Главная   »   Международное право в истории Казахстана и средней Азии. М. А. Сарсембаев   »   Раздел первый. Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВ КАЗАХСТАНА И СРЕДНЕЙ АЗИИ (с XV в. до 1917 г.)
 
 



 Раздел первый

Глава I

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВ КАЗАХСТАНА И СРЕДНЕЙ АЗИИ (с XV в. до 1917 г.).

§1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАЗАХСКИХ И СРЕДНЕАЗИАТСКИХ ФЕОДАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ И ПЛЕМЕН

В Казахстане и Средней Азии международные отношения начали складываться в глубокой древности. Уже с конца I тысячелетия до н. э. этот регион играл важнейшую роль в транзите товаров из государств Востока на Запад. Через Среднюю Азию пролегал прямой торговый караванный путь, соединяющий Восточную Азию и Индию со Средиземным морем, а через несколько столетий Среднюю Азию пересекли мировые караванные дороги и самых разных направлениях. Вместе с международными торговыми отношениями развивались политические и культурные отношения государств этого региона.
 
В XIII — XIV вв. татаро-монгольское нашествие прервало международные связи Средней Азии с Восточной Европой. И только в последней трети XIV в. началось возрождение международных, в основном торгово-экономических, отношений Средней Азии с Восточной Европой.
 
Географические открытия европейцами морских путей в Индию, Восточную Азию в конце XV в. переместили торговые пути в океаны и лишили Среднюю Азию той выдающейся роли в мировой торговле, которую она имела до того.
 
Но в регионе продолжали интенсивно развиваться международные связи, в том числе и в сфере товарообмена с соседними странами: Индией, Афганистаном, Восточным Туркестаном, Китаем, Ираном, Русским государством.

 

Образовавшиеся на рубеже XV—XVI вв. казахские жузы (Старший, Средний и Младший) были государствами феодально-патриархального типа, имевшими определенные государственные органы власти для осуществления как внутриполитических, так и внешнеполитических связей. Все эти казахские государственные образования являлись субъектами феодального международного права, обладавшими определенными правами и обязанностями международного характера во взаимоотношениях с другими государствами и племенами. Со времени возникновения и до окончательного присоединения к России (60-е годы XIX в.) казахские жузы вступали в политические, торгово-экономические отношения с Бухарским, Хивинским, Кокандским ханствами, Россией, Китаем и другими государствами.
 
Образование казахской государственности и сложение единой народности не привели к ликвидации родоплеменного деления и феодальной раздробленности казахского кочевого общества. Причиной тому, видимо, было существование на территории Казахстана трех хозяйственных районов, обусловленных кочевым образом жизни казахов, естественно-географическими условиями (Семиречье, Центральный Казахстан, Западный Казахстан).
 
Как уже отмечалось, все жузы были субъектами феодального международного права. Их международная правосубъектность проявлялась в отношениях каждого из них с другими государствами; отношения жузов между собой вряд ли можно было назвать международноправовыми, так как они (жузы) представляли собой три части единой казахской народности.
 
Возникает вопрос, можно ли считать жузы Казахстана субъектами международного права в период их присоединения к России, который, начавшись с 30-х годов XVIII в., завершился в 60-е годы XIX в. И в этот период жузы обладали международной правосубъектностью, так как, во-первых, вопросы о присоединении решались в разное время, чему способствовали различные внешне политические обстоятельства (например, южная часть территории Старшего жуза с начала XIX в. до 60-х годов этого же столетия находилась под властью Кокандского ханства); во-вторых, и после выдачи русскими императорами грамот о присоединении того или иного жуза к России, отношения между ними осуществлялись по линии Коллегии (затем Министерства) иностранных дел России; стороны продолжали обмениваться официальными посольствами, договорными письмами и грамотами с целью дальнейшего развития торговых отношений; в-третьих, внутриполитическая самостоятельность каждого жуза не была сразу ликвидирована. Но, учитывая, что казахские жузы вступали в отношения в основном с Россией, с другими государствами — только с ведома и согласия России, и по договорам о присоединении брали на себя обязательство уплачивать России ясак (дань), отношения каждого казахского жуза с Россией вплоть до окончательного присоединения следует характеризовать как протекторатно-вассалитетные.
 
