ВВЕДЕНИЕ

На фоне анализа духовной ситуации нынешней эпохи, тенденций ее развития делается попытка определить “предназначение” Казахстана в истории и в современном мире, его “смысл” как самопонимание, самопознание и реализация в нем и “значение” как страны на Евразийском континенте в контексте планетарного сознания.
 
Актуальность темы состоит в том, что Казахстан, занимая значительную часть суши Земного шара, имея древнюю историю, обладая своеобразным культурным достоянием, являясь носителем во многом неисследованной тюркской ментальности и продолжателем дающей импульс к развитию, мобильной кочевой традиции, созидает свою государственность в период смены эпох на стыке столетий и тысячелетий. Этот духовный и пространственно-временной фактор, соединенный с характеристиками постмодернистской и постиндустриальной эпохи, когда в глобальном масштабе побеждают либеральные ценности, когда поставлено под сомнение не только линейное развитие истории, но и детерминистские и прогрессистские подходы к социальной реальности, происходит сближение внешнего и внутреннего миров, и стираются границы между Востоком и Западом, а Казахстан не ограничен ни ресурсами, ни образованными людьми, ни многим другим, этот шанс может либо быть использован, либо лишь прослежен взглядом, как превращающийся в точку и исчезающий в степи родной дом под гул скоростного поезда, идущего в неизвестность.

 

В монографии предпринято всестороннее исследование понятий “нация”, “народ”, их научного содержания, мифологических оснований и множества напластований в этих понятиях, их реального функционирования и политических псевдомифов вокруг них. Также в работе подробно исследуются важнейшие элементы культурной идентичности нации, как язык, традиции, история, религия и понятие Отечества, их объективное содержание, их роль в формировании ментальности народа, его миропонимания, образа жизни, способа бытия. В этой связи рассматриваются проблемы онтологии, роли языка в культурном выборе народа, в его цивилизационной идентичности.
 
В связи с переживаемым Казахстаном процессом системного перехода и возникающими здесь проблемами выбора в условиях победы либерализма, рыночных отношений, общечеловеческих ценностей с приоритетом прав и свобод человека, вместе с возрождением национально-культурных особенностей, способных включить в себя это “всеобщее” и вкупе с онтологическим своеобразием кочевнической традиции, возникает проблема проекта мира и исторических систем. В монографии подробно анализируется эта ситуация в контексте категорий Запад-Восток, Атлантизм-Евразийство, Оседлость-Кочевничество, Модернизм-Постмодернизм и др. Имея в виду происходящее социальное изменение в глобальных масштабах, а также учитывая возможную онтологическую уникальность и существование теоретических, ментальных и ландшафтных предпосылок для выработки и реализации собственного проекта мира, в монографии предпринята попытка дать наброски нового образа политики, государства и экономики такого своеобычного проекта.
<< К содержанию

Следующая страница >>