В 1937 г. в Туркмении функционировало 10 научно-исследовательских учреждений. Значительную часть научных работников составляли национальные кадры. Большим событием в культурной жизни республики явилось создание в 1940 г. Туркменского филиала АН СССР, ставшего центром научной мысли и подготовки научных кадров в республике. Филиал объединял 35 научных учреждений и 14 научных станций, в которых трудились 487 научных работников. Ученые республики разрабатывали теоретические и прикладные проблемы, связанные с дальнейшим развитием народного хозяйства республики и советской национальной культуры.
В 30-х гг. группой ученых-методистов (М. М. Байлиев, К. Сопиев, П. Азимов и другие) создан ряд учебников, учебных и методических пособий, в частности по грамматике и синтаксису туркменского языка.
В 1940 г. состоялся II съезд писателей Туркмении, определивший дальнейший путь развития туркменской литературы.
В том же году выходит первый том замечательного произведения Б. Кербабаева «Решающий шаг», рисующего огромные социально-экономические и культурные преобразования в жизни туркменского народа. По-прежнему активно выступали народные поэты Молламурат, Ата Салих и Дурды Клыч.
Развивается туркменское национальное искусство. В 1929 г. был основан Туркменский драматический театр. Здесь выросли замечательные мастера искусств — Сона Мурадова, Аманкуль Мамедов, Алты Карлиев и другие. Талант этих артистов расцвел в 30-е гг. Молодое туркменское, киноискусство создало кинокартины «Я вернусь» (1935), «Люди долины Сумбар»
(1938)— о жизни трудящихся республики в предвоенные годы. Основанный в 1929 г. художественный техникум стал выпускать первых художников из туркмен. На всю страну было известно мастерство туркменских женщин, создавших чудесные высокохудожественные ковры, в том числе ковры-портреты К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина.
Таковы краткие итоги развития культуры и просвещения в республиках Средней Азии и Казахстане в период упрочения социалистического общества. Мирный созидательный труд советских людей был прерван в июне 1941 г. вероломным нападением немецко-фашистских захватчиков. Началась Великая Отечественная война.
<< К содержанию |