Об образе толерантной личности
Наша жизнь в социуме предполагает толерантность. Жить своей жизнью, автономной и параллельной, не “въезжая” в чужую, другую — это быть толерантным. Позволить себе быть свободным человеком, независимым от обстоятельств, — тоже означает быть толерантным. Помнить о приоритете собственных потребностей, при этом не позволяя себе судить о потребностях живущего рядом с тобой человека, занижать их или игнорировать — и это означает быть толерантным. Непременное, обязательное условие ежедневного нашего существования, только всегда ли мы можем помнить об этом. Считаю, что только человек подлинной глубокой внутренней культуры может относиться к другому человеку как к равнодостойной личности, не деля человечество на “плебеев” и “элиту”. Естественно, что часто нам приходится сознательно подавлять неприязнь к тем, чье мнение идет вразрез с нашим собственным. Кто-то мыслит иначе, чем мы, а наша готовность и желание понять, выслушать другого, осмыслить его позицию, признать ее право на существование — индикатор нашей толерантности.
Именно толерантность, я думаю, есть важнейший признак демократической культуры, ибо лишь по-настоящему свободный человек толерантен, ведь, по существу это качество есть выражение внутренней и внешней свободы.
Многие из нас — дети огромной державы, которая сегодня уже не существует, но связывает нас своими корнями, уходящими в совместную историю. Терпимо, достойно, справедливо давать оценку нашему не давнему прошлому способен человек, воспитавший в себе толерантное сознание. А сегодня, живя в многоэтническом государстве, мы особенно остро чувствуем необходимость деликатно и тактично подходить к национальному вопросу. Обидеть, ограничить в правах малый народ проще простого. Это похоже на то, как группа подростков устраивает “разборку” с одним или двумя “противниками”. Победа смельчакам обеспечена, но как быть с совестью, чувством чести? В демократическом правовом государстве права меньшинств равны правам коренного народа. Часто в СМИ можно встретить разглагольствования о роли “титульной нации”. Это нетолерантное определение в большей степени оскорбляет самих казахов. Когда люди перестают замечать, кто казах, а кто русский, кто еврей, а кто немец — это толерантность. Мы все, прежде всего, люди. А люди, как внушал с детства в нашей многодетной семье отец, не делятся на русских и евреев, казахов и белорусов, а только на честных и подлых, умных и глупых, смелых и робких, порядочных и негодяев.
И, наверное, мир на земле Казахстана потому и держится, что каждый из нас осознает свою принадлежность к единому народу Казахстана вне зависимости от своей этнической и социальной принадлежности. Но толерантность должна быть в стране присуща не только массовому сознанию, но и политическим силам и, прежде всего, власти.
Более того, толерантность власти и является непременным условием, предпосылкой формирования толерантности общества. Она проявляется в готовности принять конструктивную оппозицию (разумеется, если ее действия направлены не на разрушение, а на созидание). Толерантность сопряжена с плюрализмом, без которого немыслима демократия. Разве не толерантность лежит в основе общественной консолидации людей различных конфессий, культурных традиций, политических убеждений?
В условиях глобализации без формирования толерантности мир попросту не выживет. Реалиями современности стали межэтнические конфликты.
Толерантность формирует уважение к жизни и благополучию других людей, признание их права на присущий только им образ жизни и стиль мышления, умение принимать культуру другого такой, какая она есть. Ведь в переводе слово-то и означает «терпение». Только толерантность сможет противостоять расколу нашей цивилизации, этническому, религиозному и идеологическому противостоянию. И в 1995 году ООН принимает “Декларацию принципов терпимости”, согласно которой толерантность означает правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления индивидуальности.
Толерантности способствуют знания, открытость общения и свобода мысли, совести, убеждений. Ведущим принципом взаимоотношений на всех уровнях: межличностном, межнациональном, межконфессиональном и межгосударственном в условиях полиэтничности казахстанского общества должна стать толерантность. Придерживаться ее и легко и трудно. Ведь для этого надо, прежде всего, научиться любить и уважать себя. Самоценность каждой человеческой жизни также лежит в основе этого многогрешного понятия. Только уважающий свое достоинство человек не будет пренебрегать достоинством другого. Будем толерантны!