§ 2. ПРАВО НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧАСТИЯ УЗБЕКСКОЙ ССР, КАЗАХСКОЙ ССР, КИРГИЗСКОЙ ССР (РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН), ТАДЖИКСКОЙ ССР, ТУРКМЕНСКОЙ ССР В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
С 1944 г. союзные республики начали участвовать в международной деятельности в непосредственной форме.
После Великой Отечественной войны страна возобновляла прерванные войной экономические и культурные отношения со многими иностранными государствами.
1948 г. памятен для республик региона, потому что именно с этого года после войны промышленность их начала работать на экспорт. Например, в 1949 г. завод «Средазхиммаш» изготовил гидротурбины для Болгарии, компрессоры для Румынии. Ташкентский текстильный комбинат в 1951 г. в 6 раз больше выпустил экспортной продукции, чем в 1950 г. В 1948 г. основными экспортерами в Узбекистане были 36 предприятий, которые отправляли 27 наименований продукции на сумму 76,9 млн руб. В 1950 г. Чехословакия получила продукцию Казахстана: Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината, Лениногорского полиметаллического, Актюбинском завода хромовых соединений, Карагандинского завода синтетического каучука.
Республики региона начинают поддерживать непосредственные международные культурные связи с начала 50-х годов, с середины 50-х годов они приобретают систематический, разнообразный и устойчивый характер. Этому содействовали практически все государственные органы и общественные организации союзных республик региона, в том числе созданные в 1944 г. Народные Комиссариаты, а с 1946 г.— министерства иностранных дел Узбекской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР и Туркменской ССР и образованные в 1953 г. республиканские отделения Всесоюзного общества культурных связей с заграницей, впоследствии ставшие самостоятельными республиканскими обществами дружбы и культурной связи с зарубежными странами.
До 1977 г. Казахстан и республики Средней Азии свои внешнеполитические полномочия осуществляли на основе Конституции СССР 1936 г. и республиканских конституций 1937 г.
Важной конституционной гарантией суверенных прав союзных республик, в том числе и внешнеполитических, является положение о том, что вне пределов, обозначенных в ст. 73 Конституции СССР, союзная республика государственную власть на своей территории осуществляет самостоятельно. Согласно ст. 81 Конституции СССР, Союз ССР охраняет суверенные права союзных республик. Гарантией суверенных прав союзных республик является право их свободного выхода из Союза ССР (ст. 72 Конституции СССР 1977 г., ст. 69 Конституции Узбекской ССР 1978 г., ст. 69 Конституции Казахской ССР 1978 г., ст. 69 Конституции Киргизской ССР 1978 г., ст. 69 Конституции Таджикской ССР 1978 г., ст. 69 Конституции Туркменской ССР 1978 г., а также Закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» от 3 апреля 1990 г.).
К гарантиям суверенитета союзных республик относится и право союзной республики участвовать в решении вопросов, которые отнесены к ведению Союза ССР.
Включение в текст Конституции 1977 г. и Конституций союзных республик специальных глав, посвященных внешнеполитической деятельности Советского государства в целом и каждой республики в отдельности, показывает стремление СССР и союзных республик действовать на международной арене в соответствии с принципами современного международного права, которые воспроизведены в главе о внешней политике СССР.
Так же как Союз ССР, каждая союзная республика строит свои отношения с другими государствами на основе нашедших отражение в ст. 29 Конституции СССР международно-правовых принципов суверенного равенства, взаимного отказа от применения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности государства, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод, равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, сотрудничества между государствами, добросовестного выполнения договорных обязательств. Государство является полноправным субъектом международного права, если оно обладает определенным кругом внешнеполитических полномочий или группами полномочий по установлению непосредственных контактов с иностранными государствами, заключению международных договоров, обмену дипломатическими и консульскими представителями, участию в деятельности международных организаций. Союзные республики эти полномочия имеют. Они их имели уже в соответствии с Конституцией СССР 1977 г. и Конституциями союзных республик, которые модифицировали формулировки о внешнеполитических полномочиях, привели в юридическое соответствие фактическое участие союзных республик в деятельности международных организаций в период до 1977 г. (ст. 80 Конституции СССР 1977 г., ст. 76 Конституции Узбекской ССР 1978 г., ст 71 Конституции Казахской ССР 1978 г., ст. 73 Конституции Киргизской ССР 1978 г., ст. 75 Конституции Таджикской ССР 1978 г., ст. 73 Конституции Туркменской ССР 1978 г.).
