Главная   »   Собрание сочинений в трех томах. Том 2. Т. Р. Рыскулов   »   ТРАНСПОРТ И ЗНАЧЕНИЕ ТУРКЕСТАНО-СИБИРСКОЙ ЖЕЛ[ЕЗНОЙ] ДОРОГИ
 
 



 ТРАНСПОРТ И ЗНАЧЕНИЕ ТУРКЕСТАНО-СИБИРСКОЙ ЖЕЛ[ЕЗНОЙ] ДОРОГИ

С делом транспорта в Казахстане обстоит неважно, ввиду общей растянутости территории. На один километр железной дороги приходится около 15 тыс. жителей. Железные дороги проходят по северной границе, по линии Оренбург-Ташкент и Арысь-Пишпек. На всем остальном пространстве сообщение пока существует гужевое и караванное. Будущее экономическое развитие Казахстана, усиление его внутреннего товарооборота, а также сближение его отдельных частей — во многом зависят от улучшения транспорта, и в первую очередь постройки ряда железнодорожных путей.
Огромное значение имеет предстоящая постройка Туркестан о-С ибирской (Семиреченской) же л. дор., как в развитии хозяйства все-го Союза, так и Средней Азии, Казахстана и Сибири. Согласно постановлению СТО, Се-миреченская железная дорога должна быть закончена в 5 лет, начиная с 1926/27 г., и будет строиться с двух концов (г. Семипалатинск и г. Фрунзе). Длина дороги — 1 400 километров, а стоимость без подвижного состава 162 млн. руб. Экономическое значение дороги огромно. Соединяя Сибирь с Средней Азией, она обеспечит последнюю дешевым хлебом (излишки хлеба по Алтаю — 23,5 млн. пудов, Джетысу, Киргизии и Семипалатинской губ. — 18 млн. пудов и часть из Акмолинской губ., где хлебный излишек исчисляется в 20 млн. пудов).
 
Хлебный дефицит в Средней Азии в 1925/26 г. составил 20,3 млн. пудов. На 1926/27 г. предположительно он достигает 22 млн. пудов, а по последним данным, эта потребность увеличивается еще больше.
 
В данное время хлеб завозится из Поволжья и окружным путем из Сибири и Сев[ерного] Кавказа. Хлеб этот в значительной его части с успехом можно было бы направить на экспорт, особенно ценный в этом отношении хлеб Северного Кавказа.
 
Разрешение проблемы снабжения Средней Азии дешевым хлебом и рисом (могущим производиться в долинах рек Чу и Или), явится мощным фактором расширения хлопководства, которое без этих условий не может быть доведено до необходимых размеров. До 226 млн. руб. в среднем пришлось бы платить каждый год за импортный (ввозной) хлопок. Суммы эти должны были бы выплачиваться золотом или валютными статьями экспорта. Между тем, запасы воды, земли и людской силы в Средней Азии и Закавказье позволяют уже в ближайшие годы значительно расширить здесь хлопководство (по хоз [яйственному ] плану Средней Азии). Предполагается к концу пятилетия довести коммерческий выход волокна до 20 млн. пудов, что возможно лишь при условии обеспечения Средней Азии дешевым хлебом.
 
Лесоматериалы в настоящий момент завозятся в Среднюю Азию с Урала, Московско-Казанской и Омской жел. дор. Вся эта потребность может быть легко удовлетворена Семиреченской жел. дор. завозом леса из Сибири и севера Казахстана. По этой же железной дороге также будет вывозиться большое количество скота для потребностей Средней Азии и всего Союза. Принимая во внимание, что Семиреченская жел. дор. охватит район по преимуществу животноводческий, с низкими ценами на скот, надо полагать, что значительная доля этих грузов будет заготовляться на месте или пойдут из Сибири, Зап[адного] Китая и Западной Монголии. На 5 лет стоимость одних рабочих лошадей, нужных для хлопковых районов, равняется 50 млн. руб. по теперешней расценке. Этот расход после проведения железной дороги значительно сократится.
 
На поливных землях Средней Азии среди сельскохозяйственных культур хлопок занимает 25,8%, а зерновые и бобовые — 57,3%. Семиреченская жел. дор., ввозя дешевый хлеб, рис и фураж, решительно повлияет на соотношение площадей этих культур в смысле расширения хлопководства.
 
С постройкой Тельбесского металлургического завода в Кузнецком районе с продукцией до 20 000 000 пудов чугуна и потребность Средней Азии в чугуне и железе может быть в значительной мере удовлетворена Семире-ченской железной дорогой.
 
Обслуживая на своем протяжении район площадью около 700 000 кв. километров, проектируемая дорога даст возможность развить сельское хозяйство и скотоводство этого района и, что особенно важно, расширить посевную площадь пшеницы и риса.
 
В районе Зайсанского и Сергиопольского уездов линия эта подходит к многочисленным месторождениям цветных металлов, что дает возможность развить производство металлов, чрезвычайно необходимых для нашей промышленности.
 
В отношении топлива проектируемую линию можно считать вполне обеспеченной угольными залежами в пределах ее прохождения (на р. Или, в районе Сергиополя и др.).
 
Новая железная дорога, создавая экономическую связь между Сибирью, Казахстаном и Средней Азией, несомненно будет играть большую роль и в развитии товарооборота Союза с Западным Китаем и Западной Монголией. Товарооборот России с Западным Китаем в 1923 г. равнялся 20 312 000 руб. в 1924/25 г.— 7 145 000 руб., а в первом полугодии 1925/26 г.— 6 083 000 руб. Тут очевиден быстрый рост товарооборота. С Западной Монголией (с одним Тарбагатайским округом) общий годовой оборот 1913 г. равнялся 8 662 000 руб. В данное время развитие товарооборота также прогрессирует. Развитие товарооборота с этими странами, само собой разумеется, будет иметь огромное политическое значение.
 
Вот основное значение Семиреченской железной дороги.
 
Эта дорога внесет полное изменение в перспективы развития особенно Средней Азии и Казахстана. Постройка ее должна сосредоточить внимание к себе всей советской общественности.
 
Намечены, проводятся и предполагаются к проведению следующие линии: Щучье — Кокчетав — Петропавловск — Акмолинск — Спасские рудники и Славгород — Семипалатинск. О Семиреченской магистрали должны отойти ветки: Фрунзе — Токмак и Алма-Ата — Кульджа, каковые ветки нужны для связи с Западным Китаем. Потом идут Макат — Актюбинск и Уральск — Елец.
 
Также намечается улучшение и проложение новых водных путей по бассейнам рек Урала и Или, а также установление автомобильно-гужевого сообщения между важнейшими городами и экономическими центрами. Шоссейных дорог очень мало, а все остальные гужевые пути находятся еще в неисправности. Налаживание и развитие всех этих путей сообщения должны сыграть большую роль в общем развитии страны.
 
Что же касается связи, то в Кавказском' округе имелось (в прежних границах) разных учреждений до 351. Во всех почти городах (которых насчитывается несколько десятков) имеются телефонные сети. В разных важных пунктах организованы радиоприемные станции. При предприятиях связи открыто до 50 трудовых сберегательных касс. К 1925 г. и 1926 г. дело связи улучшилось намного и имеет перспективу дальнейшего развития.
 
1* Так в тексте