Главная   »   Шамшиябану Канышевна Сатпаева   »   ПРАВДА ЕГО СЛОВА
 
 



 ПРАВДА ЕГО СЛОВА

 

 

Он творил в условиях предвоенных, военных и послевоенных десятилетий, поэтому естественно, что в его произведениях остались следы многотрудного времени. И тем не менее его надо относить к мыслящей, честной, здоровой части интеллигенции, которая не была заражена микробами приспособляемости к лакировке, креслопочитанию, бюрократизму.
 
Разнообразна тематика произведений К.Жармагамбе-това, многие из которых созвучны с нашим обновленным временем, с новыми взглядами на ряд общественных явлений. Поэт-коммунист, умевший глубоко разбираться в закономерностях развития общества, всегда имел верные взгляды на его явления и проблемы. Он держался в стороне от всеобщего восхваления культа личности. Герои его стихов — выходцы из народа, представители интеллигенции. Стихи о матери, учительнице, солдате, кузнеце, хлеборобе, конюхе, аульных мальчиках и джигитах, о любви и дружбе полны лиризма, душевности, гражданственности.
 
В то же время поэт не мог мириться с тем, что есть в жизни ложь, бескультурье, бюрократизм. В стихотворениях «Чванство», «Без других и ты никто...», «Так, говорят, креста боятся черти» и других поэт смело выступает против них.
 
Морально-этическая проблематика, высота духовного интеллектуального мира молодежи, предохранение ее от пагубного влияния всевозможных негативных явлений — в центре внимания многих стихов, баллад и повестей К.Жармагамбетова.
 
В свое время были высоко оценены общественностью баллады поэта — он был одним из основоположников этого нового для казахской поэзии жанра. «Мать и сын», «Гитара», «Маленький мститель», «Баллада об учительнице», «Баллады об Абае», «Неуклюжий Омар», «Легенда о чести» и другие — образцы сюжетных поэтических произведений.
 
В повести «Певец-гражданин», посвященной жизни и деятельности певца Амре Кашаубаева, в 20-е годы участвовавшего на концертах в Париже и Франкфурте-на-Майне, К.Жармагамбетов ставил проблему ответственности человека за сохранение лучшего в историческом народном опыте. казахской литературе военного и послевоенного периодов.
 
К.Жармагамбетов в своих выступлениях в Союзе писателей Казахстана, в лекциях перед молодежью, в научных исследованиях и статьях не раз говорил и писал об ослаблении правдивости и народности в художественном изображении жизни, критиковал за односторонность, лакировку, поверхностность, не боялся сказать о трудностях и недостатках. За смелые мысли и страстные выступления его не раз одергивали, отстраняли от работы. Ведь он был не только поэтом, прозаиком, переводчиком, но и активным комсомольским и партийным работником, одним из секретарей Союза писателей Казахстана, редактором журналов «Жул-дыз», «Шмель», преподавателем.
 
Высок идейный художественный смысл его произведений, потому он всегда современен.