Все вышеперечисленные группы внешнеполитических полномочий можно назвать элементами международной правосубъектности союзной республики. Рассмотрим каждый элемент в отдельности.
1. Первый элемент международной правосубъектности союзной республики составляют следующие группы международных отношений союзных республик с иностранными государствами: а) политические отношения; б) культурные связи; в) экономические связи; г) научно-технические связи; д) международные связи по линии туризма, спорта и другие.
Все союзные республики вступают в непосредственные международные отношения с иностранными государствами. Непосредственные контакты союзной республики находят свое отражение в визитах на высшем уровне, встречах глав правительств, приемах чрезвычайных и полномочных послов зарубежных государств органами внешних сношений республики, приемах иностранных парламентских делегаций, поездках в иностранные государства республиканских парламентских и правительственных делегаций, международных связях государственных органов республики.
В последние годы союзные республики часто выступают в качестве стороны, принимающей различные официальные иностранные делегации на всех уровнях. Это главы государств и правительств, официальные должностные лица, партийные и парламентские делегации. Начало интенсивных международных связей союзных республик Средней Азии и Казахстана приходится на середину 50-х годов.
С 1956 по 1990 гг. Узбекскую ССР посетило не менее 13 тысяч делегаций из 120 зарубежных стран, в том числе более 750 партийных, правительственных и парламентских. Делегации высших органов государственной власти и управления многих стран посещают Республику Кыргызстан. Всего за этот период республики Средней Азии и Казахстан посетили не менее 15000 иностранных делегаций, в том числе более 800 парламентских и правительственных.
Делегации на уровне глав правительств, посещающие союзные республики, можно также отнести к числу официальных делегаций.
Следует отметить поездки за границу республиканских правительственных делегаций Казахской ССР, Узбекской ССР, Республики Кыргызстан и других, регулярно выезжающих за рубеж для участия в международных выставках и ярмарках (Каир, 1975 г.; Дамаск, 1976г.; Алжир, 1977 г.; Лейпциг, 1979 г.; Пловдив, 1980 г., 1982 г.; Дели, 1986 г.; Алжир, 1987 г.; Лион 1989 Г.).
Парламентские делегации многих стран мира посещают союзные республики с официальными визитами. В августе 1981 г. делегация фолькетинга (парламента) Дании во. главе с председателем К. Б. Андерсеном знакомилась с Узбекистаном, была принята Президиумом Верховного Совета Узбекской ССР. Парламентарии-Конгресса Гватемалы в августе 1987 г. побывали в Киргизской ССР, после приема в Президиуме Верховного Совета Киргизской ССР — на ряде предприятий и учреждений Киргизии.
Все чаще практикуются непосредственные связи союзных республик с другими государствами на правительственном уровне. Так, в июле 1981 г. по приглашению правительства Казахской ССР в Алма-Ате находилась правительственная делегация Исполнительного Веча Скупщины Социалистической Республики Боснии и Герцеговины (Югославия) во главе с Председателем Исполнительного Веча М. Реновицей. На переговорах, прошедших в теплой, дружественной обстановке, было выражено удовлетворение итогами взаимовыгодного сотрудничества и связей между Казахстаном и Боснией и Герцеговиной и рассмотрены возможности их дальнейшего углубления и расширения. В результате переговоров с правительственной делегацией Синьцзян-Уйгурского автономного района (Китай) Казахстан в ноябре 1990 г. подписал важные документы об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве на долгосрочной и комплексной основе.
Кроме того, союзные республики посещают специализированные официальные делегации — посланцы различных государств мира.
