Главная   »   Парламент Казахстана в трудные годы провозглашения независимости. С. З. Зиманов   »   2.5. Структурно-организационное построение Парламента и первое Правительство Республики Казахстан
 
 



 2.5. Структурно-организационное построение Парламента и первое Правительство Республики Казахстан

В характерном для того времени стиле, демократично и поучительно проходило избрание рабочих органов Верховного Совета, а также Совета Правительства Республики. Это был утреннее заседание 25 апреля 1990 г., второй день работы нового Парламента «Независимой Республики Казахстан», «Республики реального суверенитета», как именовалась она в те дни переписках и в печати, хотя официально еще оставалась Казахской Советской Социалистической Республикой. Присутствовало 334 депутата. Избранный вчера Верховным Советом. Президент Республики Н.А. Назарбаев занимал оборудованное для него место на трибуне. Вел заседание Шаухаманов (первый секретарь Кызыл-Ординского областного Комитета Компартии). Первое слово было предоставлено депутату Алимжанову Ануарбеку Турлыбековичу, писателю, известному общественному деятелю, избранному от Казахского Комитета Солидарности стран Азии и защиты мира. Он от имени группы депутатов внес предложение избрать председателем Парламента депутата Асанбаева Ерика Магзумовича, заместителя председателя Совета Министров Республики, а перед этим заведовавшим Отделом науки и учебных заведений ЦК КПК. Он охарактеризовал его, как «человека огромной эрудиции, больших знаний, чрезвычайно скромного, чрезвычайно трудолюбивого».

Асанбаев Ерик Магзумович. Родился в 1936 году в Тургайской области. Окончил философско-экономический факультет Казахского Университета, проходил аспирантскую подготовку в Москве, защитил кандидатскую диссертацию. Работал заведующим отделом Института экономики при Госплане Республики, затем заместителем министра финансов, руководил Отделом торговли и планово-финансовых органов ЦК КПК, а с 1986 года — заведующий Отделом науки и учебных заведений ЦК Компартии. Заместитель председателя Совета Министров Республики. А с сентября 1989 j года - Секретарь ЦК Компартии Казахстана. Председательствующий на сессии Верховного Совета по партийно-советской привычке, проявил склонность избрать спикером Парламента Асанбаева Е.М. без прений и обсуждения. Однако ряд депутатов из зала бросили реплики и требования обсудить его кандидатуру. Один из них из зала напомнил ведущему сессии о том, что на предыдущем заседании «Терещенко утвердили (вице-президентом) без обсуждения и теперь этого хотим и здесь. Не возвращаемся ли мы на старую колею стереотипную» (это были мои слова — С.З.). Как записано в стенограмме, эти слова встречены депутатами «аплодисментами». Другой депутат из зала добавил: «Надо обсуждать, причем обстоятельно, с выдвижением альтернативных кандидатур».
 
...После одобрительных выступлений и поддержки двух депутатов — Сарина А.С. и Думчева В.З.. Председатель заседания, сказав, что поступают предложения о прекращении обсуждения, собирался кандидатуру Асанбаева Е.М. поставить на голосование тогда я попросил слово (в стенограмме: «из зала») и сказал следующее (по записи в стенограмме): « Я хочу спросить товарища председательствующего: что значить принимать кандидатуру на серьезную должность без должного обсуждения? Хотя я был не против Терещенко, которого утвердили без обсуждения. А теперь опять. Не возвращаемся ли мы на старую колею стереотипную? Я первый раз в стенах этого здания Парламента. Думаю, должен быть для нас выбор ... Мы свободно должны выразить свое суждение, избрать из кандидатов более достойного. Я против товарища Асанбаева ничего не имею, но боюсь, что он будет больше смотреть по сторонам. Он же был секретарем ЦК Компартии Республики, бывший заместитель председателя Совета Министров. Сколько мы будем продолжать брать из аппарата Союза в представительные органы. Надо думать. Повторяю, я не против кандидатуры Асанбаева. Нам надо учиться, товарищи, ведению Парламента, осваивая азбуку демократии, ее культуру. Вместе с тем надо дать дорогу альтернативным кандидатам. Я бы выдвинул вторую, альтернативную кандидатуру — доктора юридических наук товарища Сартаева».
 
Через 2-3 оратора в целом поддержавший кандидатуру Асанбаева Е.М. слово взял депутат Жолдасбеков Умирбек Арсланович (в стенограмме: «из зала»): бывший Ректор Казахского государственного университета им. Кирова (ныне Аль-Фараби), уволенный в свое время с должности в связи с событиями 1986 года. Он говорил критически «Вчера мы безальтернативно, единогласно избрали Президента, и это было красиво и заслуженно, потому что Нурсултан Абишевич действительно не имел себе альтернативы на пост первого Президента нашей Республики. Что касается поста председателя Верховного Совета, этого сказать никак нельзя. Альтернатива наверняка найдется. Я хотел бы коснуться непосредственно кандидатуры товарища Асанбаева. Когда он работал в Совете Министров, на других должностях, я близко с ним не прикасался. Мы его очень хорошо знаем, его деятельность в должности заведующего Отделом Науки и учебных заведений ЦК. Вот эта черная полоса в истории Казахского народа, это преддверие Декабрьских событий и тяжелые последствия после них непосредственно связано с его именем. Вся эта многочисленная армия — безработные профессора, доценты, огромное количество отчисленных студентов, все это происходило в высших учебных заведениях г. Алма-Аты при заведующем Отделом Науки и учебных заведений товарища Асанбаева. Поэтому я считаю, что сегодня сказать однозначно, что товарищ Асанбаев является заботливым человеком о судьбе нашего народа, я бы сказать не мог. Могу вам теперь сказать однозначно, что будучи заведующим Отделом Науки и учебных заведений ЦК КПК, товарищ Асанбаев не проявлял глубокой и широкой компетентности. Поэтому я сегодня хотел бы перед вами выступить и высказать свое сомнение: не ошибемся ли мы, если его изберем Председателем Верховного Совета Казахской ССР. Большое спасибо».
 
