ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Главными статьями расходов в бюджете Саудовской Аравии остаются расходы на оборону и безопасность — 85,9 млрд. (40 %) бюджета, реализацию национальных проектов развития — 67 млрд. (31%), образование — 53,3 млрд., здравоохранение и социальное развитие — 21,9 млрд., коммунальную сферу — 8,7 млрд., инфраструктуру — 11,2 млрд., правительственные расходы и управление — 7,6 млрд., с. р.

За 2000 год впервые стабилизировался уровень инвалютных накоплений страны, за исключением золота, на отметке 17 млрд. долл. США. В то же время, несмотря на кажущиеся огромные прибыли, в Саудовской Аравии не происходит стремительного роста доходов на душу населения и накоплений, как в некоторых других динамично развивающихся странах Персидского залива, в основном из-за высокого естественного прироста населения (3,7%).
 
За последние пятнадцать лет Саудовская Аравия сумела преодолеть суммарный дефицит бюджета в размере 215 млрд. долл. США. Таким образом, оптимистические результаты экономического развития страны в 2000 году позволяют сказать, что Королевство впервые за много лет не только не отягощено дефицитом бюджета, но и сможет использовать положительное сальдо для дополнительного инвестирования приоритетных отраслей экономики.
 
Экономика КСА доказала свою прочность и жизнеспособность, выдержав беспрецедентную тяжесть от резкого снижения цен на нефть в прошлые годы, мирового финансового кризиса и огромных военных расходов в ходе войны в Заливе.
 
Среди имеющихся резервов накопления можно также назвать 8 млрд. долл. США, ежегодно расходуемые на отдых Саудовских граждан за рубежом; 10% ВВП, идущие на зарубежные инвестиции из частного сектора и 18 млрд. долл. США зарплата иностранных рабочих, безвозвратно уходящая из страны.
 
В цифрах за пять лет запланировано создать 817 тысяч новых рабочих мест для граждан страны, выделить 29 млрд. с. р. госк-редитов для населения, достичь стабильного роста ВВП — 5.0 % ежегодно, источником 47% инвестиций должен стать саудовский частный сектор.
 
В бюджете 2001 г. ожидается дефицит 6,7 млрд. долл. (в 2000 г. профицит -7,1 млрд.), что связано с тенденцией снижения рыночных цен на нефть. Саудовское правительство намерено регулировать дефицит бюджета путем изъятия части государственных вкладов за рубежом, общая сумма которых по оценкам экспертов, достигла 80 млрд. долл. США на конец июля 2001 г. В этой ситуации правительство предпочитает обойтись собственными финансовыми резервами и не прибегать к внешним займам.
 
Особое внимание в бюджете 2002 г. уделяется восстановлению роли Фонда развития недвижимости, который специально создан во второй половине 70-х годов для предоставления целевых займов населению для строительства благоустроенного жилья. Правительство выделило в бюджете 2002 г. 2 млрд. с. р. (533 млн. долл. США) на пополнение средств Фонда, а также обязало Минфин и МВД принять необходимые меры для возврата ранее полученных займов и кредитов.
 
Внутренний правительственный долг на начало 2001 г. достиг
 
602,6млрд. с. р. (112% от ВВП), который необходимо выплатить по правительственным векселям банкам и подрядчикам, фермерам, пенсионному фонду и т. д.
 
В середине 2001 г. впервые за многие годы в Саудовских банках наблюдалось незначительное снижение курса риала по отношению к доллару (с 3,75 до 3,78 с. р.). Саудовское монетарное агентство для нормализации положения срочно увеличило количество валюты на внутреннем рынке. Несмотря на оптимистические оценки саудовских экспертов об экономической ситуации в стране, которые делаются для «внутреннего пользования», состояние саудовской экономики нельзя назвать благоприятной.
 
В первую очередь, реальные темпы экономического прироста ВВП 3% в 2001 г. меньше коэффициента естественного прироста населения 3,6%. Повышение стоимости товаров и услуг, наряду с сокращением государственных социальных выплат, намного снизили в последние годы жизненный уровень саудовских граждан по сравнению с 70—80 годами прошлого столетия.
 
В бюджете 2001 г. ожидается дефицит 6,7 млрд. долл. (в 2000 г. профицит —7,1 млрд.), что связано с тенденцией снижения рыночных цен на нефть. Саудовское правительство намерено регулировать дефицит бюджета путем изъятия части государственных вкладов за рубежом, общая сумма которых по оценкам экспертов, достигла 80 млрд. долл. США на конец июля 2001 г. В этой ситуации правительство предпочитает обойтись собственными финансовыми резервами и не прибегать к внешним займам.
 