Безусловно, все эти визиты официальных делегаций представляют собой значительный вклад в поддержание международного мира и безопасности, в развитие дружественных отношений между государствами планеты; развитие международных связей союзных республик позволяет народам других стран всесторонне знакомиться с жизнью и опытом народа каждой республики. Так, в апреле 1955 г. Председатели Президиумов Верховных Советов Узбекской ССР, Казахской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР и Туркменской ССР отправили приветствия в адрес Президиума Конференции стран Азии и Африки, проходившей в Бандунге, проявив таким образом приверженность идее азиатской безопасности. В октябре 1956 г. Великобритания, Франция и Израиль пытались отменить решение правительства Египта о национализации Суэцкого канала путем прямых военных действий, и в защиту законных прав египетского народа с горячей поддержкой выступили правительства СССР, РСФСР, УССР, БССР, Узбекской ССР, Казахской ССР и других республик.
Культурные связи союзных республик осуществляются Министерствами, Государственными комитетами культуры республик при содействии Министерств иностранных дел союзных республик, республиканскими обществами дружбы и культурной связи с зарубежными странами. Если в 1953 г. Узбекская ССР, например, поддерживала культурные связи с 5-ю странами, то в 1960 г.— уже с 80-ю, в 1970 г.—со 100 государствами, в 1991 г.— более чем со 100 странами планеты.
Сотни творческих коллективов Казахстана и республик Средней Азии, выезжая в другие страны, знакомят зарубежного зрителя, слушателя с самобытной культурой, народов региона, участвуют в международных Музыкальных, песенных конкурсах (достаточно упомянуть, что более 100 представителей музыкальной культуры Средней Азии и Казахстана стали лауреатами международных конкурсов).
Усилия республиканских обществ дружбы привели к широкому ознакомлению с жизнью, бытом, культурой народов Средней Азии и Казахстана в самых различных странах. Это достигалось прежде всего благодаря проводимым Дням, Неделям той или иной республики за рубежом. Таких мероприятий было не менее четырехсот. Более 7000 делегаций, организованных по линии обществ дружбы, государственных и общественных организаций республик, знакомились с образом жизни народов за рубежом, словом, музыкой, песней, танцами знакомили мир с действительностью и культурой народов Казахстана и Средней Азии.
Не менее 160 культурно-массовых мероприятий международного характера было проведено в городах Средней Азии и Казахстана за послевоенный период, в которых государственные органы, общественные организации, исполнительские коллективы выступали либо организаторами, либо участниками мероприятий.
Экономические связи Казахстана, например, по данным на 1950 г., распространялись на несколько государств мира. В 1976 г. республика поставляла различную продукцию в 72 страны, а в 1990 г. — уже в 86 государств. Туркменская ССР, к примеру, имеет экономические связи с 70 странами; если в 1972 г. Таджикская ССР имела торгово-экономические связи с 37 странами, то в настоящее время — 46.
Вопрос об экономических связях Казахстана и республик Средней Азии следует дополнить анализом о приграничной торговле с сопредельными странами.
Приграничная торговля республик региона с КНР впервые началась в конце 50-х годов. Правовой основой торговых операций явилось соглашение в виде обмена письмами между министерствами внешней торговли СССР и КНР от 12 мая 1958 г. Уже в следующем 1959 г. был подписан протокол между Таджикпотреб-союзом и Синьцзян-Уйгурским Автономным районом КНР. Аналогичные протоколы положили начало приграничным торговым отношениям между Казахской ССР, Киргизской ССР и КНР. В связи с ухудшением в последующем отношений между СССР и КНР после взаимного погашения счетов в 1960 г. приграничная торговля была прекращена.
В 1984 г. в ходе переговоров о товарообороте и платежах между СССР и КНР была достигнута договоренность о возобновлении приграничной торговли между Казахской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР, Туркменской ССР и Узбекской ССР, с одной стороны, и Синьцзян-Уйгурским Автономным районом КНР—с другой, которая нашла юридическое выражение в обмене письмами 23 января 1986 г. между Министерством внешней торговли СССР и Министерством внешних экономических связей и внешней торговли КНР.