После него выступил бывший председатель Госплана Республики депутат Такежанов С.Т., он поддержал Асанбаева, назвал его в подлинном смысле «рабочей лошадью», где бы он ни работал. ...Если хотите, у нас, у промышленников существует такая логика: вот говорят, что руководитель — для представления, а это — рабочая лошадь. Не знаю, мне, например, нравится, когда меня называют «рабочей лошадью».
 
Представляет интерес программная речь Асанбаева Е.М. о том, как он представляет новую эпоху Республики, ее цели и задачи в ближайшей перспективе: «нынешний Верховный Совет призван, в каком-то смысле, выполнить истерическую миссию. Ему предстоит, если не полностью построить, то хотя бы подвести под крышу то, что мы называем формированием правового общества. И это весьма сложная задача. Конечно, она не может быть решено в рамках наших устаревших норм. Представления и многое другое придется строить на новой концептуальной основе». В качестве второго мотива своей программы назвал «наполнить реальным содержанием экономический суверенитет Республики». Далее Асанбаев Е. М. сказал: «Еще одно принципиальное обстоятельство. Мало разрабатывать проект закона, для этого есть специалисты, есть юристы, надо еще его примерить до его принятия к реальной жизни, пропагандировать мысленно. Как этот закон себя поведет и какие последствия могут быть. Мы на примере бывшего Верховного Совета убеждаемся, что зачастую принимаются законы, которые иногда не работают. Еще одно обстоятельство: на мой взгляд, принять закон очень важно, но принцип Фамусова «подписано и с плеч долой», наверное, здесь не годится. Полагаю, что Верховный Совет должен проследить, чтобы был запущен пусковой механизм закона, создающий возможности его функционирования, осуществлять своего рода авторский надзор за реализацией своего закона, и самое главное, доводить закон до уровня социальной технологии, чтобы он был рабочий. Иначе говоря, может получиться так, что подзаконный акт, принимаемый вне стен Верховного Совета, повернет дышло закона совсем другую сторону, чем мы предполагали».
 
Сартаев С.С. сказал: «Прежде всего, нам надо превратить Верховный Совет Республики в действительно работающий, законодательный и контролирующий орган нашей Республики».
 
Депутат Койшыбеков, архитектор, директор Института «Алма-Атагенп-лан» предложил включить в список кандидатов в Председателя Верховного Совета депутата Нуркадилова Заманбека Калабаевича, председателя Исполкома Алма-Атинского городского Совета. Его выступление также было критическим.
 
После довольно делового обсуждения кандидатуры Асанбаева Е.М. слово было представлено ему, чтобы он рассказал о себе и о том, как он представляет свою работу на посту председателя Верховного Совета.
 
В конце обсуждения выступил Президент Н.А. Назарбаев. Отметив, что «мы впервые в нашей истории избираем новый демократический Парламент» и, выразив свое уважение двум альтернативным кандидатам Сар-таеву С., Нуркадилову 3., отметил, что кандидатура Асанбаева Е.М., внесенная им вчера была поддержана на пленуме ЦК КПК, сказал: «я хочу просить вас дать предпочтение Асанбаеву Е.М. Наша демократия только рождается, мы впервые в нашей истории избираем новый демократический Парламент».
 
Голосование по кандидатурам на пост Председателя Верховного Совета дало следующие результаты. Простое большинство из числа присутствовавших 340 депутатов составляло 171, что надо было набрать избранному. За Асанбаева подано 201 голос, за Сартаева С.С. - 94, за Нуркадилова 3. - 25 голосов. Таким образом, Асанбаев Ерик Магзумович был избран председателем Верховного Совета Казахской ССР.
 
Асанбаев Е.М., после избрания произнес как-бы программную речь и сказал: «это ко многому меня обязывает и я хочу заверить Вас, что буду твердо следовать по обозначенному партией пути на перестройку, демократизацию и гласность, придерживаться курса на полное возрождение в Республике народовластия в его Ленинском понимании». Он об основных направлениях работы Парламента: «Первое и, пожалуй, самое главное Верховный Совет должен быть деловым, работающим, мобильным органом народной власти. Второе, нет и не может быть никаких проблем жизни, закрытых для обсуждения и решения высшим органом власти Республик. Третье, надо решительно усилить работу Верховного Совета по утверждению полновластия Советов всех ступеней... они должны стать в полном смысле слова и народным и властным... Четвертое, важнейшее место в нашей депутатской работе займет законодательная деятельность в правовом государстве должен властвовать прежде всего Закон... Пятое. Верховный Совет должен стать эпицентром контроля за деятельностью исполнительных и всех других государственных органов... Шестое. Нас ожидает большая работа, связанная с приведением в действие всех рычагов и механизмов укрепление правопорядка, защиты закона и права в республике с качественным подъемом правовой культуры населения. Мы должны судебную власть превратить в реальную власть. Почему у нас до сих пор обиженные и ущемленные в правах пишут в ЦК, в Совмин, в редакции газет, куда угодно? В суд надо идти, но все знают как низок у нас авторитет этого государственного учреждения. Потребуется ускорить проведение судебно-правовой реформы, радикально перестроить работу судов, прокуратуры, милиции, адвокатуры». И, наконец, работа высшего органа власти Республики невозможна без гласности, без тесной связи и населением, без того, чтобы каждый человек мог обратиться сюда со своими тревогами, заботами и надеждами и получить поддержку. Наш Казахстанский Парламент должен стать образцом подлинного демократизма, стоять на страже интересов Республики. Каждого ее жителя».
 
