Главная   »   Казахстан и Саудовская Аравия. Б.Амреев   »   Об исламском факторе во взаимоотношениях между Казахстаном и Королевством
 
 



 Об исламском факторе во взаимоотношениях между Казахстаном и Королевством

 

 

Следует отметить, что т.н. исламский фактор зримо присутствует во внешней политике практически всех стран, активно взаимодействующих с  мусульманским миром. Это не в меньшей степени касается и ведущих мировых держав. Продвинутость и направленность т.н. исламской политики членов мирового сообщества может существенно варьироваться в зависимости от характера решаемых проблем, но бесспорным является одно — исламский фактор выступает весомым компонентом в мировой политике и его значение неуклонно возрастает. 
 
Активно взаимодействуя с исламским миром, занимающим огромное пространство на южных и юго-западных рубежах республики, и имея собственное более чем 60% мусульманское население, Казахстан также не может игнорировать значение исламского фактора в своей внешней политике и аппеляций при необходимости к мусульманской аргументации в продвижении внешнеполитических интересов.
 
Исламский мир Смотрит на Казахстан как на неотъемлемую часть мусульманского Сообщества. Генеральный секретарь ОИК А. Лараки в связи с вступлением Казахстана в ОИК в 1995 г. в качестве полноправного члена этой авторитетной организации исламского сообщества отметил, что “Казахстан со своим природным, экономическим, культурным и интеллектуальным потенциалом, сбалансированной и взвешенной внутренней и внешней политикой является бесценным вкладом в общую сокровищницу мусульманских народов, а также мирового сообщества”.
 
За период независимости республики казахстанской дипломатии удалось выстроить оптимальную формулу взаимоотношений с исламским миром. Мусульманские страны поддержали практически все внутри и внешнеполитические акции руководства республики. Между Казахстаном и основными исламскими государствами нет острых политических разногласий и серьезных экономических проблем. Нет нападок на Казахстан со стороны СМИ исламского мира, что имеет место в отношении ряда стран т.н. новых постсоветских мусульманских стран. Сложились весьма теплые отношения лидеров и СМИ исламского мира к первому Президенту независимого Казахстана. Руководители арабских стран Персидского Залива никогда не посещавшие ни СССР в прошлом, ни страны СНГ позже, исключение сделали только для Казахстана (Эмир Катара в 1998 г., Принц Султан в 2000 г., Ш. Халифа в 2002 г.). Ряд мусульманских стран оказывает нашей стране значительную политическую, моральную и финансовую поддержку.
 
Обретение республикой независимости сопровождалось возрождением исторических традиций нации, в том числе религиозного мировоззрения, укрепления у части населения чувства принадлежности к исламской религии. Значительно возросло количество культовых сооружений, религиозных школ, число паломников, совершающих хадж к мусульманским святыням.
 
Вместе с тем Ислам, как социально-политическое явление в казахстанском обществе, исламские устои и религиозные настроения в стране, в силу ряда объективных и субъективных (факторов, остаются весьма умеренными. Взаимоотношения мусульман Казахстана с  представителями других конфессий отличаются терпимостью и даже доброжелательностью, прежде всего, в отношении другой крупной традиционной религии в республике — Православия. Данное обстоятельство является благоприятным условием для избежания радикальных религиозных настроений в казахстанском обществе, а также значительно сужаег базу дня возникновения экстремистских настроений среди представителей основных конфессий страны.
 
В связи с этим, Казахстан решительно выступает против форм проявления религиозного экстремизма, угрожающего не только миру и стабильности в мусульманских странах, но и имиджу исламской религии в целом, способствуя усилению нападок на Ислам на международном уровне. 
 
Недопущение эксплуатации чувств верующих для дестабилизации общества, разжигания межнациональной, межконфессиональной розни в стране и нарушения социальной гармонии и единства народов республики — являются осевым компонентом внутренней политики руководства Казахстана.
 
С учетом исключительно важной роли Ислама в духовной ориентации мусульман всего мира и заметно возрастающего исламского фактора в международных отношениях, руководство страны стремится создать все необходимые условия для использования всего позитивного потенциала Ислама для возрождения исторических духовных ценностей мусульманских народов Казахстана, укрепления нравственных устоев казахстанского социума, обеспечения межнационального согласия в стране.
 
При этом важно отметить, что Ислам в Казахстатне, будучи традиционной религией государствообразующей нации республики — казахов, на протяжении всей истории этого народа никогда не отличался крайностью. Он не служил причиной столкновений с соседними странами и народами, не выступал фактором национальной и культурной изоляции, отчужденности от внешнего мира. Ислам никогда не являлся источником межплеменных или иных распрей внутри самого народа. Другими словами, казахи на протяжений всей истории Ислама были, пожалуй, одной из наиболее веротерпимых наций среди всех мусульманских народов, свободными от любых форм радикализма и экстремизма. Это — данность, требующая особого акцента в рассмотрении любой проблемы, связанной с местом и ролью Ислама в казахстанском обществе.
 