Определенного внимания заслуживает Соглашение между СССР и Афганистаном о приграничной торговле от 3 апреля 1981 г. которое стало правовой основой для подписания Протоколов о взаимном обмене товаров приграничных с Афганистаном среднеазиатских республик. «Взаимный обмен товарами народного потребления и хозяйственного назначения,— говорится в ст. 2 Соглашения,— будет производиться на основе контрактов, заключаемых между потребительскими союзами Узбекской ССР, Таджикской ССР и Туркменской ССР, с советской стороны и соответствующими уполномоченными хозяйственными организациями, с афганской стороны». К примеру, оборот приграничной торговли Таджикистана с Афганистаном по данным на 1982—1983 гг. составил почти 3 млн долларов; по состоянию на 1 января 1984 г.— 3,5 млн долларов; это стало возможным благодаря подписанному в сентябре 1982 г. Протоколу об организации приграничной торговли между Таджикпотребсоюзом и Дусти (торгово-оптовой организацией Афганистана). Данные по состоянию на середину 1984 г. свидетельствуют об оборотеторговли Узбекистана с афганской приграничной провинцией Балх в сумме 2 млн долларов. С начала 80-х годов эти республики осуществляют товарный оборот с Афганистаном по нескольку миллионов долларов ежегодно.
Туркменская ССР вела приграничные торговые операции с сопредельным Ираном. Согласовав с Министерством внешней торговли СССР, государственные органы республики послали в Тегеран Представителей Туркмен-потребсоюза и Госплана Туркменской ССР, которые находились там в июле 1972 г. с целью изучения спроса иранского рынка и ознакомления с ассортиментом товаров, производящихся в стране.
Приграничные торговые отношения являются разновидностью прямых связей республик региона с сопредельными странами. Это торговое сотрудничество взаимовыгодно, оно расширяет ассортимент товаров в розничной торговой сети союзных республик региона, способствует нормализации отношений между странами.
Республики Средней Азии и Казахстана принимают активное участие в перестройке внешнеэкономических связей, в осуществлении прямых связей с зарубежными партнерами, в создании совместных предприятий, в законотворчестве по внешнеэкономической деятельности каждой союзной республики.
В законах предусмотрены следующие полномочия республик во внешнеэкономической сфере: а) учреждение республиканских и региональных внешнеторговых организаций с целью создания предприятиям необходимых условий, в проведении экспортных и импортных операций; б) содействие росту прямых связей; в) формирование совместных предприятий республик; г) создание представительств зарубежных фирм на территории республик; д) образование валютных фондов республик и самостоятельное их расходование, е) участие республик в разработке и реализации общесоюзных и международных программ по охране окружающей среды.
Кроме того, законы о внешнеэкономической деятельности союзных республик предоставляют им право самим определять нормативы валютных отчислений, давать лицензии, устанавливать нормы (квоты) на экспорт своей продукции, осуществлять регистрацию и контролировать предприятия на территории республики, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью.
Осуществляются научно-технические связи союзных республик с зарубежными странами. Так, если в 1958 г. Узбекская ССР послала за рубеж 300 своих специалистов, в 1973 г.— 652 специалиста в 37 государств, то к 1990 г. более 900 специалистов народного хозяйства республики прибыли в 53 зарубежные страны для оказания научно-технической помощи. В настоящее время тысячи специалистов всех республик региона работают в различных уголках планеты. Во многих вузах союзных республик обучаются посланцы многих стран мира. Например, в вузах и техникумах Казахской ССР учатся граждане из 55 государств, в том числе Кубы, МНР, Лаоса, Вьетнама, Афганистана и других стран. В учебных заведениях Узбекской ССР в настоящее время обучаются и проходят практику студенты, аспиранты, стажеры из 75 стран (более 3 тыс человек).
