Мухтар Ауэзов. «Перед рассветом»
Чтение этого замечательного романа, который сегодня, спустя десять лет после своего выхода в свет, является классической составной частью расцветающей казахской советской литературы, оставляет впечатление совершенно своеобразного характера. Мухтар Ауэзов (род. 1897), писатель и филолог, создал не только интересную книгу, он раскрыл перед нами панораму нового, до сих пор еще нам неизвестного мира.
Данное произведение — всего лишь первая часть четырехтомного цикла, который должен воссоздать путь и развитие казахского народа, начиная с середины прошлого столетия и заканчивая днями советского периода развития. Закончены пока только первые две книги, посвященные основателю современной казахской литературы, поэту и переводчику Абаю Кунанбаеву. Уже первый том («Абай»), который в немецком издании получил развернутое название «Перед рассветом», позволяет судить о величии и значении всей эпопеи.
Казахи во времена жизни Абая (1845—1904) представляли собой еще кочующий народ с отсталым патриархальным родовым строем. Между отдельными племенами происходила бесконечная междоусобная борьба за скот и пастбища. Поводом к распрям служили также умыкание невест, барымта (угон окота.— Сост.), жажда наживы. Хотя и имелись строгие законы, но знали и осуществляли их только старейшины племен и родов. А так как эти старейшины были всегда зажиточной верхушкой, стремившейся приумножить свои богатства, то произволу и бесправию не было границ. Все кровавые раздоры имущих семей ложились тяжелым бременем на плечи неимущих угнетенных пастухов.
Русские чиновники, которые должны были следить за порядком в отдаленных казахских и киргизских степях, не стремились понять причин вечной вражды между племенами, к тому же большинство из них были взяточниками, что способствовало их дальнейшей коррупции. Но были и другие русские, как, например, политический ссыльный — революционер-демократ Михаэлис, с которым Абая связывала прочная и продолжительная дружба. Михаэлис нёс в отдаленные окраины царской России просветительные идеи, идеи гуманизма и революционной демократии и оказывал значительное влияние на развитие первого казахского поэта.
Абай был сыном одного из жестоких и властолюбивых родовых воротил того времени, добравшегося ага-султана, самого высокого должностного поста округи. Абай, получивший начальное образование в мусульманской школе, склонный от природы к музам, будучи восприимчивым мальчиком, уже в детстве замечал безудержную грубость и жестокое насилие над человеческим достоинством, страдал от беззакония, которое его окружало. Его мучила нищета его же несчастных собратьев. Невежество, в котором жил его народ, удручало Абая. Уже стихийно начинает брать верх у Абая стремление к справедливости, которое и позволило ему смотреть дальше укоренившихся границ родоплеменного разделения у людей. Если он видел, как попирается право или как затаптывают в грязь правду, то пытался вмешаться, не обращая внимания на то, выгодно ли это его роду или нет. Но он мало чего бы добился, если б был одиноким. Лишь знакомство с прогрессивными идеями лучших сынов России помогло ему определить свои стремления и цель. Таким образом, Абай стал первым гуманистом и демократом среди казахов, притом в то время, когда преобладающее большинство его народа жило в невежестве и отсталости.
Мировоззрение Абая и его поэтический талант развивались в тесной связи друг с другом. Ауэзов все время указывает на это. Мы наблюдаем, как устное творчество акынов дает ему первый толчок к собственному поэтическому высказыванию. Отдельные строфы, служившие сначала лишь как познание самого себя, становились затем песнями, которые рассказывали о нищете и притеснении казахского народа. Нежные любовные напевы были выражением сильных чувств, которые он питал к двум женщинам. Ни на одной из них он не мог жениться, поскольку отцами они были предназначены для других мужчин. С переводом на казахский язык письма Татьяны Пушкина поэт достигает первой ступени совершенства. Его перевод восприняли акыны и сделали народной песней. Этим и заканчивается первый том эпопеи.
Роман Ауэзова — это не то обычное биографическое произведение, в котором, как правило, демонстрируются в виде цепочки события из жизни героя. У Ауэзова жизненный путь Абая со всеми его фазами и со всеми его аспектами вписывается в выпуклую грандиозную картину своеобразной жизни казахского народа во второй половине прошлого столетия.
«Перед рассветом» — это означает не только пробуждение и первую славу большого писателя, это символизирует становление целого народа, который впервые за всю историю еще только-только готовится шагнуть из состояния косности и отсталости в более свободное будущее. Это название, кроме того, открывает перед нашими глазами ширь бескрайних степей с пасущимися там стадами коров, овец, коней, верблюдов и все очарование девственной природы, которую с таким неподражаемым мастерством рисует Ауэзов.
Трудно найти другой роман, где бы с таким знанием и достоверностью, настолько художественно и ярко был изображен кочевой народ, который еще ко времени описываемой действительности не имел собственной литературы. Ауэзов изображает казахов того времени с их порывами — ненавистью и любовью, великодушием и местью, надеждами и отчаянием — настолько ярко, что они живо предстают перед читателем. Художник обращается к нам как гуманист и революционный демократ социалистического «сегодня», он берется за материал не потому, что увлечен эффектностью поэтического его своеобразия, а потому, что хочет наглядно показать определенный отрезок в развитии общества на пути продвижения к более высоким формам организации. Именно это и поднимает роман до уровня классической литературы.
Как восточная орнаментика изобилует мельчайшими и тончайшими украшениями — причем все это вовсе не приводит к потере общей, ясно выраженной линии узора,— так и роман Ауэзова богат персонажами, эпизодами; на первый взгляд они кажутся лишними -это украшения, дополняющие книгу и делающие ее особенно ценной и богатой... Роман Ауэзова — это такое произведение, которое станет событием в жизни самого взыскательного читателя.
Герберт Кремпиен (Германская Демократическая Республика)