О солдате из Казахстана
... Роман знакомит нас с далекой советской республикой, которая переживает еще младенческий возраст, но уже сулит необычайно богатые перспективы... Яркость изображения и подчас некоторая прихотливость стиля, напоминающего манеру восточных сказочников,— таковы литературные особенности этого произведения. Показом целого ряда картин, порою похожих на моментальные снимки, а иногда посредством простого изложения событий, автор вводит нас в мир, где перемешаны между собой возвышенные мечты, влюбленность и свойственные юности честолюбивые устремления. И читатель открывает для себя все новые уголки в этом великолепном мире детства...
Поистине замечательна первая часть романа Мусрепова, где описано детство и отрочество того, кому вскоре пришлось стать «солдатом из Казахстана». Эта часть книги производит исключительно сильное впечатление как подбором образов, так и меткостью, зримостью описаний. Вспоминая, например, о своем детстве, Кайрош замечает, что оно «пролетело, как брошенный мяч, стукнулось о стену, отскочило, подпрыгнуло на месте и замерло». Вот Мусрепов рассказывает об октябрьском тумане, который бросает на лица людей свой отпечаток, и одной фразой вызывает полное представление об осенней казахской степи: «На оголенных побуревших холмах, подобных горбам спящего верблюда, мрачно насупясь, чернели одинокие орлы...» Автору великолепно удается мазок за мазком нарисовать черты своего героя...
Пожелав развить в одном и том же романе две темы — детство и войну — автор перенес своего героя из жизни, раздираемой ужасающей враждой, в условия, хотя и трудные, но неизменно скрашенные тесной дружбой и сплоченностью. Габит Мусрепов был вынужден повести свое повествование в двух различных ритмах. Вот почему во второй части книги весь тон и стиль рассказа меняется, и притом, как мы смеем думать, меняются слишком уж резко... Живая реальность, искрящаяся своеобразием и лукавым юмором, которая так великолепно передана писателем в начале его произведения, дальше превращается в реальность шаблонную. Яркая поэтичность первой части уступает место гораздо менее пленительному лиризму... Правда, книга от этого не теряет своей привлекательности. Неотразимее, нежели описание героических и величественных сцен боя, для нас рассказ о трудных военных буднях этих людей, об их страданиях и надеждах, их сознательной воле бороться за то счастье, которого они по-настоящему еще и вкусить не успели.
В предвоенные годы они наблюдали, как степи, где прошло их детство, некогда кишевшие злыми духами, начали преобразовываться в грандиозные стройки, ничуть не теряя при этом своего величия. Именно в этих достижениях, в этом быстром преобразовании людей и вещей кроется объяснение сознательного героизма солдата из Казахстана и его друзей...
Книга Мусрепова представляет нам возможность понять тип нового человека.
... Эта книга являет собой убедительное свидетельство в пользу того мира, где люди стремятся исправить свои недостатки, вместо того чтобы любоваться ими... Хотелось бы, чтобы писатели, наконец, снова научились создавать такую литературу, которая умеет изображать высокие человеческие чувства.