К основным организационно-правовым формам международных научных связей союзных республик можно отнести: а) длительные командировки ученых и специалистов республик в зарубежные и научные центры с целью фундаментального изучения отдельных вопросов; б) участие их в международных конференциях, конгрессах, симпозиумах; в) прикомандирование зарубежных ученых в союзные республики с этими же целями; г) проведение учеными республик совместных научных исследований; д) двусторонние междуведомственные соглашения между министерствами, академиями наук и т. д.; е) договорные связи о научном сотрудничестве между вузами, научно-исследовательскими институтами; ж) международный научный книгообмен.
Не менее 900 ученых институтов Академий наук, вузов министерств народного образования Казахстана и среднеазиатских республик за последние 40 лет участвовали в более чем 550 международных научных симпозиумах и конференциях; свидетельством зрелости ученых Средней Азии и Казахстана явилось то, что за этот период на территории региона было проведено не менее 300 международных научных симпозиумов.
Республики региона активно участвуют в международном научном книгообмене. За весь указанный период среднеазиатские республики и Казахстан отправили в научные учреждения зарубежных стран более 220 тысяч книг и получили из-за рубежа более 280 тысяч книг. Из всех республик региона наиболее интенсивно участвует в этом деле Казахская ССР (она отправила более 175000 и получила не менее 230000 книг).
Из года в год расширяются международные связи союзных республик в области туризма и спорта. Если в начале 50-х годов количество туристов от Казахстана исчислялось лишь несколькими десятками человек, то уже в 1969 г. их число равнялось 4,4 тыс, в 1974 г. их было 11 тыс, в 1975 г.—18 тыс, в 1984 г.—25 тыс. В 1963 г. 1700 граждан Узбекской ССР в качестве туристов посетили зарубежные страны, в 1970 г. их было 4,5 тыс человек, в 1980 г. — 16,6; в 1989 г.—более 25 тыс. Всего туристов от Узбекской ССР в десятках стран мира с 1956 по 1990 гг. побывало более 150 тысяч человек. Республики региона с середины 50-х годов по настоящее время посетили около 2 млн иностранных туристов из десятков стран мира, примерно столько же советских туристов из этих республик выезжали в зарубежные страны.
2.Ко второму элементу международной правосубъектности союзных республик, как мы уже отметили, относится заключение союзной республикой договоров с иностранными государствами.
Заключение двусторонних договоров союзными республиками вытекает из специфичных потребностей республик в политическом, экономическом и культурном сотрудничестве с иностранными государствами.
С 1944 г. по настоящее время союзные республики региона подписали не менее 43 соглашений, протоколов с иностранными государствами, из которых 3 соглашения подписаны министерствами и ведомствами. Это протокол о сотрудничестве между Казахской ССР и Афганистаном (на уровне министерств энергетики) от 16 декабря 1987 г., аналогичный протокол между Гаджикской ССР и Афганистаном от 16 декабря 1987 г., и некоторые другие. Другую группу составляют соглашения с иностранными государствами, подписанные органами общественных организаций. В 1959 г. руководители Таджикпотребсоюза подписали протокол с Управлением внешней торговли Синьцзян-Уйгурского Автономного района (КНР) о взаимных поставках товаров; акты договорного характера с Афганистаном в 1982 г. заключили потребсоюзы Таджикской, Туркменской и Узбекской ССР. Общественные организации республик региона по меньшей мере 9 раз подписывали протоколы о сотрудничестве с разными странами.
Наибольшее число соглашений приходится на период после 1985 г., когда началась перестройка внешнеэкономической системы Союза ССР и союзных республик, что позволило республикам Средней Азии и Казахстану выйти на более интенсивные прямые связи с иностранными государствами. Характерной особенностью договорной практики стало подписание протоколов сотрудничества между местными государственными органами республик и провинций зарубежных стран. Таких протоколов подписано 14. Анализ их показывает, что практически все они заключены с сопредельными государствами. Это не означает, что союзная республика должна заключать соглашения только с сопредельными странами, она заключит непосредственно договор с любым иностранным государством, если в этом возникнет практическая необходимость, Международная договорная практика союзных республик знает примеры заключения Союзом ССР договоров с иностранными государствами, в которых принимали непосредственное участие и официальные представители республик, чьи интересы непосредственно затрагивались.
