Космологические понятия киргизов
Здесь трудно распознать, которая из дошедших до нас легенд более древнего происхождения и под влиянием какого культа они произошли, тем более, что об одном и том же предмете существуют в одно и то же время различные понятия.
Звезды, по мнению некоторых киргиз, не что иное, как большие горы из драгоценных камней, лежащие от нашей планеты в таком расстоянии, что кажутся маленькими точками. Киргизы верят во влияние звезды на человеческое счастье… Каждая звезда соответствует душе какого-нибудь человека на земле, и когда умирает человек, то и звезда его падает на землю. Когда киргизы видят падающую звезду, то говорят: “Моя звезда выше” или несколько раз чмокают губами. Счастливого человека, покровительствуемого судьбой, называют “человеком со звездой” ...
Из звезд киргизы знают и отличают поименно очень немного.
1. Полярная звезда — Темир казык (железный кол); по ней ориентируются киргизские путешественники во время ночи. Название железный кол, вероятно, дано вследствие видимой недвижности, поэтому две звезды, близкие к ней и имеющие около нее движение, которое похоже на ход лошадей, привязанных на веревке к колу, называют “двумя белыми лошадьми,”.
2. Большая Медведица называется киргизами “семь воров” — джеты-каракчи — это души семи разбойников, которые днем воровали, а ночами каялись во грехах, за это они были обращены после смерти в семь звезд. У семи воров находится похищенная дочь Плеяд.
3. Плеяды- Уркер. Киргизы заметили поступательное движение Плеяд к Большой Медведице и думают, что она преследует семь воров, чтобы выручить свою дочь. По Плеядам киргизы узнают часы ночи и время года.
4. Венера — Пастушеская звезда. При всходе этой планеты киргизские пастухи гонят баранов в аул, в загон.
5. Утренняя звезда — Шолпан- Жулдуз.
Знаки Зодиака и их созвездия известны киргизам под арабскими, но несколько исковерканными названиями. Впрочем, положение их никто не знает. Киргизы имеют свои названия месяцев.
Млечный Путь — кус-жол — “птичья дорога”, потому что по направлению млечного пути летают перелетные птицы.
Луна, вероятно, была божеством. Киргиз при виде новой луны делают земные поклоны и летом берут с того места, где делали поклоны, траву, которую, придя домой, бросают в огонь. Киргизы говорят, что на луне есть старуха (вероятно, вследствие округленности и пятен, которые кажутся частями лица). Киргизы не смотрят долго на луну, боясь, чтобы старуха не сосчитала ресниц, если это случится, то человек должен умереть. При отправлении естественных нужд не обращают лица к луне. Вообще об луне говорят с уважением.
Солнце. Конечно, если луна была божеством, то солнце должно было быть тем же, между тем мы не видим у киргизов следов уважения к этому светилу. Странно. Не могло ли быть, что младенчествующий человек отдал первенство луне по тому самому, как в анекдотах рассказывают про одного простака, который сказал: “Луна лучше солнца, потому что днем и без солнца светло”. Киргизы не обращаются лицом к солнцу, когда отправляют естественные нужды — вот единственная дань уважения, которая до сих пор нам известна.
Небо — это высочайшее божество в шаманстве. Коктенгри — “синее небо”. У киргизов первое прилагательное “кок” означает видимое, предметное, а существительное “тенгри” обращено в синоним Аллаха и Кудая...
Небо было свободно в своих поступках, оно награждало и карало. От его воли зависело благополучие людей и народов. Выражения “Тенгри — жарылкасын (жарыл-камак)” — да наградит тебя небо; “кок-суккан” — проклятый небом и “кок-суккыр” — чтобы не было неба показывают их шаманское происхождение.
На небе есть жители — люди. Они опоясываются под горлом; мы живем в середине, на земле, и носим пояс на середине тела, люди же подземные, у которых также свое солнце, луна и звезды, носят пояс на ногах. Между небесными киргизами есть очень богатая старуха...
