Главная   »   Образование Букеевской орды и ее ликвидация. Билял Аспандияров   »   2. Статьи по исторической топонимике и этимологии (1950 — 1952 гг.)
 
 



 2. Статьи по исторической топонимике и этимологии (1950 — 1952 гг.)

 

К вопросам исторической топонимики

Этимология некоторых топонимических названий (1950 г.)

 

 

История народа, как известно, есть результат взаимодействия человека и окружающей его природы. Она должна рассматриваться как единый процесс географии и хозяйства, языка и культуры. Почему необходимо комплексное освещение истории в разрезе этих же аспектов. Такое освещение дало бы историкам возможность полнее охватить некоторые проблемные вопросы истории, выяснить и расширить уже разработанные ранее ее разделы.
 
Между тем, история казахского народа освещается неполно, в узком плане, весьма ограниченно и односторонне, и его исторические события часто трактуются абстрактно и поверхностно, в отрыве от той географической среды и от тех культурно-хозяйственных условий, в которых протекала и развивалась жизнь народа. Не все раскрывается историками, не все возможности используются ими. Так, материалы исторической географии и топонимики, а также материалы лингвистики, необходимые для истории, почти не привлекаются к делу, оставляются вне поле зрения историков, они просто игнорируются. Между тем, эти материалы крайне необходимы для древней истории казахского народа, как народа, не имевшего своей письменности в прошлом.
 
Истоки многих важнейших явлений истории казахов покоятся в далеком прошлом. Освещая вопросы древней истории казахского народа, историки обычно не выходили за рамки давно уже известного, они пересказывают лишь то, что уже давно сказано, выдавая при этом за открытие то, что уже давно открыто, излагая лишь результаты чужих работ. Самостоятельная обработка источников не проводится. Историки обращались, обычно, к давно известным положениям, которые в той или иной форме повторялись каждый раз, и этим путем была создана довольно устойчивая старая книжная традиция. Следуя этой традиции, новые историки повторяли эти ошибки предшествующей историографии и ничего нового и живого не вносили в эту историю, хотя, однако, они и знали, что устойчивая старая книжная традиция не может быть доказательством истинности. Напротив, известно, что историографическая традиция питалась далеко не объективными взглядами на казахскую историю, вследствии чего получалось о казахском народе искаженное представление.
 
Земная поверхность, как говорят, свидетель исторических событий. Некоторые топонимические названия зародились в глубокой древности, когда еще не было письменности. Они тесно связаны с народом, в своей основе они творились самим народом, творились на лоне природы, а не создавались в кабинетах ученых. А потому топонимические названия, как язык земли, весьма конкретны и убедительны, они четко характеризуют те или иные черты местной природы и отличаются исключительной меткостью и выразительностью. Изучение исторической топонимики позволяет охарактеризовать этнический состав населения данной местности, какие народности пребывали здесь, на каком языке говорили в древности аборигены, давшие эти названия.
 
Однако сами названия без помощи языкознания дать что-либо существенное не могут. Чтобы использовать полностью материалы топонимики необходимо соединить ее с лингвистикой, особенно с ее разделом — семасиологией, с помощью которой только и можно выяснить этимологию того или иного топонимического названия, раскрыть его подлинное содержание.
 
Настоящая работа посвящена выяснению этимологии некоторых топонимических названий. В ней мы познакомим читателя с такими названиями, которые возникли еще в глубокой древности, в этимологии которых заключены важные сведения о далеком прошлом казахского народа. С некоторыми из этих названий связаны также весьма серьезные ошибки, устранение которых становится крайне необходимым.
 
<< К содержанию                                                                                Следующая страница >>