Главная   »   Международное право в истории Казахстана и средней Азии. М. А. Сарсембаев   »   § 4. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ РЕСПУБЛИК РЕГИОНА ЧЕРЕЗ ОРГАНЫ СОЮЗА ССР
 
 



 § 4. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ РЕСПУБЛИК РЕГИОНА ЧЕРЕЗ ОРГАНЫ СОЮЗА ССР

Осуществление международной правосубъектности республик лежит не только в сфере непосредственной внешнеполитической деятельности их государственных и иных органов, но и во внешнеполитической деятельности органов Союза ССР официальных представителей союзных республик. Как известно, непосредственные внешнеполитические полномочия союзными республиками реализуются не постоянно, а по мере возникновения необходимости. Принимая участие во внешнеполитической деятельности Союза ССР, в его органах внешних сношений, союзные республики способствуют осуществлению международной правосубъектности СССР, его дипломатии.

Участие Казахстана и республик Средней Азии в формировании общесоюзных органов внешних сношений (съезды Советов, Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК) и его Президиум, позже Верховный Совет СССР и его Президиум, Совет Народных Комиссаров СССР, затем Совет Министров СССР, центральные органы управления СССР), вхождение представителей республик в эти органы следует отнести к организационной форме участия республик региона в международной, дипломатической деятельности СССР, а само это участие — к исполнительской форме через верховные органы власти — съезды Советов СССР, избиравшийся ими Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР.
 
Реализация международной правосубъектности через Всесоюзные съезды Советов складывалась из следующих действий представлявших регион делегатов:
 
1. Делегаты информировали о положении своих республик во взаимоотношениях с сопредельными государствами и просили содействия общесоюзных органов в урегулировании этих взаимоотношений. Делегаты от Узбекистана и Туркмении уже на II съезде Советов СССР выражали обеспокоенность по поводу набегов басмаческих банд с территории Афганистана. На III съезде делегат от Таджикистана в связи с непрекра-щавшимися набегами басмачей ставил вопрос так: «Если мы являемся членом вашей семьи, то мы вправе требовать от вас, от Ш-его съезда Советов, чтобы этот съезд обратил сугубое внимание на внутреннее и внешнее положение нашей республики». Не меньшую обеспокоенность судьбой ушедших земляков в Афганистане выражали делегаты республик региона на IV-м и V-м съездах Советов. «Необходимо, —предлагал делегат от Таджикистана,— чтобы афганское правительство не препятствовало возвращению реэмигрантов на свою родину, а также разоружало те бандитские шайки, которые в результате побед нашей Красной Армии и вооруженного народа, бежали туда, за границу»
 
Как известно, усилиями СССР и Афганистана эти вопросы были решены в полном соответствии с волей полномочных представителей республик Средней Азии.
 
2.Участвовавшие в работе Всесоюзных съездов Советов представители Казахстана и республик Средней Азии в своих выступлениях вносили предложения по упрочению международного положения всего Союза ССР в Целом, по разрешению внешнеполитических, внешнеэкономических проблем СССР.
 
Представитель Узбекистана на IV-oм съезде Советов предлагал завозить удобрения из-за границы, чтобы повысить урожайность хлопка на 7—10%. Делегат от Туркменской ССР на этом же съезде, выразив обеспокоенность ввозом в страну зарубежного хлопка (9 млн пудов хлопка на 150 млн руб. ежегодно), внес предложение ускорить темпы по выращиванию отечественного хлопка, а эти деньги отдавать на строительство заводов.
 
Представитель Таджикистана на V-м съезде Советов подверг критике ряд пунктов первого пятилетнего плана страны. «Пятилетка,— сказал он,— не дает полного отражения освобождения Советского Союза от ввоза иностранного сырья, т. е. пятилетка при наличии огромных возможностей не ставит задачу целиком освободиться от иностранной зависимости. Это плохо». «К концу пятилетия,— продолжал делегат от Таджикистана,— наши внутренние ресурсы по плану намечены в размере 5 100 тыс центнеров (хлопка.— М. С.), т. е. 1 400 тыс центнеров волокна мы должны к концу пятилетия завезти из Америки, Египта, Персии и т. д. Иными словами, выбросить за границу 120—150 млн руб. золотом». Далее были внесены предложения по расширению посевов хлопчатника в Таджикистане, Туркмении и Узбекистане.
 