Радуга — кемпирдын косагы, то есть старушкин косаг. Косагом называется привязь овец на две стороны петлями к натянутой по земле веревке. Упоминаемая здесь старушка уже нам знакома. Радуга — ее косаг из разноцветных овец, которых старушка имеет привычку доить после дождя.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Что собой представляют, по мнению киргизов, звезды? Кого они называют “человеком со звездой”?
2. Что рассказывает Шокан Уалиханов о том, какое представление имеют киргизы о Темир казык — Полярной звезде? Вспомните, что говорится о происхождении Полярной звезды в древнетюркских мифах. Соответствует ли запись ученого этим представлениям, почему?
3. Какую легенду о Большой Медведице записал Шокан Уалиханов?
4. Как киргизы узнают часы ночи и времена года? Как звезда Ур-кер связана с легендой о Большой Медведице?
5. Что вы узнали о представлениях киргизов о Пастушеской звезде -Венере и Шолпан-Жулдуз — Утренней звезде?
6. Каковы представления киргизов о Луне, Солнце, небе, радуге? Сопоставьте запись Шокана Уалиханова с известными вам древнетюркскими мифами, преданиями и легендами.
7. Прочитайте древнегреческую и болгарскую легенды о Млечном пути, помещенные ниже. Вспомните древнетюркский миф о Кус-жолы. Сопоставьте их с тем, что записал в своей работе Шокан Уалиханов. Почему, по-вашему, так отличаются представления людей разных национальностей о происхождении молочно-белой полосы, опоясывающей небосвод.
“В день рождения Геркулеса Зевс, обрадованный, что самая красивая из смертных женщин Алкмена родила ему сына, предрешил, что он станет прославленным героем Греции. Чтобы его сын Геркулес приобрел божественную силу и стал непобедимым, Зевс велел посланнику богов Гермесу отнестиГеркулесана Олимп, чтобы там вскормить его материнским молоком великой богини Геры.
Со скоростью мысли помчался на своих крылатых сандалиях бог Гермес. Никем не замеченный забрал он только что родившегося Геркулеса и принес его на Олимп. Богиня Гера спала под усыпанной цветами магнолией. Тихо подошел к ней Гермес и оставил на груди маленького Геркулеса. Жадно он начал сосать божественное молоко Геры, но богиня проснулась… Гневно оттолкнула Гера Геркулеса, которого возненавидела еще до его рождения, и божественное молоко ее полилось из груди и растеклось, как река, по небу. Так возник Млечный Путь (Галактика)" (Древнегреческая легенда).
“Однажды холодной зимой, когда пушистый снег покрыл все вокруг, у одного бедного человека кончился корм для волов. Долго ломал он голову, где взять хоть немного соломы, чтобы накормить животных.
И вот в одну из ночей он взял с собой ковш и пошел к крестнику, у которого было много стогов соломы. Осторожно наполнил ковш соломой и тихо ушел. Но в темноте не заметил, что ковш у него дырявый. Пока шел с ковшом к дому, солома по соломинке падала из дырявого ковша и оставляла след. Пришел домой и что увидел? В ковше не осталось ни одной соломинки.
На рассвете крестник пошел набрать соломы со стога, чтобы накормить свой скот, и увидел, что ночью кто-то воровал солому. Пошел по следу и дошел до дома кума. Вызвал его и началругатъ: почему ночью воровал, почему не попросил. Тот стал оправдываться и лгать, что, дескать, он ночью никуда не ходил. Тогда крестник взял его за руку, вывел на улицу и показал следы разбросанной соломы. Стыдно стало куму.
Крестник тогда сказал:
— Пусть эта ворованная солома загорится и никогда не гаснет, чтобы все знали и помнили, что у крестника особенно стыдно воровать.
Зажглась солома, и с этого дня и до конца наших дней горит на небе Кумова солома" (Болгарская легенда).
8. В каком стиле написаны произведения Шокана Уалиханова?
Какова цель их создания?