В начале XVI в. было ликвидировано господство династии Тимуридов и на ее месте установлена власть кочевых узбеков Золотой Орды династии Шейбанидов. После того, как Мавераннахр был покорен, началось возвышение Бухарского ханства; его укрепление на первоначальном этапе становления связано с именем Абдуллы-хана (1557-1598). Уже в этот период ханство имело активные дипломатические и торговые связи с Индией, Турцией и Россией. Это время активизации российско-среднеазиатских отношений, учащения обмена посольствами. Со второй половины XVI в. начались активные политические (дипломатические) взаимоотношения ханства с Индией.
 
После смерти Абдуллы-хана ханство распалось на ряд мелких феодальных владений, началась борьба за ханский престол. Тяжелым положением ханства воспользовались шах Ирана Аббас и казахский хан Теве-ккель, которые захватили соответственно Хорасан и Ташкент. В 1740 г. ханство подпало под власть иранского шаха Надира, но вскоре добилось независимости.
 
В жизни этой страны значительная роль принадлежала внешней торговле; ханство поддерживало внешне торговые отношения с Индией, Ногайской Ордой, племенами Казахстана, Кашгарией, Сибирью. В ХVI-ХIХ вв. Бухара имела наиболее интенсивные торгово-экономические отношения с Россией; она ввозила в Россию текстильные, бумажные изделия и дорогие ткани; из России поступала готовая продукция промышленности. В XIX в. Бухара ввозила в Россию в основном хлопок и хлопчатобумажную пряжу.
 
По договору 1873 г. Россия установила протекторат над Бухарой: ханство сохранило внутриполитическую самостоятельность, но лишилось внешнеполитической независимости, хотя внешнеторговые связи с соседними государствами продолжались.
 
Хивинское ханство образовалось на территории бывшего владения Тимурида Султана Хусейна в начале XVI в. Хорезм был вначале захвачен войсками Шейбани-хана. Позднее другая ветвь узбекской династии, не примкнувшая к шейбанидам, упрочила свою ханскую власть в Хорезме. С этого времени Хивинское ханство стало вести отсчет своего самостоятельного существования, Хивинское ханство вело ожесточенные феодальные войны с Бухарой за установление господства и влияния на всей территории Средней Азии.
 
Но Хивинское ханство не только было государством-агрессором, но часто само становилось жертвой агрессии со стороны других государств. В начале XVIII в. (1717 г.) Россия предприняла попытку подчинить владения Хивы; в 40-х годах XVIII в. Хивинское ханство, так же, как и Бухара, оказалось под властью Ирана, но справедливая оборонительная война широких народных масс Хивы увенчалась успешным изгнанием из страны войск иранского шаха Надира. В период правления хана Мухаммеда Рахима Хива завершила подчинение каракалпаков, которые до этого жили независимо на северо-востоке ханства, В начале XIX в. Хива совершала свои походы на Хорасан с целью подчинения туркменских племен, находившихся под влиянием Иранского государства.
 
Хивинское государство вело оживленную торговлю с Казахстаном, Бухарой, Ираном, Россией и другими странами. Благодаря торговым отношениям с Россией Хива ввозила железо, медь, что имело существенное значение для подъема экономики ханства. Россия, в свою очередь, получала продукцию ремесленного и сельскохозяйственного производства.
 
В 1873 г. Хива так же, как и Бухара, стала зависимой от России, протекторатные отношения свели почти на нет международную правосубъектность ханства. Но до конца XIX в. Хива продолжала иметь торгово-экономические отношения с сопредельными странами.
 
Историю Бухарского и Хивинского ханств можно подразделить на следующие периоды: 1) от образования ханств (XVI в.) до конца XVIII в. (этот период можно назвать периодом феодального распада); 2) второй период с начала XIX в. до установления над ханствами протектората России; 3) третий период, начавшись установлением русского протектората, завершился внедрением русского и отчасти иностранного капитала (с 1873 г. до Октябрьской революции 1917 г.); 4) новый период в истории народов Бухары и Хивы начался с 1917 г., привел к образованию Бухарской и Хорезмской народных республик и проведению национально-государственного размежевания (1924 г.).
 
Кокандское ханство было одним из крупных феодальных государств Средней Азии. Образовано во второй половине XVIII — начале XIX в. В начале XVIII в. это небольшое владение, отпочковавшееся от Бухарского ханства. Завоевательная политика кокандских ханов привела к расширению территории ханства за счет городов Ташкента, Чимкента и Туркестана, значительной части Семиречья и киргизских земель.
 
