Казахстан и его поэты

Природа Казахстана отличается необычайным разнообразием и богатством. Все здесь невольно поражает воображение неожиданностью переходов и проникновенностью своеобразных черт.
 
На неоглядных просторах раскинулись пустыни, по ним ходят волны зыбучих песков. Здесь погребены древние города, и нет свидетелей забытых культур древности.
 
Большая, так называемая Туранская степь (одна из древних колыбелей туранского племени) — часть Казахстана. Степь — мать, кормилица казахов, суровая и милостивая одновременно.

 

Зимы здесь лютые. Мороз местами доходит до пятидесяти градусов: бывает, что неделю буйствует снежный буран — пурга, и в ее ледяных объятиях находят гибель табуны лошадей, стада рогатого скота, тысячеголовые отары овец. Лето знойное. Безжалостное солнце опаляет все живое. В раскаленной земле гнездятся ядовитые тарантулы. Вода высыхает. Зато как прекрасна казахская степь весной, как ласкает и нежит она человека!
 
Нет более чарующего зрелища, чем степь или луга, затканные таким множеством ярких душистых цветов, что, кажется, глядеть не наглядеться на игру их красок, дышать не надышаться хмельным ароматом. На тысячи ладов воспевали казахские поэты весеннюю степь.
 
Первые поселения на этой земле восходят к глубокой древности. Предполагают, что задолго до нашей эры наряду с коренным кочевым и полукочевым населением были здесь земледельцы и горожане — ремесленники, зодчие, ваятели, мастера культуры и искусства. Интеллигентный казах в наши дни будет с гордостью вам рассказывать о раскопках — о том, как из недр земли извлекают образчики керамического, ювелирного и других искусств, говорящие о высоком культурном уровне его давних предков.
 
Современный этнический тип казахского населения возник на рубеже XIV и XV столетий... сложился в то время казахский народ как национальность.
 
К XV веку он знал уже все основные виды устного литературного творчества: песни, сказания, легенды, сказки. К тому времени сложилась и богатая героическая эпика: пелись героико-исторические песни о богатырях — народных героях.
 
Оригинальные мотивы восточной поэзии отчетливо звучат в творениях Абая Кунанбаева (1845—1904) и Мухтара Ауэзова — поэтов глубоко народных. Знакомство с ними дает представление о современной казахской литературе, вобравшей в себя некоторые элементы русской, а позднее советской литературы.
 
Абай Кунанбаев если не единственный, то, во всяком случае, первый из великих основателей литературы казахов. Он основатель письменной казахской литературы и казахского литературного языка. Ему в удел досталось редкостное счастье: вспахать первую борозду на ниве новых исторических свершений своего народа.
 
Абай был сыном родового владетельного старейшины. В юности он прошел курс в мусульманской школе — медресе, изучал восточных классиков, жил в окружении степных певцов-импровизаторов — акынов, сопровождавших, по обычаю, свое пение игрой на домбре. Глубоко волновало его творчество акынов, из которых одни бывали льстивыми «придворными», превозносящими сильных мира сего, другие же— гневными обличителями пороков и проступков кичливой степной знати и социального притеснения.
 
Абай стал провозвестником свободы для народа и для личности, права людей на жизнь и самобытность.
 
Резкий перелом во взглядах и действиях Абая произошел после сближения с русскими политическими ссыльными (Е. П. Михаэлисом и др.), последователями Чернышевского и Добролюбова. Он знакомится с русским языком, любовно изучает Пушкина, Лермонтова, Крылова, Некрасова, Л. Н. Толстого, Тургенева и переводит некоторые их произведения. Абай перевел письмо пушкинской Татьяны, создал к нему оригинальную мелодию.
 
Книгу об Абае написал современный казахский писатель Мухтар Ауэзов.
 
Когда в самом начале века (1904 г.) Абай умер, казахский народ уже понимал его значение и оценил его дела. То был мудрец, как говорили о нем, защитник слабых, друг угнетенных, враг насильников. Абай — сын целого народа. И то, что казахи в этом глубоко убеждены, являет собой лучший памятник поэту. Его наследие — благодатная почва для грядущих поколений. Новейший советский период открыл Казахстану и казахам перспективы создания высокой языковой культуры. У народа, который до недавнего времени был неграмотным и полукочевым, есть теперь крупные промышленные и культурные центры (Караганда, Семипалатинск, Алма-Ата и др.). У казахов есть своя Академия наук, свой театр, балет, своя литература. М. Ауэзов является примером современного казаха-писателя. Он профессор Казахского университета, доктор филологических наук, член Академии наук Казахской ССР. Им переведены на казахский язык «Ревизор» Гоголя, «Укрощение строптивой» и «Отелло» Шекспира. А у истоков казахской литературы стоит Абай Кунанбаев, о котором словами казахской поговорки можно сказать, что он «тот след, который породил дорогу».