В этот же день, 25.04.1990 г. на вечернем заседании происходило избрание заместителей Председателя Верховного Совета. Согласно регламенту Верховного Совета, утвержденному накануне, 24.04.1990 г. о заместителях вносить предложение председатель Верховного Совета. Асанбаев Е. внес предложение избрать двух заместителей Председателя Верховного Совета и одним из них рекомендует Федотову Зинаиду Леонтьевну. Она родилась в Казахстане, в Кустанайской области в селе Урицкое. По окончании средней школы работала в аппарате районного комитета партии, затем избрана зам. председателя сельского Совета, секретарем Урицкого райисполкома. Окончила двухгодичную Алма-Атинскую высшую партийную школу. До этого окончила Свердловский юридический институт. Но проучившись год, была направлена во вновь образованную Тургайскую область. Там она с 1970 по 1975 работала вторым секретарем Аркалыкского горкома партии, затем проходила аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС по кафедре теории государства и права. После защиты диссертации направлена в Алма-Атинскую партийную школу старшим преподавателем — проректором по заочному обучению. Кандидатура Федотовой 3.Л. была одобрена Парламентом и избрана заместителем председателя Верховного Совета Республики.
 
Вторым заместителем Председателя стал Абдильдин Серикболсын Абдильдаевич. Родился он в 1937 году в семье колхозника. После окончания Казахского государственного сельскохозяйственного Института в 1960 году работал главным агрономом совхоза и в 1963 году поступил в очную аспирантуру. По ее окончании работал в Казахском научно-исследовательском Институте экономики и организации сельского хозяйства. Затем в течение 16 лет работал в системе Госплана Казахской ССР — с должности начальника отдела до заместителя председателя Госплана. В 1982 г. был назначен первым заместителем Министра сельского хозяйства. В августе 1985 г. переведен Ректором Высшей школы управления агропромышленным комплексом, а в декабре 1985 года назначен первым заместителем председателя Государственного агропромышленного Комплекса и Министром Казахской ССР. С 1987 года постоянный представитель Совета Министров Казахской ССР при Совете Министров СССР.
 
В этот день утверждены: редактором газеты «Халық кеңесі» Артаев Сарбас, 55 лет, журналист, последние 17 лет работал заместителем редактора газеты «Социалисте Қазақстан»; редактором газеты «Советы Казахстана» Тараков Юрий Андреевич. Родился в 1935 году в Ленинградской области, профессионал-журналист. Пять лет работал заместителем редактора газеты «Казахстанская правда», а в последнее время в ЦК КПК заместителем заведующего орготделом.
 
I
 
26-27 апреля 1990 года были посвящены вопросам формирования постоянных Комитетов и Комиссии Верховного Совета — основных рабочих органов. Председатель Парламента Асанбаев Е.М. доложил, что в Верховном Совете предыдущего созыва было 510 депутатов и в разнее время в его составе было 14-16 Комиссии. Сегодня Верховном Совете двенадцатого созыва намечено иметь 360 депутатов. После обмена мнениями было решено образовать постоянных 13 Комитетов и одну Комиссию (последняя затем была преобразована в Комитет).
 
Ниже привожу персоналии утвержденных постановлением Верховного Совета председателей постоянных Комитетов и Комиссии, данные о них и выступления некоторых депутатов-оппонентов.
 
1. Клочков Юрий Алексеевич избран Председателем Комитета по вопросам работы Советов народных депутатов, развития управления и самоуправления.
 
Родился он в 1938 году в Винницкой области. Закончил Харьковский сельскохозяйственный Институт. Десять лет работал в сельскохозяйственных и партийных органах Целиноградской области, затем ответработником ЦК КП Казахстана. Был заместителем Министра плодоовощного хозяйства, вторым Секретарем Джамбульского обкома партии, с 1968 года председатель исполнительного Комитета областного Совета народных депутатов, женат, двое детей.
 
2. Акуев Николай Ильич избран Председателем Комитета по вопросам законодательства, законности и правопорядка. Родился 1941 году в Курганской области России. Окончил юридический факультет Московского Университета имени М.В. Ломоносова. Работал в 1963-1967 годах преподавателем Алма-Атинской школы милиции МВД СССР, в 1967-1990 годах — научный сотрудник, зав сектором Института философии и права Академии Наук Казахской ССР, кандидат юридических наук.
 
3. Такежанов Саук Темирбаевич избран Председателем Комитета по вопросам экономической реформы, бюджета и финансов. Родился в 1931 году в городе Акмолинск. Окончил физико-технический факультет Томского политехнического института. Кандидат технических наук. Пятнадцать лет проработал в Усть-Каменогорском свинцово-цинковом комбинате, затем перешел на работу в Совет Министров Казахской ССР. Был заместителем, а затем Министром цветной металлургии Казахской ССР, последняя должность — председатель Госплана Казахской ССР. Кандидат технических наук, член-корреспондент Международной инженерной академии, лауреат государственной премии СССР и Казахской ССР.
 