Там, где делегаты от региона считали, что внешнеполитический курс страны выдерживался правильно, они одобряли этот курс. Так, на V-м съезде Советов делегаты среднеазиатских республик вместе с другими одобрили подписание Советским Союзом пакта Бриана — Келлога от 28 августа 1928 г. На VII-м съезде Советов представители региона положительно отнеслись к вступлению в 1934 г. СССР в Лигу наций, одобрили систему пактов о ненападении, выработку определения агрессии и т. д.
 
3.Своими выступлениями, критическими замечаниями, предложениями делегаты от республик Средней Азии и Казахстана вносили определенный вклад в выработку документов съездов и участвовали в их принятии. Эти документы представляют собой вклад Советского государства в развитие основных международно-правовых принципов ненападения, отказа от агрессивной войны, наказуемости ее и т. д. и являются важным источником изучения истории государства и права СССР.
 
Республики Средней Азии не участвовали в создании Союза ССР, они присоединились к нему позже. Поэтому делегаты региона начали участвовать в съездах с Ш-го съезда Советов СССР. На шести съездах Советов (с 1925 по 1936 гг.) представители региона выступили не менее 50 раз и не менее 20 раз в той или иной степени анализировали вопросы внешней политики страны, международного положения Союза ССР и своих союзных республик.
 
Съезд народных депутатов СССР является высшим органом государственной власти и центральным органом внешних сношений СССР, в работе которого задействованы депутаты от всех союзных республик и автономных образований, в том числе от республик Средней Азии и Казахстана. Пять союзных республик, одна автономная (Каракалпакская АССР в составе Узбекской ССР), одна автономная область (Горно-Бадахшанская автономная область в составе Таджикской ССР) представлены 365 депутатами, что составляет 16% от общего числа всех депутатов СССР.
 
Съездом народных депутатов СССР — не только высшим органом государственной власти, но и центральным органом внешних сношений страны — вырабатываются и осуществляются основные, принципиальные начала внутренней и внешней политики. Народные депутаты СССР от республик Средней Азии и Казахстана, участвуя в работе Съездов, вносят свой вклад в разработку основных направлений внешней политики СССР, документов внешнеполитического характера, связанных с одобрением или осуждением тех или иных внешнеполитических акций руководства страны. Принимая участие в этих действиях, депутаты от региона выражают волю своих избирателей, в целом волю народов этих республик и тем самым осуществляют внешнеполитическую деятельность от имени своих республик одновременно: Говоря другими словами, Съезд является одним из каналов осуществления союзными республиками своей опосредованной международной правосубъектности. Как проходит этот процесс на Съездах? На первом Съезде народных депутатов СССР более чем 700 выступивших ораторов затронули в той или иной степени вопросы внешней политики СССР, международной правосубъектности республик — 86 раз. Попытку оценить те или иные стороны советской внешней политики,
 
(внести вклад в выработку общих ее направлений, отстоять внешнеполитические интересы представляемых ими республик предприняли 9 из 25 депутатов от Средней Азии и Казахстана, выступивших на Съезде, что составило 14% от общего числа всех народных депутатов СССР, затронувших в своих выступлениях внешнеполитические вопросы.
 
На II Съезде народных депутатов накал обсуждения внешнеполитических вопросов был очень высок; рассмотрение их шло преимущественно в трех направлениях: оценка правомерности ввода советских войск в Афганистан, политико-правовая оценка советско-германского договора 1939 г. и внешнеэкономические связи. На этот раз от региона Средней Азии и Казахстана по внешнеполитическим проблемам выступили 16 ораторов. Хотя их было больше, чем на I Съезде, тем не менее они составили только 9% от общего числа депутатов, выступивших с трибуны Съезда и рассмотревших проблемы внешней политики СССР и международных отношений.
 
9—14% депутатов, выступивших по внешнеполитическим проблемам страны и своих республик — это довольно скромный показатель. Это явление, безусловно, неоднозначно и заслуживает внимательного и углубленного исследования.
 
Примеры участия официальных представителей союзных республик во внешнеполитической деятельности Союза ССР представляют собой акции, совершаемые от имени СССР, и вместе с тем свидетельствуют о реализации международной правосубъектности союзных республик посредством общесоюзных органов.
 
Одиннадцатым созывом закончилась 50-летняя история внутри- и внешнеполитической деятельности прежнего Верховного Совета СССР, участия представителей Казахстана и республик Средней Азии в его работе. Благодаря процессам Демократизаций и гласности открылся принципиально новый этап в истории Верховного Совета страны. Союзные республики, включая республики анализируемого региона, начинают участвовать в выработке и осуществлении внешней политики Советского Союза на других, качественно отличных от прежних, принципах.
<< К содержанию

Следующая страница >>