Главная   »   Приобретение и продажа авторских прав на литературные произведения. Оуэн Линет   »   1. КОНЦЕПЦИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА. Западная точка зрения
 
 



 1. КОНЦЕПЦИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА

Западная точка зрения

Два главных подхода, лежащие в основе законодательства по авторскому праву, преобладают на Западе.
 
Во-первых, концепция авторского права с позиций англосаксонского, или общего, права как права собственности, которая разрешает первому владельцу (обычно это автор) свободно торговаться с потенциальными пользователями соответствующего произведения, как ему заблагорассудится, включая полную переуступку авторского права какому-либо пользователю, например издательству. В этом случае полная переуступка прав собственности особенно распространена среди издателей учебной и научной литературы. Эта концепция авторского права также признает независимое право пользователей, позволяя им, например, возбуждать иск по поводу нарушерия предоставленных им авторских прав. Эта система авторского права лежит в основе соответствующего законодательства Великобритании и Соединенных Штатов Америки. В некоторых странах существует также отдельное право (так называемое «право издателя») на типографский дизайн того или иного произведения, причем совершенно отдельный судебный иск может быть возбужден по поводу нарушения этого права.

 

Еще одна западная концепция авторского права заключается в так называемом «праве автора», общепринятом в законодательствах стран континентальной Европы. Эта концепция в большей степени защищает права автора как создателя, включая в себя и концепцию моральных прав автора (формулируемых иногда как его личные права). Эти права состоят в праве первотворца (праве быть признанным в качестве автора соответствующего произведения) и в праве неприкосновенности (праве на то, чтобы это произведение не подвергалось какому-либо ущемляющему обращению). Моральные права были введены в законодательство по авторскому праву Великобритании сравнительно недавно, в 1988-м году, в качестве своеобразной прелюдии к большей унификации законодательства в рамках Европейского сообщества. Конечно, точное регламентирование таких прав разнится от одной страны к другой (например, в некоторых странах эти права носят пожизненный и неотчуждаемый характер, в то время как согласно законодательству Великобритании от них можно отказаться; законодательство Великобритании также предусматривает истечение срока действия этих прав в то же самое время, что и продолжительности срока действия защиты авторского права). Что же касается американского законодательства по авторскому праву, то в нем пока моральные права не существуют.