4. Кекилбаев Абиш, избран Председателем Комиссии по национальной политике, развитию культуры и языка. Родился 6 декабря 1939 года в селе Онды Мангышлакской области, выдающийся казахский писатель. В 1962 году окончил казахское отделение филологического факультета Казахского государственного университета имени С.М.Кирова. Работал ответработником в отделе культуры ЦК Компартии Казахстана. Был заместителем Министра культуры Казахской ССР, вторым секретарем правления Союза писателей Казахстана, с 1989 года заведующий Отделом межнациональных отношений ЦК Компартии Казахстана.
 
5. Ильяшенко Юрий Михаилович, избран Председателем Комитета по аграрным вопросам и продовольствию. Родился в 1951 году г. Алма-Ате, однако вырос и работал в Восточно-Казахстанской области. 1962 году окончил сельскохозяйственный Институт, директор совхоза в Самарском районе, где работал 7 лет. В 1976 году коммунисты этого района избрали его первым Секретарем Райкома партии, в этой должности проработал 10 лет, с 1987 года первый секретарь Глубоководского районного Комитета партии.
 
6. Токтаров Таниберген Токтарович, избран Председателем Комитета по охране здоровья народа и его социальной защите: родился в 1952 году в селе Аксуат Аксуатского района Семипалатинской области в семье колхозника. В 1975 году окончил Семипалатинский медицинский Институт. В начале хирургом, затем возглавил участковую больницу Маканчинском (пограничный) районе — проработал 5 лет, затем главный врач в центральной районной больнице (4 года), в последний три года — заведующий Семипалатинским областным отделом здравоохранение. Женат, трое детей.
 
7. Айтимова Бирганым Сариевна, избрана Председателем Комитета по делам молодежи. Родилась в Зеленовском районе Уральской области, окончила факультет английского языка Уральского педагогического Института, работала учителем два года, избрана Секретарем Комитета комсомола совхоза «Пермский», затем в Уральском обкоме комсомола, с конца 1987 г. заместителем председателя Казахского Республиканского отделения Советского детского фонда им. Ленина. Имеет двух детей.
 
8. Нуртазин Мараш Мухамедиевич, избран Председателем Комитета по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов, 1953 года, родился в поселке Киевка Нуринского района Карагандинской области, происхождение — рабочий, работал проходчиком на шахте «Карагандинская», является студентом-заочником 5-го курса исторического факультета Карагандинского государственного университета, женат, имеет двух детей.
 
9. Дриллер Христиан Давидович избран Председателем Комитета по вопросам развития промышленности, транспорта и связи. Он 1942 года рождения из Кокчетавской области, по национальности — немец, учился в Омске, и сразу, получил направление в Министерство автомобильных дорог Казахстана, где работает поныне.
 
10. Сабденов Оразали Сабденович избран Председателем Комитета по вопросам развития науки и народного образования. Родился в 1947 году в Тюлькубасском районе Чимкентской области. В 1970 году окончил Казахский химико-технологический Университет по специальности инженер-механик. Три года работал на Чимкентском свинцовом заводе в качестве рабочего, потом инженера. С 1973 года работает в Институте экономики АН Казахской ССР. Защитил кандидатскую диссертацию в 1978 году, в 1989 г. — докторскую. Имеет и воспитывает четверых детей.
 
При обсуждении кандидатуры на пост Председателем Комитета выдвигались еще три претендента: Оспанов Т.М кандидат экономических наук, Секретарь парткома Актюбинского медицинского Института, преподаватель, Атрушкевич П.А. ректор Алма-Атинского архитектурно-строительного Института, Исимбаева Г.И., учительница русского языка и литературы в Таласском районе Джамбульской области. Сабденову из зала был задан вопрос: сегодня при входе в Верховный Совет мы видели молодых людей с плакатами, где было требование освободить четверых заключенных — участников Декабрьских событий. Все эти четыре человека бывшие студенты. Если вы будете избраны председателем этого комитета примете ли вы участие в их судьбе? Сабденов О.С. кратко ответил: Да. Видел их — это было 26 декабря 1990 года.
 
11. Мананков Владимир Григорьевич избран Председателем Комитета по товаром народного потребления, торговле и услугам. Родился в 1942 году в Воронеже, в рабочий семье. С 5 лет проживает в Казахстане. Окончил среднюю школу в Акмолинске, окончил Омский политехнический Институт, направлен на завод «Целиноградсельмаш», где проработал 7 лет мастером — заместителем начальника цеха — начальником отдела. Затем перешел на партийную работу: Был зав отделом Целиноградском Горкома партии, в 1976 году перешел на работу в аппарат ЦК КПК Казахстана -инструктором — заведующим сектором, а с декабря 1988 года — второй секретарь Алма-Атинского Обкома партии.
 
12. Бектемисов Аннет Иманакышевич избран Председателем Комитета по вопросам строительства и архитектуры. Родился в 1930 году в селе Ка-ракестек, недалеко от Алма-Аты. После окончания Института строительства и архитектуры в Москве был направлен в Ростовскую область. С 1955 года работал на стройках Волга-Донского канала 5 лет, вернулся в Казахстан. С того времени работает в сфере капитального строительства Республики, а сейчас — первым заместителем Председателя государственного Комитета по строительству Казахской ССР.
 
13. Джаганова Алтыншаш Каиржановна, назначена Председателем Комитета по делам женщин, охране семьи, материнства и детства. Родилась в селе Астраханке Целиноградской области, писательница, член союза писателей СССР, член союза киномотографистов СССР. Училась в литературном Институте им. М. Горького в Москве, после этого около 10 лет работала в издательстве «Жазушы» и «Казахстан». Сейчас — главный редактор женского журнала «Қазақ әйелдері», имеет троих детей.
 
