Главная   »   Казахстан в сердце моем. Алия Ахетова   »   Чтоб не пропасть поодиночке
 
 



 

Чтоб не пропасть поодиночке

 

 

Мудрые степные традиции… уходящие корнями вглубь веков, они и сегодня помогают нам привнести в нашу нелегкую жизнь любовь, тепло, радость...
 
В старину был у кочевников один забавный обычай: раскладывали на кошме мелкие предметы. Если протянет руку младенец к кожаному наперстку, то щеголем будет, если возьмет сыбызги — тонкоголосую свирель, то станет музыкантом, коль к ножу потянется, то быть ему храбрейшим из воинов, а схватит перо — прославлять тому джигиту род свой кюями и жырами. Издавна матери в степи наказывали сыновьям своим: «Когда входишь в дом, входи с улыбкой, какая бы тяжесть не лежала на сердце, а невесткам и дочерям передавали заповедь: «Гостей встречай светло!»
 
У казахов принято угощать всех, кто приходит в дом. По законам векового народного гостеприимства хоть пиалу чая должен выпить за дастарханом человек и преломить хоть кусочек лепешки. Интересна и такая примета: к готовому угощению приходит добрый гость. Когда невестки начинали готовить обеды, им всякий раз свекровь напоминала, чтобы они обязательно положили в казан долю гостя. При этом появится ли вообще сегодня гость, было неважно, главное — отдать дань уважения, ну а если случайный путник появлялся на пороге юрты, ему в семье радовались, будто сноха родила сына.
 
«Скоротечна жизнь человеческая, а обычаи людей остаются. Дух народа живет в них. Зимой 1944 г. во время кратковременной побывки дома в Алма-Ате батыр Бауыр-жан Момыш-улы, счастливый рождением сына Бахытжана, посетил великого старца, акына Джамбула. По казахской традиции акын завернул малыша в полу своей белой рубахи и дал ему свое благословение — бата.
 
Пристрастные почитатели народных обычаев чтут привычку хранить у себя как реликвию вещь, принадлежащую человеку, достойному любви и уважения, прожившему честно долгую жизнь. Хороший, добрый обычай рождается лишь от добрых устремлений. В нас неистребима потребность в добром и светлом, верой и надеждой жив человек на свете, и тянется он к лучшему. У истока народных традиций — чистое и искреннее начало. Ведь народ знает, какие традиции хранить, соблюдая заповеди предков, тех, кто жил до нас праведно и достойно.
 
Бьется в доме посуда, хозяйка восклицает: «Суюнши!», что означает подарок к радостному известию, а прольет что-то ненароком: «Шашу!». Этот возглас обозначает традицию казахов осыпать молодоженов сладостями, монетами (чаще серебром), чтобы жизнь молодых была такой же сладкой и протекала в достатке и изобилии. Осколки посуды, разбитое зеркало и т.п. издавна у многих народов считались дурной приметой. И таким образом казахи старались как бы отвадить беду хорошим, ясным словом. На праздник новорожденного — шильдехану приглашают женщин, отдельно отмечают сорок дней со дня рождения человека — до этого срока его предпочитают не показывать окружающим (қырқынан шығару). Отмечают и первые шаги, сделанные ребенком самостоятельно по земной тверди — он учится ходить, торжественно, в окружении самых близких разрезают импровизированные путы, обычно это чернобелые толстые нити, переплетенные меж собой (тұсау кесу).
 
Подумайте, мы ведь делимся на таких тоях своей радостью и частицей счастья. Не в правилах нашего народа отпускать гостя, впервые перешагнувшего порог твоего дома, с пустыми руками. А подарки должны быть символичны. Что в этом обычае? Разделенная радость. Уникален и казахский обычай — вручение подарка за обнову — байғазы. Был бы повод… Разделяя с другом радость, желают люди, чтобы она повторялась как можно чаще.
 
Привычка держать в доме дастархан всегда накрытым, хранить хорошее угощение для гостей переняли у казахов все народы, живущие на нашей древней благословенной земле. «По-казахски» встречают меня в доме моих русских подруг, татарских друзей… Не помня зла, за благо воздадим всем тем, кто окружает нас. Мы все такие разные, но мы вместе...
 
Умение быть благодарным — особенная черта казахской ментальности.
 
Мир настолько хрупок, что любая мелочь может привести к раздору. А ведь чем больше мы будем знать друг о друге, тем ближе становимся. Люди встречаются, чтобы светлее жилось.
 
Старый казахский обычай после нелегкого жизненного испытания устраивать жертвоприношение — кұрмалдық переняли многие народы, живущие с нами бок о бок. Гостей созывают в случае благополучного исхода болезни, всякого нелегкого испытания, экстремального происшествия, случившегося в жизни. Это своеобразное выражение благодарности судьбе, охраняющей нас от невзгод, надежда на ее благосклонность в будущем.
 
Прохождение рокового возраста (мушел жас — 13, 25, 37, 49, 61) с надеждой на удачливую жизнь в следующем 12-летнем цикле — тоже повод для тоя. Наследие прошлого (асыл мура) и его внутренняя нерасторжимая связь с сегодняшним днем — не просто залог успешного духовного здоровья нации.
 
Обычаи и обряды, традиции и празднества у каждого народа свои. Но они способны нас, таких разных, объединить. Узнавая чужие традиции, пристальнее вглядываешься в живущих рядом людей с новой, неожиданной стороны. И хочется перенять что-то доброе у другого народа — тогда не остается места неприязни, непониманию, неприятию.
 
Нет большей радости, чем разделить радость с другим. А самый искренний и безотчетный восторг — удача другого. Делать подарки всегда приятно. «Да не оскудеет рука дающего!» Свято веря в это, понимаешь, что давать всегда легче, чем брать, помогать легче, чем просить о помощи. Помните, как говорили древние: «Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать». Наши обычаи мудры и многому учат. Посмотрим друг на друга! И с легкой, светлой грустью вспомним завет Булата Окуджавы: «Давайте жить, во всем друг другу потакая, тем более что жизнь короткая такая».
 
… Матъ-Отчизна, я сын твой,
Нежнейший и кровный.
Всей душой, всею степью, которой —
цвести,
Я люблю тебя высшей любовью сыновней!
Если это звучит слишком громко, прости.

Жубан Молдагалиев