Всплеск народного духа
Истина часто оказывается падчерицей времени. И тогда потомкам открывается то, что было скрыто от современников — новый ракурс во взгляде на явление.
В современной истории Казахстана ни одно событие не вызвало столь противоречивой и неоднозначной оценки, как декабрьские события 1986 года в Алматы.
И по прошествии двадцати трех лет осознаешь, что затеянная последним советским генсеком перестройка породила революцию ментальную — в умах и сердцах молодежи, чистосердечно, искренне и непосредственно поверившей в ветер перемен, в обретенную возможность и право народа вершить свою судьбу и историю.
Тревожный декабрь 86-го высветил с новой плеядой нации не только обостренное чувство национального достоинства, но и протест против исторического беспамятства, осознание чести и права народа на независимость и свободу духа. Не случайно в вышедшей еще в 1999 году книге Нурсултана Назарбаева «В потоке истории» Глава государства отмечает: «Возьмем развитие духовности на нашей территории в течение 6 тысяч лет. При анализе можно выделить следующие этапы… Двенадцатый этап начинается в середине 80-х годов. Он отмечен всплеском народного духа. Это Желтоксан 1986 года. Хотя там было больше политики, чем духа».
Сегодня, как никогда, приходит понимание, что движению «Желтоксан» мы во многом обязаны обретением независимости. Открыто выражать свое мнение, отстаивать свои гражданские права, выражать свое волеизъявление, быть понятыми и услышанными властью, уметь пользоваться обретенной свободой и независимостью учат нас гордые сыны и дочери народа, первыми открыто выступившие за равное человеческое партнерство без унизительного положения пасынка и младшего брата, как недопустимы пасынки и в сегодняшнем казахстанском толерантном обществе.
Бег истории не возвратить вспять. Пятнадцать лет назад наше государство вышло в самостоятельное плавание. Казахская нация и сегодня так же далека от ярлыка национализма, как и в том печальном декабре 86-го. И те молодые люди в горькие дни декабрьского прозрения были, прежде всего, озабочены судьбой родной земли и участью народа. Это была их гражданская позиция, а вовсе не оппозиция, как хотелось сразу представить происходящее на площади им. Брежнева ретивому «солдату партии» Г. Колбину. Во времена жесткой однопартийной системы решение ЦК КПСС воспринято было как несправедливость по отношению к самому Казахстану и к жителям союзной республики. Но самая большая социальная несправедливость — это, конечно, то, как поспешили «разобраться» с теми, кто выразил протест.
И если уроки истории для того и существуют, чтобы не повторять ошибок, то приходит осознание, что ключевым фактором стабильного развития сегодняшнего Казахстана является единство казахского народа и стремление решить те задачи, которые приведут нас всех к подлинной независимости и гражданским свободам, к формированию действительно открытого гражданского общества и правового государства. Не забывать, кто ты — казах, русский, украинец, немец, еврей, и уметь защищать свой мир, культуру, язык, самобытность. И помнить, что мы разные, но мы вместе. И сила наша — в мире и согласии, что царят на земле Казахстана. Быть лично ответственным за то, что происходит с твоим народом в твоей стране, нашем общем доме — гражданский, человеческий, нравственный долг казахстанцев независимо от национальной и социальной принадлежности. Еще древние греки говорили: благополучие государства зависит от двух вещей — благосостояния народа и доверия к власти.
Внутриполитическая стабильность такого крупного государства, как Казахстан, напрямую зависит от успеха экономических реформ. Сегодня наяву каждый из нас чувствует на себе, насколько организован стабильный порядок в стране: есть голова на плечах, руки и ноги, предприимчивость, желание трудиться, энергия (при условии, если сам человек будет заботиться о своем здоровье, а не разрушать его) — будешь успешным. Ссылаться же на обстоятельства, невезение — коварная штука, ведь судьбу нашу определяет наш собственный выбор, а не пресловутая удача. Что касается доверия к власти, здесь много зависит от правовой культуры, правовой грамотности и сознания населения. Не «пусть это сделает для нас (и за нас) государство», а «дайте нам сделать это самим» — истинный лозунг демократии, к которой мы стремимся. Опережающая инициатива, воля и активная гражданская позиция человека и позволяют ему, по большому счету, чувствовать себя свободным гражданином свободной страны.
История человечества состоит из великих и малых бунтов народов, а самый страшный протест рождается там, где открыто попираются права и свободы людей. История не отличает, не оценивает и не терпит сослагательного наклонения — она дает возможность каждому из нас сделать свои выводы. И дай-то Бог нам всем достойной жизни и реальной возможности внести свой вклад в процветание Отечества. Помните сакраментальную фразу из Аркадия Гайдара, которым зачитывались в детстве: «И все вместе люди знали, что нужно крепко любить, хорошо трудиться и беречь эту огромную прекрасную землю, которая зовется твоей страной». Это и про нас...