14. Нурмагамбетов Сагадат Кожахметович, избран Председателем Комитета по делам ветеранов, инвалидов и военнослужащих. Герой Советского Союза. Родом из города Алексеевка Целиноградской области, 1924 года рождения, служил в Армии: начал курсантом военного училища, кончил заместителем командующего Среднеазиатским военным округом — первым заместителем командующего южной группы войск в Венгрии, генерал. Двое детей — сын, дочь, оба врачи.
 
II
 
Представляет интерес концептуальное выступление Н.А. Назарбаева по ходу обсуждения закона «О постоянных Комиссиях и Комитетах Верховного Совета», состоявшегося 27.04.1990 года. Он, в частности, сказал: «Мы с вами строим правовое государство, мы должны с вами иметь сильное правительство, иначе ничего не получится... В третьем пункте проекта закона мы сказали, что контроль осуществляется только за исполнением законов, которые принимаются Верховным Советом и ничто другое. Никакого контроля за исполнением государственного плана». В числе выступающих был и я. Депутаты полностью поддержали идею Президента.
 
22 мая 1990 года образован Президиум Верховного Совета в составе 18 чел. В него вошли руководство Парламента и все председатели Комитетов.
 
За период работы Верховного Совета двенадцатого созыва (апрель 1990 — декабрь 1993 г.) в руководстве и в структуре и руководителей Комитетов и Комиссии произошли некоторые изменения.
 
К середине 1991 года появились новые комитеты Верховного Совета: Комитет по вопросам депутатских полномочий (председатель Раев Мурат Кумарович); Комитет по национальной политике, развитию культуры и языка (председатель Смайлов Камал Сейтжанович); Комитет по внешним отношениям и межпарламентским связям (председатель Жакулов Серик-хан); Комитет по безопасности и обороне (председатель Джанасаев Булат Бахитжанович); Контрольная палата (председатель Алдамжаров Газиз Ка-машевич). В связи с назначением депутата, генерала Нурмагамбетова С.К. Министром обороны Республики, он был освобожден от должности председателя Комитета по делам ветеранов, инвалидов и военнослужащих. Председателем этого Комитета избран депутат Зиманов Салык Зиманович. По представлению Президента Республики Н.А. Назарбаева председатель Верховного Совета Асанбаев Ерик Магзумович Постановлением Верховного Совета от 16 октября 1991 г. избран вице-президентом Казахской ССР. В этой связи в этот же день другим постановлением Верховного Совета исполнение обязанности председателя Верховного Совета возложено на товарища Абдильдина Серикболсына Абдильдаевича — заместителя председателя Верховного Совета Казахской ССР. Несколько позже в этой должности он был избран, но это произошло не сразу.
 
Дух демократии, которым был заряжен Новый Парламент сработал и в этом вопросе. На очередной 6-ой сессии Верховного Совета два депутата — Абдильдин С.А. и Уткин Кенжебек 1940 года рождения, глава Кустанайс-кой областной администрации, выдвинутые как альтернативные кандидаты в председателя Парламента, не один из них не набрал нужного числа голосов депутатов для их избрания. Начались активные обсуждения в комитетах и групповых объединениях депутатов новых претендентов, не исключая и тех, которые уже баллотировались. И я оказался предметом публичного выдвижения. 10 ноября 1991 года один из активных председателей комитетов успевших пользоваться влиянием среди депутатов и в администрации Президента Акуев Николай Ильич позвонил мне вечером по телефону и буквально сказал следующее: собралась группа председателей Комитетов и договорились выдвинуть меня на пост председателя Верховного Совета на предстоящей его сессии и просят мое согласие. Такая постановка для меня была неожиданная. Просил дать мне время подумать. Утром следующего дня я сообщил Акуеву Н.И., что я не могу дать согласие, меня больше устраивает депутатская деятельность, в которую я вхожу все с большим интересом и желанием. Николай Ильич уговаривал меня не делать этого, что они, группа председателей депутатов, намереваются пойти к Президенту со своим выдвинутым предложением. Я заявил ему, что мое решение отказаться от их предложения является окончательным, и что я неоднократно и многие годы как на войне, так и в мирное время был первым руководителем воинской части и научного учреждения, а теперь хочу заняться больше творческой работой в Парламенте. Сказал, что я уже не молод, перевалил за семьдесят. Он с горечью принял мое категорическое решение — нет. Однако дело этим не кончилось. Спустя три недели 2 декабря 1991 года Советник председателя Парламента Касимов Сабир и председатель комитета по вопросам депутатских полномочий Раев Мурат Кумарович, избранный от Союза юристов Казахстана, которых я знал и уважал как деловых деятелей, настойчиво просили дать согласие баллатироваться на пост председателя Парламента. По их словам, что они вошли в контакт с ответственными людьми в Администрации Президента, которые якобы поддерживает их предложение. Они осведомлены о нашем разговоре с Акуевым Н.И и о моем отказе. Я поблагодарил их и был тверд в своем решении, сказав им «свобода творчества в оставшееся время жизни — для меня главное», (приведены по записи из личного блакнота).
 
11 декабря 1991 года на вакантное место постановления Верховного Совета Абдильдин Серикболсын Абдильдаевич 1937 года рождения, доктор экономических наук, избран председателем Верховного Совета Республики. 26 декабря 1991 года его заместителем был избран депутат Ере-жепов Хайролла Жеткизгенович, 1947 года рождения, инженер, избран по Мангистауской области.
 
