Главная   »   Казахская литература в оценке зарубежной критики. Ш. К. Сатпаева, А. О. Мусинов   »   Роман о поэте (О «Стреле Махамбета» А. Алимжанова)
 
 



 Роман о поэте (О «Стреле Махамбета» А. Алимжанова)

Книга «Стрела Махамбета» казахского писателя Ануара Алимжанова по своему сюжету построена как двуплановый исторический роман.
 
Первая линия действия посвящена росту и становлению Махамбета Утемисова (1804—1846), прошедшего путь от поэта господствующего класса до народного трибуна.
 
Испытывая на себе влияние растущей освободительной борьбы казахских народных масс против феодально-колониальной эксплуатации, Махамбет бросает вызов хану Джангиру. В его поэзии впервые в казахской литературе начинает доминировать жанр политической, революционной лирики.
 
Во второй линии действия романа, которая посвящена описанию революционного взрыва трудящихся масс, автор стремится выяснить характер воздействия «стрел» — стихов Махамбета на это стихийное народное движение. Он пишет о зовущей вперед просветительской поэзии Махамбета, которая в то время была для неграмотных кочевых народов Казахстана единственной формой революционной идеологии.
 
Одновременно с этим автор показывает первые шаги в развитии поэтов — учеников и последователей Махамбета, вышедших из народной среды.
 
Обе линии романа развертываются естественно, логически сливаясь одна с другой и образуя тем самым органическое внутреннее единство произведения, содержание которого верно передано в заглавии — «Стрела Махамбета».
 
Таким образом, идейная целеустремленность определяет построение и композицию романа.
 
В первой части книги излагается идеологическое и политическое кредо Махамбета, а во второй части рассматривается социально-историческая основа его политической поэзии и его отношение к хану и революционному народу и вместе с тем положение народа и революционный порыв масс под воздействием «стрел» Махамбета.
 
В третьей, и последней, части романа обе линии сливаются непосредственно в изображении революционной борьбы, в которой Махамбет играет руководящую роль.
 
В целом из обеих главных линий переднего плана действия романа возникает широкое социально-историческое и в то же время идейно-психологически дифференцированное эпическое полотно, отображающее жизнь казахского народа той героической эпохи, в которой сами казахи видят истоки своего национального движения за освобождение и объединение родного края. Позднее это движение в братском союзе с русским народом привело к победе социалистической революции в степях Казахстана, в которой местные большевики, как известно, сыграли выдающуюся роль.
 
Своеобразное композиционное построение романа помогает автору ярче и четче, обозначить акценты, не нарушая конкретно-исторических рамок описываемых событий. Так возникает в высшей степени значительное, глубокое по смыслу историко-философское произведение.
 
С помощью композиционных приемов Алимжанов связывает национально-освободительное движение казахского народа с восстанием Пугачева, а политическое развитие Махамбета и других мыслящих казахов из верхнего слоя общества — с восстанием декабристов и [демократическими идеями] Герцена. Благодаря этим сопоставлениям история «стрел» Махамбета включается в рамки общероссийского революционного развития.
 
В восстании казахского народа, о котором повествуется в «Стреле Махамбета», проявилось стремление к объединению стихийного Социального движения масс с политически осознанной борьбой революционеров, которое не могло быть достигнуто на первых двух этапах русского революционного движения, что и определило собой поражение декабристов и народников. Тем самым Алимжанов в своем историческом романе доказывает, что мечта, свободолюбивые традиции казахского народа могли воплотиться в действительность только благодаря Октябрьской революции.
 
Особенно примечательно в этой связи то, что автору удается — с одной стороны, путем изображения совместной борьбы тогдашних казахских и русских революционеров за освобождение всех народов царской России, а с другой — заговора реакционных сил обеих наций при разгроме казахского восстания — показать необходимость единства всех народов Российского государства.
 
Широкой эпической картиной, которая должно охватывает судьбы всего народа, произведение Алимжанова напоминает ранние русские советские романы 20-х годов о революции и революционных традициях русского народа. Кроме того, Алимжанов в форме романа своеобразно обновляет традиции старого народного эпоса. Основанный на изображении больших эпических событий и обрисовке образа народного певца Махамбета — центральной фигуры повествования, выступающей в качестве выразителя интересов народа,— этот жанровый синтез элементов эпоса и романа оказывается особенно органическим и убедительным в тематическом, идейном и стилистическом отношениях. Но если рассмотреть вопрос только с этой точки зрения, то может показаться, что новый казахский роман находится в определенной связи с той ступенью в истории развития романа, которая характерна для русского советского романа 20-х годов. В какой-то степени это, может быть, и так. (На это указывает относительное деление композиции романа на две главные линии — народ и поэт...)
 
Однако это является лишь одной стороной своеобразной жанровой системы данной книги, которая насквозь национальна и современна. При всей очевидности использования автором исторических форм и традиций казахского эпоса нельзя обойти вопрос о самостоятельном и плодотворном усвоении достижений русского и советского романа. (В отдельных случаях Алимжанов весьма оригинально развивает даже мотивы «Капитанской дочки» Пушкина).
 
Автор «Стрелы Махамбета» в своем художественном мышлении, которое лежит в основе создаваемых им полотен, проявляет себя как вдумчивый и страстный художник советской литературы 60-х годов, анализирующий прошлое народа и ход исторического развитая с высоты сегодняшних достижений с тем, чтобы углубить самосознание народа и усилить общественную активность отдельного человека.
 
Среди изданных за истекший год известных произведений казахских авторов данный роман является самым интересным... по своей тематике, идейной направленности и поэтическому воздействию, а также по своему специфически казахскому своеобразию в области и содержания и формы... Здесь мы через содержание и дух романа знакомимся одновременно с историей и современностью этого героического народа, о котором еще так мало знаем.
 
Издавая это произведение на немецком языке, мы вновь и вновь продолжаем нашу линию, направленную на издание исторических романов о советских народах. В этом отношении роман «Стрела Махамбета» по сравнению с романами «Возлюбленные из Ташкента» и «Десница великого мастера» являемся даже значительно более важным и актуальным.
 
Несколько справок, касающихся автора романа: Алимжанов принадлежит к числу молодых, но уже весьма популярных и многообещающих казахских писателей. Он изучил историю и тюркологию. Долгое время работал корреспондентом «Литературной газеты». Особенно много сделал он для укрепления дружбы между афроазиатскими странами и Советским Союзом. Данный роман и сборник его рассказов готовятся к печати в Москве в издательстве «Молодая гвардия». Кроме Государственной премии, ... Алимжанов получил также премию комсомола Казахстана за рассказы, которые мы уже наметили включить в подготовленную антологию советского рассказа.
 
Лео Кошут (Германская Демократическая Республика)