КАЗАХСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Введение учебника к разделу казахской литературы первой половины XIX века ставит задачи охарактеризовать в общей форме те условия, которые способствовали ее движению и развитию, уяснить особенности историко-литературного процесса в XIX веке, определить национальное своеобразие и значение казахской литературы первой половины XIX века.
По программе на изучение казахской литературы первой половины XIX века и творчества наиболее крупного ее представителя Махамбета Утемисова отведен всего один час. Поэтому на этом уроке необходимо коснуться самых основных, существенных явлений жизни и литературы этого периода. Наиболее характерны явления этого бурного времени — обострение классовых противоречий (местная феодальная знать с царскими колонизаторами усилила эксплуатацию трудового народа), назревание народного протеста, возникновение народно-освободительного восстания 1837-1838 гг. под руководством Исатая Тайманова. О причинах поражения восстания, его неорганизованности и стихийности учащиеся знают из курса истории дореволюционного Казахстана. Опираясь на это, учитель подчеркивает, что это восстание было не только самым значительным социально-политическиим событием рассматриваемой эпохи, но и широким течением, которое нашло свое яркое отражение в литературе.
Известно, что народное крестьянское восстание — это взрыв народной ненависти к эксплуататорам, проявление силы духа народа, его способности к действию, к борьбе за свою судьбу, благородные идеалы, за справедливость и счастье. Задолго до начала восстания под руководством Исатая Тайманова активную мыслящую часть казахского общества волновала судьба народа, который оказался под социальным и колониальным гнетом, она пыталась разобраться в сложных обстоятельствах действительности. И казахская литература первой половины XIX века неизменно выражала духовные искания, активную борьбу людей этой эпохи, народно-освободительные идеи.
Освободительная борьба казахского народа привела к размежеванию классово-идеологических позиций акынов и выдвинула на художественную арену смелого поэта-борца Махамбета Уте-мисова, в творчестве которого впервые в истории казахского народа художественное слово стало оружием борьбы.
При изучении творчества Утемисова особое внимание уделяется ярко выраженной социальной антифеодальной направленности. Подчеркивается, что в песнях поэта отражен мощный народный протест, который привел к восстанию под руководством И.Тайманова. Содружество Исатая и Махамбета, предводителя восстания и поэта, было как бы закономерным, символическим выражением связи художественного слова с историей и истории со словом.
Значительная часть занятия посвящается чтению и разбору стихотворений Махамбета Утемисова. В учебнике особо выделена тема крестьянского восстания под руководством Исатая Тайманова. Рассказывая о том, что в стихотворениях «Призыв к походу», «Битва Исатая», «Отважный герой», «Сын Таймана», «Пасмурный день» нашли отражение основные моменты народного восстания, учитель особый упор делает на созданный в них образ Исатая. Опираясь на текст учебника, учитель анализирует стихотворения, выделяет строки, характеризующие Исатая как обладателя замечательных человеческих, особенно героических черт. Восприятие учащимися смысла, содержания и поэтического выражения приведенных в учебнике казахских стихов в русском переводе зависит от мастерства их чтения учителем. Ведь еще в XIX веке известный педагог-словесник Виктор Острогорский сказал: «Выразительное чтение — не роскошь, а необходимость, если школа имеет претензии на серьезное, всестороннее этико-эстетическое развитие человека, если школа хочет привить учащимся любовь и уважение к искусству».
При чтении приведенных в учебнике или хрестоматии стихотворений Махамбета учитель постоянно обращает внимание учащихся на их выразительность, приподнятый мажорно-призывный тон, особенность национального колорита, употребляемых эпитетов, сравнений, метафор, на то, что стихи сохранили свежесть до сих пор, что благодаря их выразительным средствам мы чувствуем презрительное отношение автора к власть имущим.
В заключительной части урока делается обобщение, раскрывается значение М.Утемисова в истории казахской общественно-политической мысли и развитии литературы, говорится о том, что свободолюбиие поэта, его гражданственность, бесстрашие, проявляющиеся в обличении угнетателей народа, придают его творчеству силу и обаяние.
Развитие казахской литературы второй половины XIX века связано с наступлением нового исторического момента в жизни Казахстана. Окончательное завершение процесса его присоединения к России, ускорение хода экономического развития, социально-политической жизни в степи, установление взаимоотношений казахской и передовой русской интеллигенции — все эти крупнейшие явления способствовали активному развитию прогрессивных духовных сил казахского народа, особо ярко выразившихся в формировании новой демократической реалистической литературы.
Литературу второй половины XIX века особо отличает прогрессивное, демократическое, просветительское направление. Учащиеся помнят, что корень слова «просветительство» — «свет» указывает на главную цель этого идейного движения — развеять с помощью разума тьму невежества, сделать ясным все, что окружает человека, что тревожит его мысль — тайны природы и социальной среды. Идеи просветительства нашли отражение и в казахской художественной литературе.
Просветительство, по В.И.Ленину, характеризует следующие три черты: 1) ненависть «… к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области»; 2) «… защита просвещения, самоуправления, свободы, европейских форм жизни и вообще всесторонней европеизации России»; 3) «… отстаивание интересов народных масс, главным образом, крестьян..., искренняя вера в то, что отмена крепостного права и его остатков принесет с собой общее благосостояние и искреннее желание содействовать этому». Чувство неустроенности социально-экономических, политических порядков, защита просвещения, самоуправления, свободы и отстаивание интересов народных масс были свойствены и передовым казахским просветителям.
Как у многих народов, просветительство в Казахстане появилось и развивалось в условиях социального и национального неравенства, в условиях борьбы передовой части народа за рост национального самосознания, за самобытную культуру, против феодального и религиозного гнета. Казахские просветители в трудных условиях культурной отсталости закладывали основы национальной культуры. Таковы Ч.Валиханов, И.Алтынсарин,
А.Кунанбаев. Многие из учащихся слышали их имена, читали стихи Абая Кунанбаева, рассказы Алтынсарина. Уроки об их жизни, деятельности, творчестве, безусловно, вызовут у них живой интерес и будут усвоены успешно и прочно.