Так, 11 апреля 1957 г. итоговые документы демаркации и редемаркации государственной границы между СССР и Ираном были подписаны советской делегацией, в состав которой входили представители правительств Азербайджанской ССР и Туркменской ССР. Подписанию этих документов предшествовало согласие республик на изменение их территории. Ранее ратификация советско-иранского соглашения об урегулировании пограничных и финансовых вопросов 1954 г. была произведена Президиумом Верховного Совета СССР лишь после получения согласия представителей этих республик о поддержке предложения о ратификации.
Ст. 7 Закона СССР «О порядке исполнения и денонсации международных договоров СССР» от 6 июля 1978 г. дает право союзным республикам в лице их высших органов государственной власти и управления представлять предложения о заключении международных договоров СССР, что позволило бы полнее учитывать интересы республик. Однако со времени принятия закона (более 12 лет) ни одна из союзных республик не воспользовалась этим правом.
В ранее действовавших Конституциях 1936 и 1937 гг. такое право союзных республик, как ратификация и денонсация международных договоров их высшими органами власти, зафиксировано не было. Это право, нашедшее отражение в Конституциях союзных республик 1978 г. (ст. 108 п. 13 Конституции Таджикской ССР, ст. 108 п. 13 Конституции Казахской ССР, ст. 108 п. 13 Конституции Туркменской ССР), было новеллой нашего конституционного законодательства. Несомненным достоинством этой конституционной формулировки является то, что она позволила шире раздвинуть рамки непосредственного участия союзных республик в международных отношениях.
Здесь следует подчеркнуть, что объем договорной
правоспособности союзной республики отнюдь не ограничивается непосредственной формой заключения республикой договоров с иностранными государствами. Казахская ССР, например, имея своих официальных представителей в Верховном Совете СССР, принимает прямое и непосредственное участие в заключении, ратификации и денонсации договоров СССР с иностранными государствами. Права и обязанности, вытекающие из международных договоров СССР, распространяются на каждую союзную республику.
Вместе с тем у каждой союзной республики имеются свои специфические интересы, которые не всегда учитывались центральным руководством страны. По убеждению автора, нужно избегать чрезмерной централизации в проведении договорной политики. Думается, дело только выиграет, если соглашения о приграничном сотрудничестве будет подписывать не Союз ССР, а соответствующая союзная республика. Такое соглашение могли в свое время подписать Узбекская ССР и Таджикская ССР о совместном водопользовании, рыболовстве на пограничной реке Аму-Дарья. Документы такого рода как: Соглашение о статусе и порядке эксплуатации и содержании автомобильно-железнодорожного моста через реку Аму-Дарья от 26 апреля 1982 г. между СССР и Афганистаном; Советско-иранский Протокол о мерах по предотвращению перехода безнадзорного скота через государственную границу от 13 марта 1967 г.; обмен нотами с Афганистаном об использовании вод реки Кушки
13 июня 1946 г.; Протокол к Соглашению о борьбе с вредителями и болезнями хлопчатника от 20 июня 1970 г. и подобные могли бы подписывать соответствующие среднеазиатские республики (Узбекская ССР и Таджикская ССР).
В последнее время руководители Казахской ССР и республик Средней Азии подписали целый ряд соглашений об экономическом сотрудничестве с министерствами Афганистана. Такую договорную практику в свете перестройки внешнеэкономической системы СССР и союзных республик следует расширять не только с Афганистаном, но и с другими сопредельными, а также соседними и иными государствами. Примером такого рода договора может служить Соглашение о сотрудничестве между Казахской Советской Социалистической Республикой и Турецкой Республикой, которое было подписано 15 марта 1991 г. в ходе визита Президента Турции Тургута Озала в Казахстан.
Соглашение республик Средней Азии и Казахстана между собой, а также их договоры и соглашения 1990 г. с РСФСР, Азербайджаном, Белоруссией, Украиной, Кыргызстаном следует отнести к договорам международно-правового характера. Поскольку республиками региона осуществляются международные договоры СССР, ощущается нехватка нормативных актов, регламентирующих порядок реализации договоров СССР на их территориях.