III
 
В конструировании системы новой власти важным очередным вопросам после избрания Президента Республики было формирование нового Правительства. В соответствии со статьей 116 Конституции Казахской ССР председатель Совета Министров Караманов Узакбай, который занимал эту должность до этого при Советской власти, сообщил Верховному Совету о сложении своих полномочий. Его отставка Парламентом была принята. И тут же рассматривался вопрос о новом председателе Совета Министров Республики: Слово взял Президент Н.А. Назарбаев. Он сообщил, что вопрос о новой кандидатуре председателя Совета Министров 23 апреля (1990 г.) рассматривался на совещании представителей групп депутатов, а вчера (24 апреля) на пленуме ЦК Компартии Казахстана и было решено выдвинуть на пост председателя Совета Министров Караманова Узакбая на новый срок. О Караманове Президент сказал: «чтобы эффективно внедрить новый хозяйственный механизм, активнее разрешать социальные, национальнокультурные проблемы немаловажно и то, что в лице товарища Караманова мы имеем человека приверженного принципам гармонизации отношения между Союзом и Союзными Республиками, укрепления местного хозяйства и передачи местным Советом права собственности на землю, воду и другие природные ресурсы» (подчеркнуто мною — С.З.).
 
Караманов Узакбай окончил Аральскую среднюю школу им. Шевченко, в 1959 году — инженерно-строительный Институт в г. Куйбышеве. Работал все последующие годы на предприятиях строительства — начальником строительного треста — первым заместителем Министра строительства Казахской ССР, начальником главного управления при Совете Министров по строительству и эксплуатации лесозащитных сооружений, председателем Государственного комитета Казахской ССР по материально-техническому снабжению. А с июля 1989 года — председатель Совета Министров Казахской ССР.
 
В числе выступающих в поддержку Караманова был и Тасмагамбетов И. первый Секретарь ЦК BJIKCM. Он призвал молодежь поддержать кандидатуру Караманова У. ибо «он всегда опирался на молодежь и думал о молодежи, есть такая восточная поговорка: общество, которое не думает о своей молодежи — общество без будущего». Депутат Турганбаев Г.Т. (Талды-Курганская область) напомнил, что «Сейчас положение таково — заброшенные села, социальная отсталость в них. Люди уходят из села, — это тихая забастовка, она продолжается, люди оставляют места работы. Положения не улучшается». Очередной оратор Козлов А.Ф. (Северо-Казахстанская область) выразил недовольство отсутствием альтернативного кандидата на пост Председателя правительства и считал это нарушением демократических принципов, которых стали и стараемся утверждать. Вместо этого «происходить диаметрально противоположенное. Из-за уважения нашему Президенту, который формирует свою команду я голосую за Караманова» резюмировал он. Парламент избрал Караманова У. Председателем Совета Министров Казахской ССР при 19 воздержавшихся депутатах.
 
Представляет определенный интерес программное выступление перед депутатами Караманова У., произнесенное им после утверждения его Парламентом первым главой Правительства Республики.
 
В нем в частности сказал: «Впервые за всю историю Казахстана Правительство, реализуя свои Конституционные права, вносит на рассмотрение Верховного Совета развернутую программу предстоящей деятельности». Это по его словам: «благотворное влияние политической реформы на переход к качественно новому этапу в Управлении государством, к подлинному народовластию», Правительство в своей деятельности берет твердый курс на практическую реализацию принципа экономического суверенитета Республики в составе обновленной советской федерации, единого народохозяйственного комплекса, полное использование широких прав и самостоятельного решения вопросов социально-экономического развития... анализ современного кризисного состояния экономики». Отметим, что Караманов Узакбай после его утверждения в должности Председателя Совета Министров проработал полутора года. Он пользовался заслуженным авторитетом среди депутатов, хотя и критики по его адресу бывало, а это закономерно.
 
На основании представления Президента Казахской ССР Верховный Совет 16 октября 1991 году освободил товарища Караманова Узакбая от обязанности премьер-министра Казахской ССР. Постановлением Верховного Совета Республики Терещенко Сергей Александрович утвержден премьер-министром Казахской ССР.
 
IV
 
Парламент работал довольно плотно — этого требовало время с необходимостью. Основной груз независимости, которая стала признаваемой реальностью, и предстояло ее обеспечить и законодательно и организационно, лег на плечи Верховного Совета (Парламента) Республики. Такая политико-правовая, государственно-управленческая задача была характерна не только на начальном этапе формирования системы органов новой власти и принятия первых законов и иных нормативно-распорядительных актов на задачах и функциях центральных органов сказывалось место Республики в различных союзнических схемах, приходящих на смену старых советско-федеративных отношений, также и избранный путь политического и социально-экономического независимого развития.
 
Верховный Совет Республики работал нетрадиционно: не постоянно, не беспрерывно по рабочему режиму. Он резко отличался от Советского Парламента по сути и формату деятельности, а главное по духу и одухотворенности.
 