В начале XIX в. Коканд имел дипломатические отношения с государствами региона, Турцией, Кашгарией. В середине XIX в. произошли ожесточенные вооруженные столкновения бухарских и кокандских войск. В 1865 г. царские войска заняли Ташкент, что предопределило падение самого ханства. Полная зависимость ханства от царской России нашла юридическое закрепление в русско-кокандском договоре 1868 г.
 
Англо-русское соперничество за влияние на Среднюю Азию явилось причиной присоединения территории Кокандского ханства к царской России; Кокандское ханство граничило с кашгарским государством Якуб-бека, где были очень сильны позиции Англии и Турции.
 
19 февраля 1876 г. вышел официальный указ о присоединении Кокандского ханства к России и об образовании Ферганской области Русского Туркестана. Таким образом Коканд лишился международной правосубъектности.
 
И в средние века государство могло считаться субъектом международного права, если оно являлось суверенным, независимым от какого-либо государства или группы государств. Жузы Казахстана и Бухарское, Кокандское, Хивинское ханства имели право на осуществление отношений с другими иностранными государствами, обладали активным и пассивным правом посольства: они имели и реально пользовались правом вступать во внешнеэкономические отношения, договорная правоспособность и дееспособность были неотъемлемым элементом их внешнеполитической деятельности. Анализ различных направлений внешнеполитической деятельности жузов Казахстана и ханств Средней Азии показывает, что они являлись государствами, обладавшими международной правосубъектностью.
 
Что касается Киргизии, до присоединения к Российскому государству на территории, населенной киргизскими племенами, не было единого государства, способного от имени всех киргизов выступать в международных отношениях. Господствовал феодально-патриархальный строй, во главе племен стояли старейшины, которые и осуществляли международные связи преимущественно с государствами и народами своего региона. Анализ международных отношений киргизских племен с Россией, Афганистаном и другими государствами показывает, что каждое племя было связано правами и обязанностями, вытекавшими из существа международно-правовых отношений.
 
Часть туркменских племен входила в состав Хивинского ханства, другая (приамударьинские туркмены) — в Бухарский эмират. Образованию собственной государственности туркмен мешало то, что их земли в течение нескольких веков были ареной ожесточенной борьбы между Персией, Хивой, Бухарой и Афганистаном.
 
Эти опустошительные набеги и войны делали все более настойчивыми просьбы туркмен об их присоединении к Российскому государству.
 
Разумеется, не только войны характеризовали отношения туркменских племен с государствами и племенами региона, но и политические, торговые связи с ними же.
 
В рассматриваемый период земли таджикских племен входили в состав сменявших друг друга феодальных государств и владений. Но таджикские племена и от своего имени вступали в торговые отношения с Бухарским ханством, Афганистаном, Индией, Россией. Северная часть территории таджиков в 1868 г. была присоединена к России. Памирские и кухистанские таджики, находясь под угрозой завоевания английскими колонизаторами, также последовали их примеру.
 
Каракалпакские племена до присоединения к России, живя в среднем и нижнем течении р. Сыр-Дарьи, играли заметную роль в этом районе, поставляя хлеб казахам Младшего жуза, продавая им оружие и порох. Каракалпаки вступали в политические взаимоотношения с Хивой и Россией. Особенно следует выделить посольские связи каракалпакских племен с Россией с целью решения вопроса о присоединении земель каракалпаков к Российскому государству.
 
Как видим, киргизские, каракалпакские, туркменские племена вступали в международные отношения с Бухарским, Хивинским, Кокандским ханствами, Россией, Китаем, Афганистаном и т. д. Возникает вопрос, можно ли рассматривать племена в качестве субъектов международного права? Юристы-международники прошлого придерживались двух мнений на этот счет. Некоторые, например, В. П. Даневский считали, что племена являлись субъектами международного права, другие (Ф. Мартенс, Ф. Лист, Н. Захаров и др.) отрицали наличие у племен международной правосубъектности. По мнению автора пособия племена региона обладали элементами международной правосубъектности потому, что они отправляли своих послов, принимали у себя послов соседних и иных государств, подписывали соглашения с государствами.
 
В рассматриваемом параграфе нами была предпринята попытка обозначить международно-правовой статус самостоятельных государств и племен Казахстана и Средней Азии. Небезынтересно проследить с международно-правовой точки зрения протекторатно-вассалитетные отношения государств и племен региона преимущественно с Российским государством.
<< К содержанию

Следующая страница >>