Кроме того, в связи с тем, что республики сами заключают договоры и соглашения с иностранными государствами, в каждой из них необходим закон, детально регулирующий порядок заключения, исполнения и денонсации таких договоров и соглашений.
Союз ССР заключает многосторонние и двусторонние договоры и конвенции, которые действуют и на территории Средней Азии и Казахстана. В случае выхода союзной республики из СССР эти договоры «продолжают действовать в отношении вышедшей республики, если не будет достигнута договоренность об ином» (ст. 13 Закона «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» от 3 апреля 1990 г.).
3. Т р е т и й элемент международно-правовой су-бъектности союзных республик находит свое отражение в праве обмениваться с иностранными государствами дипломатическими и консульскими представительствами. В столице Казахской ССР—Алма-Ате ранее располагалось консульство КНР, преобразованное затем в Генеральное Консульство, которое было закрыто китайской стороной в 1953 г. В настоящее время при Министерстве иностранных дел Казахской ССР аккредитовано консульское агентство Венгрии.
Учитывая углубляющиеся экономические и иные связи, расширение сети таких консульских агентств на территории республик региона неизбежно. В свою очередь, в приграничных городах сопредельных стран не будут лишними консульские бюро или агентства Казахстана и республик Средней Азии.
В 1977 г. в Ташкенте (Узбекская ССР) открыто Генеральное Консульство МНР; с 1982 г. начало свою деятельность Генеральное Консульство Демократической Республики Афганистан, много лет действует Генеральное Консульство Республики Индии. Аккредитованные при общесоюзных органах, они, непосредственно общаясь с Министерствами иностранных дел Узбекской ССР, Таджикской ССР, Республики Кыргызстан, Туркменской ССР, официальными учреждениями республик, решают отдельные консульские и дипломатические вопросы.
В ст. 80 Конституции СССР и соответствующих статьях Конституций союзных республик после фразы: «союзная республика имеет право… обмениваться дипломатическими и консульскими представителями» отсутствует слово «торговыми». Это особенно важно подчеркнуть в связи с расширяющейся и углубляющейся внешнеэкономической деятельностью союзных республик, в том числе Казахстана и Средней Азии. Часть из них уже учредили коммерческие бюро в Афганистане, другие намерены учредить их. Логика развития прямых внешнеэкономических связей приведет к учреждению торговых представительств, агентств республик региона в зарубежных странах.
Нужно отметить, что Положение о дипломатических и консульских представительствах государств на территории СССР от 23 мая 1966 г. специально оговорило права членов советской федерации — союзных республик—в отношении представительств и лиц иностранных государств, пользующихся на~ основе Положения дипломатическим иммунитетом и привилегиями на их территории. В полном соответствии с суверенитетом каждой союзной республики настоящее положение (соответственно) распространяется на дипломатические и консульские представительства, которые могут быть открыты на территориях союзных республик иностранными государствами.
На территории Советского Союза дипломатический агент пользуется определенным международным правом, привилегиями. Например, «аккредитованные в СССР дипломатические представители иностранных государств и другие лица, указанные в соответствующих законах, — гласит ст. 435 Гражданского процессуального кодекса Казахской ССР, — подлежат юрисдикции советского суда по гражданским делам в пределах, определяемых нормами международного права или соглашениями с соответствующими государствами».
Любая союзная республика имеет право непосредственно вступать в дипломатические отношения, но пока ни одна из них не имеет своих посольств в зарубежных государствах.
Надо надеяться, что при заключении нового Союзного договора республики решат этот вопрос положительно для себя.
Факт отсутствия дипломатических и консульских представительств большинства союзных республик в иностранных государствах и при международных организациях не колеблет статуса союзной республики как субъекта международного права, так как учреждение таких представительств является вопросом практической целесообразности, решение которого зависит от суверенной воли республики. До поры эта воля ограничивается центром.
4. Право союзной республики участвовать в деятельности международных организаций есть ч е т в е р т ы й элемент ее международной правосубъектности. Эту формулировку следует отнести к новеллам Конституции СССР 1977 г. и Конституций союзных республик 1978 г., так как прежние Конституции не содержали в себе такого положения.