Безусловно, особо следует отметить тот факт, что Ислам и мусульманский фактор сыграли важную роль не только в формировании казахского этноса, но и способствовали сохранению его самобытности, выступая при этом в качестве своеобразного иммунитета против угрозы физической ассимиляции с мощным немусульманским окружением. Духовное единство нации явилось немаловажным фактором мобилизации народа в борьбе за защиту огромной территории от иноземных завоевателей на протяжении всей его истории, этнического выживания нации в условиях многовекового перманентного чужеземного пpисутствия на территории Казахстана и жесточайшей борьбы за духовную независимость.
 
Мусульманский фактор и ныне является одним из главных элементов национальной идентификации казахов.
 
С учетом вышеуказанных факторов и в целях реализации сформулированных главой государства стратегических задач внешней политики, направленных на укрепление позиции республики на международной арене, казйхстанская дипломатия настроена и в дальнейшем наращивать политическое, экономическое и культурно-гуманитарное сотрудничество с мусульманскими странами.
 
Взаимоотношение Казахстана с Саудовской Аравией является одним из важных компонентов исламского вектора внешней политики республики.
 
Такой весомый фактор как духовное родство всегда выступал основной мотивацией формирования политических интересов Саудии в отношении мусульманских стран. Не следует забывать, что Королевство было, есть и остается колыбелью Ислама, хранительницей основных его святынь, куда ежегодно устремляются миллионы верующих. Исламская проблематика и тезис об укреплении мусульманской солидарности продолжают оставаться одним из краеугольных камней внешней политики страны Мекки и Медины.
 
И несмотря на то, Что этот аспект не оказывал прямое воздействие на определение характера политических и торгово-экономических отношений между двумя странами, вполне естественным, следует считать то, что саудовское направление в казахстанской дипломатии будет испытывать влияние исламского фактора, а успешное налаживание конструктивного сотрудничества с Саудовской Аравией в религиозной сфере призвано способствовать созданию благоприятного политического и общественного фона для развития разносторонних отношений между двумя странами. 
 
В целом исламский вектор саудовского внешнеполитического курса носит достаточно умеренный характер. Понимая чувствительность данной проблемы, саудовское руководство проводит взвешенную политику в этой сфере, тщательно избегая любых действий, которые могут быть расценены как вмешательство во внутренние дела других государств. Это в полной мере относится и к Казахстану.
 
На протяжении всего периода налаживания взаимоотношений между двумя странами двустороннему сотрудничеству в религиозной сфере всегда были присуши взаимопонимание, спокойное восприятие специфик Двух стран и стремление найти взаимоприемлемые подходы.
 
Саудовцы хорошо понимали особенности т.н. этапа возрождения исламского самосознания в казахстанском обществе, многонациональный и многоконфессиональный характер республики и старательно избегали вопросов, могущих нанести ущерб межнациональному согласию в Казахстане. Такая чрезмерная осторожность даже негативно повлияла на оперативное решение вопросов строительства мечетей в республике, несмотря на многочисленные просьбы казахстанских властей, в то время как другие страны Залива (Кувейт, ОАЭ, Катар) построили десятки мечетей в республике. Данный блок вопросов получил свое развитие лишь в последние годы после визита Принца Султана в Казахстан.
 
В этой связи большое значение придавалось контактам с религиозным истэблишментом. Установлены наиболее дружественные отношения с Министром юстиции Абдаллой аль-Шейхом, который внес большой вклад в развитие всесторонних связей Королевства с Казахстаном. Во многом благодаря его личной поддержке налаживались связи с религиозными структурами страны. Его положительная рекомендация послужила установлению деловых отношений между Послом с вновь назначенными Министром по делам религии, вакуфов и исламских наставлений Королевства Шейхом Салехом яль-Шейх, Верховным муфтием Шейхом Салехом ять-Шейх, (оба родственника Аддаллы аль-Шейха) Генеральным прокурором страны и др. Абдалла яль-Шейх сыграл ключевую роль в положительном решении вопроса о выделении Королевством очередного гранта Казахстану тля строительства соборной Мечети в одном из крупных городов республики.
 
Поддерживались добрые взаимоотношения с Шейхом Абдаллой Абдель Мухсином аль-Турки — бывшим министром по дедам религии, а ныне Генеральным секретарем влиятельной религиозной структуры Королевства — Всемирной Исламской Лиги, имеющей штаб квартиру в Джидде. Активный деловой характер ймели й Встречи с Министром по Делам Хаджа КСА Н. аль-Мадани.
 
Таким образом, развивая всестороннее сотрудничество в религиозной сфере и проявляя заинтересованность в привлечении саудовской финансовой помощи в строительство мечетей, издание необходимой для ДУМК религиозной-литературы, организации Хаджа и Умры и других аспектов религиозных связей, казахстанская дипломатия прежде всего исходила из важного исламского составляющего казахстанского общества. Духовная жизнь мусульман Казахстана безусловно была бы неполной без нормально функционирующих религиозных связей со страной основных святынь Ислама. Это — главный аргумент религиозного составляющего сотрудничества между двумя странами.