Заседания Парламента проходили по-сессионно, а сам Парламент, если понимать его как деятельность с участием большого числа состава депутатов, работал по сути постоянно. Между его сессиями Парламентская деятельность не прерывалась. Так, первая сессия Верховного Совета проходила 24-27 апреля и 14-23 мая 1990 года. В промежуток времени между заседаниями Парламента до 12 мая заседали все Комитеты и Комиссии, в которых принимали участия, как отмечено в официальном отчете, около 70% всех депутатов, т.е около 220-240 депутатов. Межсессиями Парламента Комитеты и Комиссий рассматривали и обсуждали в порядке подготовки вопросы, подлежащие рассмотрению на его предстоящих заседаниях, намеченных с 14 мая. Главными среди них были формирование состава Правительства, положения о Комитетах и Комиссиях Верховного Совета, а также проекты первых Законов, связанных с перестройкой работы местных советов и о самоуправлениях в местных хозяйствах, которые в тот момент считались первоочередными. Для нас, в частности для таких депутатов, как я, ранее не участвовавших в работе прежнего Парламента, всё было ново, интересно и работали с большой ответственностью и энтузиазмом. Заранее был составлен график обсуждения этих вопросов на объединенных заседаниях двух-трех Комитетов и Комиссии в зависимости от профиля вопросов. Причем, каждый депутат вправе был участвовать и в работе других Комитетов, если сочтет нужным и занимательным.
 
Наиболее тщательному обсуждению подверглись кандидатуры в состав Правительства, предложенные Правительством и предварительно одобренные Президентом. Все основное время работы Комитетов и Комиссии ушло на обсуждение персонального состава Правительства и на составление заключения на каждого из них. Как отмечал председатель Парламента Асанбаев Е.М. при открытии утреннего его заседания 14 мая 1990 года, на подготовительных обсуждениях в Комитетах и Комиссиях каждой кандидат в состав Правительства «от полутора до двух с половиной часов отвечал на вопросы депутатов и прошел через их строгий экзамен».
 
Я хорошо помню, что на этих подготовленных совместных заседаниях Комитетов и Комиссий весьма было интересно слушать других депутатов, присмотреться на них, на их мысли и позиции. Должен сказать, что среди депутатов-руководителей особо выделялся Такежанов Саук Темирбаевич, председатель Комитета по вопросам экономической реформы, бюджета и финансов. Он тогда и позже показал себя как опытный, мудрый организатор и руководитель дела. То, что он занимал до этого, весьма высокие в Республике государственные и хозяйственные посты вплоть до председателя Госплана и заместителя председателя Правительства Республики сказывалось во всей его деятельности и стиле работы.
 
Обсуждение в Верховном Совете персонального состава Правительства заняла 4 дня — 13,14,15 и 16 мая 1990 года. В начале обсуждались кандидатуры заместителей председателя Совета Министров Республики. Приведем некоторые фрагменты этих обсуждений, представляющие интерес и свидетельствующие об их направленности, стиле и особенностях. Первым ставился вопрос о кандидатуре Гусакова Эрика Христофовича, рекомендованного председателем Совета Министров Карамановым У. на должность его первого заместителя. От имени двух Комитетов. Первое рекомендательное слово имел Ключков Ю.А., председатель Комитета по вопросам работы Советов, развитию управления и самоуправления. Он просил депутатов утвердить Гукасова Э.Х., как заслуживающего и достойного руководителя в указанной должности. При обсуждении его кандидатуры отдельные выступающие не могли не указать на некоторые курьезные факты и изъяны политики управления. Так, депутат Кадырбеку-лы с возмущением говорил о случае, когда 10 мая, обсуждались кандидаты в состав Правительства с участием членов Комитета по национальной политике и культуре, «один депутат из Чимкентской области задал вопрос на казахском языке тогда один товарищ из Комитета встал и говорит: почему этот товарищ, произнося речь на казахском языке, нас не уважает? Он так кричал, что словно нас, казахов, выселяют куда-нибудь. Почему эти отдельные товарищи не уважают 10-миллионный казахский народ, среди которого живут и, может быть родились?». Далее он продолжал: «хочется спросить руководителей, которых мы избираем: знакомы ли они с жизнью чабана, работающего 24 часа в сутки? Знают ли они в каких условиях живет чабан зимой, летом? Знает ли об этом Гукасов?». В развернувшемся обсуждении участвовало 11 депутатов. Были и критические замечания, но большинство из них о Гукасове Э.Х. говорили положительно, как об опытном и оперативном работнике, обладающем, как выразился один из выступающих депутатов, «это человек, обладающий человеческим достоинством, эрудицией, глубокими познаниями», а другой депутат добавил, что Э.Х. Гукасов «человек он волевой, отдал всю свою сознательную жизнь агропромышленному комплексу Республики». При обсуждении других кандидатур в заместителя председателя Совмина Абдуллаева Кадыка, Турсунбаева Балташа Молдабаевича, Желти-кова Октябрь Ивановича и других (всего 7 заместителей), а так же кандидатур Министров, а их 20, председателей государственных Комитетов, а их 12, и других высших должностных лиц были высказаны немало критических замечаний и пожеланий.
 
Считая, что представляет определенный интерес состав первого Правительства Республики, еще носящей название Казахской Советской Социалистической Республики, признаваемой во всех официальных документах, независимой, самостоятельной Республикой, ниже приводим персональный состав Совета Министров Республики, утвержденный Верховным Советом 17 мая 1990 года.
 
Председатель Совета Министров Казахской ССР — Караманов Узакбай.
 
Первый заместитель Председателя Совета Министров Казахской ССР — Гукасов Эрик Христофорович.
 
Первый заместитель Председателя Совета Министров Казахской ССР, Председатель Государственного планового комитета Казахской ССР— Абдуллаев Калык.
 
Первый заместитель Председателя Совета Министров Казахской ССР, Председатель Государственного агропромышленного комитета Казахской ССР — Турсумбаев Балташ Молдабаевич.
 
Заместитель Председателя Совета Министров Казахской ССР — Жел-тиков Октябрь Иванович.
 
Заместитель Председателя Совета Министров Казахской ССР — Маки-евский Николай Михайлович.
 
