Главная   »   Шамшиябану Канышевна Сатпаева   »   ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
 
 



 ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

 

 

ФОЛЬКЛОР — не только памятник, но и неиссякаемый источник культуры, что постоянно и щедро питает ее, обогащает и развивает. Фольклористика ныне стала в республике самостоятельной отраслью науки, изучающей народное поэтическое творчество в комплексе, опираясь на этнографию, историю и искусство.
 
Новый этап в истории казахской фольклористики наступает в XVIII веке, когда с началом присоединения Казахстана к России в казахские степи снаряжаются различные экспедиции, которые вместе с изучением природы, полезных ископаемых, флоры и фауны края собирали также материалы по языку, этнографии, истории и культуре казахского народа. Благодаря этому первые сведения о казахском фольклоре и литературе появились на страницах европейских изданий в XVIII веке.
 
Более широкий и целенаправленный сбор произведений казахского фольклора, использование их в научных целях приходится на XIX век. Примечательно, что в свое время великий А.С.Пушкин записал в пересказе знаменитый казахский романтический эпос «Козы-Корпеш и Баян-Сулу».
 
Что касается книги «История казахской фольклористики», то одним из ее главных достоинств является то, что в ней много сведений от тех людей, кто, попав в казахские степи по разным причинам, бывал в казахских аулах и записывал свои наблюдения. В числе таких был и ссыльный польский революционер А.Янушкевич. В его письмах и дневниках 1843-1846 гг. есть весьма ценные высказывания о казахском айтысе, тяжбе народных шешенов об импровизационном и музыкальном искусстве казахов. На основе своих наблюдений он писал в одном из своих писем: «Несколько дней тому назад я был свидетелем столкновения между двумя враждующими партиями и с удивлением рукоплескал ораторам, которые никогда и не слышали о Демосфене и Цицероне, а сегодня передо мной выступают поэты, не умеющие ни читать, ни писать, однако поражающие меня своими талантами, ибо песни их так много говорят моей душе и сердцу… Народ, который одарен Творцом такими способностями, не может остаться чуждым цивилизации...».
 
О том, что во второй половине XIX и начале XX веков казахская фольклористика сформировалась как самостоятельная наука, свидетельствует и то, что в эту пору начал собираться и изучаться также музыкальный фольклор казахского народа.
 
Надо особо отметить, что в представленной монографии ученых Института литературы и искусства им. М.О.Ауэзова АН Казахской ССР впервые столь обстоятельно и глубоко проанализирована фольклористическая деятельность Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А.Кунанбаева, В.Радлова, Г.Потанина, А.Диваева и М.-Ж.Копеева. Таким образом, можно смело утверждать, что «История казахской фольклористики» представляет собою фундаментальный труд, имеющий большое научно-теоретическое и практическое значение. Она является историей становления науки о всей казахской духовной культуре дореволюционного периода, о казахском народоведении, если можно так выразиться. И нет никакого сомнения в том, что эта монография заслуженно представлена на соискание Государственной премии Казахской ССР в области науки и техники.