Украинская ССР и Белорусская ССР это право реализуют в своей практической деятельности в Организации Объединенных Наций. Кроме того, они являются членами свыше семидесяти международных организаций. Республики Эстония и Молдова являются членами Международной организации радиовещания и телевидения, а также Интервидения; Узбекская ССР находится в рядах Афро-Азиатской организации экономического сотрудничества в качестве ее члена. Среднеазиатские республики и Казахстан вместе с закавказскими республиками в 60-е годы участвовали на правах членов, с совещательным голосом в деятельности упомянутой международной экономической организации стран Азии и Африки. Представители торговых палат республик принимали участие в работе 2-й Международной экономической конференции афро-азиатских стран. Так, представители Киргизской ССР работали в Совете Взаимопомощи; Узбекской ССР— в Комиссии по расширению афро-азиатской торговли; к участникам Комитета афро-азиатской Инвестирующей Ассоциации в числе других были отнесены Казахская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР, Узбекская ССР.
Кроме того, все союзные республики активно участвуют в деятельности международных общественных организаций, борющихся за укрепление мира, солидарности и дружбы между народами. Функционирующие комитеты защиты мира в составе Советского Комитета защиты мира содействуют работе такой влиятельной международной общественной организации планеты, как Всемирный Совет мира, комитеты солидарности стран Азии и Африки, составляя основу являющегося членом Организации солидарности стран Азии и Африки Советского Комитета солидарности стран Азии и Африки, играют заметную роль в деятельности этой международной организации.
Столицы союзных республик из года в год все чаще становятся центрами различных международных конференций, заседаний специализированных учреждений Организации Объединенных Наций и других международных организаций.
Ученые республик принимают непосредственное участие в научных исследованиях в рамках программ Организации Объединенных Наций, ее специализированных учреждений. Например, в соответствии с программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) международный симпозиум проходил в 1979 г. в Алма-Ате и Чимкенте. На ученых Казахстана была возложена весьма ответственная задача— ознакомить гостей (ученых из США, Швеции, Кении, Канады, Италии, Сенегала, Турции, Судана, Венгрии) с пастбищами Казахстана и разработанными способами их улучшения. Сотрудники Института геологических наук им. К. И. Сатпаева АН Казахской ССР входят в состав ряда постоянных комиссий Международного геологического конгрессами Международного союза геологических наук ЮНЕСКО, принимают участие в заседаниях, выступают с докладами и сообщениями. Ряд видных ученых в области медицинской науки Казахстана и Средней Азии являются экспертами Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).
Конституционная формулировка об участии союзных республик в деятельности международных организаций не только закрепляет существующее положение вещей, не только подводит итог этой деятельности. Ее значение состоит в том, что она открывает перспективу более активного, широкого участия союзных республик в деятельности международных организаций. То, что большинство союзных республик не являются непосредственно членами ООН, как Украина и Белоруссия, не означает, что они отстранены от деятельности данной всемирной организации. Официальные лица Казахской ССР, например, в составе общесоюзных делегаций неоднократно участвовали в работе различных комитетов и учреждений ООН.
Представители Казахстана и Средней Азии входят в состав ежегодных делегаций Парламентской группы СССР, выезжающих на конференции Межпарламентского Союза,
Приведенные примеры свидетельствуют об опосредованном через делегации Союза ССР участии республик в деятельности международных организаций.
Проанализировав эти четыре элемента международной правосубъектности союзных республик, как членов советской федерации, мы должны особо подчеркнуть, что они (элементы) характеризуют международную правосубъектность союзной республики, проявляемую лишь в непосредственной форме.
Приведенные фактические данные свидетельствуют о скудном содержании непосредственной международной правосубъектности союзной республики. Она (правосубъектность) может полнокровно проявиться лишь в случае обретения республикой реальной экономической, а следовательно и внешнеэкономической, самостоятельности, которая даст толчок к осуществлению дипломатических и консульских связей республики.
<< К содержанию |