Заместитель Председателя Совета Министров Кахахской ССР — Омер-баева Кумусжан Сагиндыковна.
 
Заместитель Председателя совета Министров Казахской ССР — Турсу-нов Каратай.
 
Министр внутренних дел Казахской ССР — Берсенев Михаил Терентьевич,
 
Министр здравоохранения Казахской ССР — Аманбаев Аксултан Аманбаевич.
 
Министр иностранных дел Казахской ССР — Арыстанбекова Акмарал Хайдаровна.
 
Министр легкой промышленности Казахской ССР — Джомартов Абд-разаков Чаушеновач.
 
Министр мелиорации и водного Казахской ССР — Гончаров Виктор Александрович.
 
Министр монтажных и специальных строительных работ Казахской ССР—Жогов Алексей Николаевич
 
Министр народного образования Казахской ССР — Шаяхметов Шай-султан.
 
Министр связи Казахской ССР — Ульянов Игорь Вадимович.
 
Министр финансов Казахской ССР — Абдикадыров Тулеубек.
 
Министр хлебопродуктов Казахской ССР — Остапенко Юрий Иванович.
 
Министр энергетики Казахской ССР — Курганов Булат Газисович. Министр юстиции Казахской ССР — Ержанов Галихан Нурмуханбето-вич.
 
Министр автомобильных дорог Казахской ССР — Бекбулатов Шамиль Хайруллович .
 
Министр бытового обслуживания населения Казахской ССР — Бейсе-нов Саят Дюсенбаевич.
 
Министр газификации и топлива Казахской ССР — Путинцев Владимир Александрович.
 
Министр жилищно-коммунального хозяйства Казахской ССР — Халы-ков Газиз.
 
Министр местной промышленности Казахской ССР — Едильбаев Ибрагим Баймуратович.
 
Министр промышленности строительных материалов Казахской ССР
 
— Минибаев Александр Касимович.
 
Министр социального обеспечения Казахской ССР — Кадырова Зауре Жусуповна.
 
Министр транспорта Казахской ССР — Томашец Александр Константинович.
 
Председатель Комитета государственной безопасности Казахской ССР
 
— Вдовин Николай Анатольевич.
 
Председатель Государственного Комитета Казахской ССР по культуре
 
— Саудабаев Канат Бекмурзаевич.
 
Председатель Государственного Комитета Казахской ССР по материально-техническому снабжению — Бектемисов Амангельды Иманакышевич.
 
Председатель Государственного Комитета Казахской ССР по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору — Мулькибаев Орынбасар.
 
Председатель Государственного Комитета Казахской ССР по печати — Закирьянов Калит.
 
Председатель Государственного Комитета Казахской ССР по статистике — Жумасултанов Тулеубай Жумасултанович.
 
Председатель Государственного Комитета Казахской ССР по телевидению и радиовещанию — Ашимбаев Сагат.
 
Председатель Государственного Комитета Казахской ССР по физической культуре и спорту — Акпаев Аманча Сейсенович.
 
Председатель Государственного Комитета Казахской ССР до ценам — Дербисов Еркешбай Жайлаубаевич.
 
Председатель Государственного строительного Комитета Казахской ССР - Галимов Фарит Хабибрахманович.
 
Председатель Государственного Комитета Казахской ССР по внешнеэкономическим связям — Абишев Сыздык Жуматаевич.
 
Председатель Государственного Комитета Казахской ССР по обеспечению нефтепродуктами — Денисов Виктор Владимирович.
 
Управляющий Делами Совета Министров Казахской ССР — Селиванов Дмитрий Иосифович.
 
Начальник Главного территориального управления при Совете Министров Казахской ССР по строительству в городе Алма-Ате и Алма-Атинской области Казахской ССР, Министр Казахской ССР — Ермегияев Аман-гельды Динович.
 
Верховный Совет тринадцатого созыва работал недолго — около года (апрель 1994 — март 1995 г.). Председателем Парламента был избран Ке-килбаев Абиш. В структуре Верховного Совета были созданы 15 Комитетов и Контрольная палата. Они следующее: Комитет по Конституционному законодательству и правам человека (председатель Зиманов Салык Зи-манович); Комитет по правовой реформе (председатель Калматаев Мурат Дюсембинович); Комитет по вопросам государственного строительства и региональной политике (председатель Ким Юрий Алексеевич); Комитет по экономической реформе (председатель Сабденов Оразали); Комитет по финансам и бюджету (председатель Баймуратов Оразгельды Баймурато-вич); Комитет по международным и межпарламентским отношениям (председатель Жакупов Серикхан) ; Комитет по социальной защите населения (Макалкин Валентин Иванович); Комитет по охране здоровья (председатель Исергепов Искак Наушинович); Комитет по аграрным вопросам и продовольствию (председатель Ильяшенко Юрий Михайлович) ; Комитет по промышленности, энергетике, транспорту и связи (председатель Нагманов Кажмурат Ибраевич); Комитет по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству (председатель Нургазиев Бо-лат Нургазиевич); Комитет по экологии и природопользованию (председатель Караманов Узакбай); Комитет по науке, образованию и новых технологий (председатель Джолдасбеков Умирбек Арсланович); Комитет по культуре, печати, средствам массовой информации и общественным объединением (председатель Джаганова Алтыншаш Каиржановна); Комитет по национальной безопасности и обороне (председатель Абакиров Токтар Онгарбаевич); Контрольная палата (председатель Кажибаев Амангельды). О причинах роспуска Парламента более подробно изложено в параграфе 5 главы 3.