ТВОРЧЕСТВО ЖУМАГАЛИ САИНА
Жумагали Саин (1912-1961) — поэт, творческая биография которого своеобразно отражает движение казахской поэзии в 30-60-е годы. Книга А. Шарипова представляет собой первое систематизированное исследование жизни и творчества этого талантливого и самобытного поэта.
Начало творческого пути Саина относится к тому вре-мени, когда в казахской литературе утверждались эстетические принципы социалистического реализма. Своеобразие эпохи, большие социальные перемены, радости и трудности новой жизни отразились в юношески взволнованных, романтических стихах и поэмах Ж.Саина. Вышедшие в предвоенные годы сборники стихов «Песня счастья» и «Золотой рассвет» свидетельствовали о незаурядном даровании поэта. Анализируя эти сборники, А.Шарипов выделяет особенности лирики молодого поэта, отмечает ее публицистическую направленность, многообразие красок, подчеркивает большую внутреннюю культуру поэта.
А.Шарипов не схематизирует свой анализ, не выпрямляет сложную линию эволюции творчества Саина. Поэтический путь Саина был далеко неровным, «его путь в тридцатых годах — путь и зримых успехов, и художественных недостатков… первый этап творчества поэта — период освоения, время поисков… он искал и находил, искал и оступался».
Слияние лирического и гражданского начал в поэзии Саина особенно ярко выразилось в произведениях, созданных в годы Великой Отечественной войны. Стихи, написанные на фронте, среди партизан (Украина чтит Саина как своего героя, Назым Хикмет, узнав подробности героической биографии Саина, писал: «Этот казахский поэт сразу стал в моих глазах символом огромной дружбы всех народов Советского Союза»), вошли в золотой фонд казахской поэзии. Поэт-солдат пишет о тех, кто мужественно защищал родную землю. «Рассказ бойца», «Партизанская ночь» и «Помню тебя, река Айдар», «Ненаписанное завещание», «Посмотрел он на Днепр», «Кинжал» — подлинные образцы патриотической лирики. Автор книги раскрывает психологическую тонкость поэзии Саина военных лет, устанавливает степень автобиографичности таких стихов, как «Песни раненого партизана», «Фронтовая встреча», «Ты из жизни ушел» и др.
Стихи Саина послевоенных лет отмечены большой идейнохудожественной глубиной. Девизом его поэзии этой поры могут быть строки из стихотворения «Стихи мои», которыми автор книги заканчивает разбор лирики Саина:
Корысти ради
И карьеры ради
Не исписал я ни одной тетради
И если мой народ
Мой стих полюбит,
То мне ли думать о другой награде?
(Перевод Б. Слуцкого)
Тщательно исследовав жизненный и творческий путь поэта, А.Шарипов, на наш взгляд, недостаточно внимания уделил некоторым теоретическим вопросам, возникающим при анализе поэзии Саина. Поставлены, но не решены критиком проблемы соотношения лирического и эпического начал в поэмах Саина, соотношения романтического и реалистического методов в его творчестве. Почти не затрагиваются вопросы поэтики Саина, если не считать бездоказательного упоминания о «влиянии устной поэзии» на поэта, об «использовании приемов народного творчества».
В книге А.Шарипова впервые рассматриваются и прозаические произведения Саина, хотя переход поэта к прозе автор несколько прямолинейно объясняет обращением к переводам (Саин блестяще перевел на казахский язык «Героя нашего времени» Лермонтова). Очерки Саина, его повесть «В пути» были произведениями казахской лирической прозы, это следовало бы особенно подчеркнуть.
В целом книга А. Шарипова дает четкое представление о жизни и литературной деятельности одного из талантливых казахских советских писателей.