Нефтяные запасы Саудовской Аравии на середину 2001 г. оценивались в размере 261,0 млрд. баррелей, запасы газа — 6 триллионов куб. м, из них 4 триллиона куб. м на нефтяных месторождениях и 2 триллиона куб. м на отдельных месторождениях. В конце 2002 года КСА добывала 7,541 млн. б/с нефти.
 
По результатам 2000 г. ВВП Королевства увеличился на 15,5% и достиг 618 млрд. с. р., это произошло во многом благодаря росту в нефтяной промышленности на 39,4%. Превышение доходов над расходами в бюджете страны составило 45 млрд. с. р. (12 млрд. долл.), темпы прироста ВВП — 4,4%. в частном секторе — 3,12%, в промышленности — 7%.
 
Бюджет 2001 г. в размере 215 млрд. с. р. составлялся из расчета того, что расходы и доходы будут сбалансированными и при благоприятной нефтяной конъюнктуре страна вновь получит положительное сальдо. В бюджете нет разделения на нефтяные и ненефтяные доходы, однако поступления от нефти планировались в размере 166 млрд. с. р. и иные доходы — 49,3 млрд. с. р., расчет производился от базовой цены на нефть в 19,5 долл. за баррель при обшей добыче порядка 7,5 -8,0 млн. б/с (из них 2,5 млн. на внутреннее потребление).
 
В настоящее время в КСА действуют 3381 промышленное предприятие, где занято 310 тыс. работников. Это предприятия нефтехимии, стройматериалов, металлообработки, пищевой и легкой промышленности. Они экспортируют свою продукцию в 118 стран мира на сумму свыше 20 млрд. с. р.
 
Главными статьями расходов в бюджете Саудовской Аравии остаются расходы на оборону и безопасность — 85,9 млрд. (40 %) бюджета, реализацию национальных проектов развития — 67 млрд. (31 %), образование — 53,3 млрд., здравоохранение и социальное развитие — 21,9 млрд., коммунальную сферу — 8,7 млрд., инфраструктуру — 11,2 млрд… Правительственные расходы и управление — 7.6 млрд., с. р.
 
Планировалось построить 800 новых школ, создать 27 тысяч новых рабочих мест в сфере образования, здравоохранения и социальной помощи — эти задачи в основном выполнены.
 
Внутренний правительственный долг на начало 2001 г. достиг
 
602,6млрд. с. р. (112% от ВВП), который необходимо выплатить по правительственным векселям банкам и подрядчикам, фермерам, пенсионному фонду и т. д.
 
Эксперты рекомендовали не использовать положительное сальдо бюджета (12 млрд. долл. США) для покрытия внутреннего долга, а направить излишки бюджета на финансирование государственных проектов развития, что будет более эффективным для страны в настоящий момент.
 
Саудовская Аравия практически внешних долгов не имеет, есть долги за выполненные иностранными партнерами государственные заказы, но они составляют незначительную по Саудовским меркам сумму. Внутренний государственный долг достиг величины 600 млрд. с. р., что равно 92% ВВП, это высокая цифра, если рассматривать ее с точки зрения обслуживания долга.
 
В середине 2001 г. впервые за многие годы в Саудовских банках наблюдалось незначительное снижение курса риала по отношению к доллару (с 3,75 до 3,78 с. р.), что объяснялось временной нехваткой валюты из-за резкого возросшего спроса со стороны населения в период отпусков. Саудовское монетарное агентство для нормализации Положения срочно увеличило количество валюты на внутреннем рынке, КСА не ощущает дефицита валюты, так как саудовский риал на протяжении последних десятилетий входит в число наиболее устойчивых валют мира и свободно конвертируется в иностранных банках, а также следует отметить, что большой объем иностранной валюты вливается в страну от паломников. Саудовцы расходуют по кредитным картам типа «виза» около 11,6 млрд. долл. США в год.
 
Несмотря на оптимистические оценки саудовских экспертов об экономической ситуации в стране, которые делаются для «внутреннего пользования», состояние саудовской экономики нельзя назвать благоприятной.
 
В первую очередь, реальные темпы экономического прироста ВВП 3% в 2001 г. (прогноз) меньше коэффициента естественного прироста населения 3,7%. Повышение стоимости товаров и услуг, наряду с сокращением государственных социальных выплат, намного снизили в последние годы жизненный уровень саудовских граждан по сравнению с 70—80 годами.
 
Дефицит госбюджета был в 2001 году в размере 2-4 млрд. долл., что выглядит скромнее, чем профицит в 12 млрд. долл. по результатам 2000 года. Доходная часть бюджета в 2001 году составила, по иностранным источникам, 58,133 млрд. долл.
 
Резкое возрастание объемов инвестиций связано напрямую с реализацией проектов развития ведущих саудовских компаний АРАМКО и САБИК, которые включают обустройство нового нефтяного месторождения в районе Катифа на побережье Персидского залива (стоимостью 1,15 млрд. долл. США).
<< К содержанию

Следующая страница >>