Главная   »   Собрание сочинений в трех томах. Том 2. Т. Р. Рыскулов   »   ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР15. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ПУТИ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ
 
 



 ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР15

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ПУТИ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ

Мы уже определили, что основным моментом, решающим все остальные политические и экономические вопросы в Джетысуйской области, является земельный вопрос.
 
Даже более или менее серьезная работа по восполнению животноводства в Джетысуйской области всецело зависит от правильного разрешения земельных взаимоотношений между разными хозяйственными группами населения.
 
Взяв цифровые данные о количестве отдельных национальностей, количестве обрабатываемой и орошаемой площади земель, распределении этих земель между отдельными группами населения, мы установили, что фак-
 

 

1* В тексте ошибочно 5.
 
тически земли, годной для обработки, в Джетысуйской области очень мало и что громадная часть этой земли находится в распоряжении зажиточной части русского крестьянства и казачества.
 
Вообще, в отношении бывших переселенческих районов Туркреспублики нужно раз навсегда устанойить, что разрешение всех жизненных вопросов, касающихся населения этих районов без различия национальностей, серьезнейшее восстановление сельского хозяйства и животноводства зависят от разрешения того же земельного вопроса.
 
Иная постановка вопроса была бы несерьезной и негосударственной постановкой. Поэтому-то в свое время вопрос о земреформе поставлен был туркестанской и федеральной властью во весь рост и проделана известная работа в этом направлении.
 
Земреформа 1921—1922 года проводилась целиком почти в плоскости разрешения земельных противоречий между пришлым крестьянством и коренным населением Джетысуйской области, тогда как предстоящая землеустроительная кампания ставится совершенно в иной плоскости и с иными целями.
 
Землеустройство всецело основано на “Земельном Кодексе РСФСР” применительно к условиям Туркестана и будет производиться по всей территории последнего в разной степени в разных районах, смотря по тому, какие порядки землепользования существуют в каждом из этих районов.
 
На основании “Земельного Кодекса” все граждане РСФСР, без различия национальностей, имеют право на землю для трудового пользования. Вся безземельная или малоземельная крестьянская (дехканская) беднота и батрачество, согласно этого “Земельного Кодекса”, должны быть наделены землей в первую очередь.
 
Форма землепользования устанавливается по выбору самого общества или группы лиц, однако со стремлением все же избежать или уменьшить чересполосицу.
 
Землеустроительная работа производится, помимо остальных, перечисленных в “Земельном Кодексе” случаев, согласно последнего еще и при: “1) разделе земель, состоящих в пользовании земельных обществ; выделе земель отдельным хозяйствам (дворам) и их группам; разверстают всех или некоторых угодий земельного общества на хуторские или отрубные участки; разделе земли обособленных трудовых земледельческих хозяйств (дворов); 2) при устранении или уменьшении чересполосицы отдельных землепользователей вклинивании и вкраплении их, дальноземелья, неправильности очертаний границ и при других недостатках землепользования; 3) при проложении, перемещении землепользований в связи с производством коренных улучшений земельных угодий (мелиораций); 4) распланировании сельских мест населения; 5) при установлении и изменении границ волостей”.
 
“Землеустроительные действия производятся по почину землеустроительных учреждений в случаях: а) образования и изменения земельных фондов специального назначения и б) признания землеустроительными учреждениями необходимости немедленно устранить в том или ином районе недостатки землепользования, особо вредные по их влиянию на хозяйство или обостряющие поземельные отношения, во всех прочих случаях названные действия производятся лишь по ходатайству о том, заинтересованных сторон”. ("Земельный Кодекс РСФСР”. Часть III, п. 168).
 
Количество земель, отводимых участникам землеустройства, определяется (помимо остальных, указанных в “Кодексе” случаев) еще: “1) при устройстве земель существующих земельных обществ и обособленных хозяйств (дворов) по количеству земель, закономерно им предоставленных в трудовое пользование и 2) при разверстаниях, разделах и выделах земель в земельных обществах, по числу разверсточных единиц, приходящихся на долю участников землеустройства. (См. ”3ем. Кодекс" п. 170). Землеустроительные действия производятся при участии заинтересованных сторон или их представителей. За исполнение землеустроительных работ взыскивается землеустроительными учреждениями особая плата со сторон, в интересах которых эта работа производится".
 
“Производство землеустроительных действий, исполняемых по почину заинтересованных сторон, возбуждается по их письменным о том ходатайствам перед землеустроительными учреждениями; землеустроительные действия, производящиеся по почину самих землеустроительных учреждений, открываются по их особым о том постановлениям”. (См. “Зем. Кодекс”)1*
 
Вот перечень тех некоторых важнейших пунктов “Земельного Кодекса РСФСР”, касающихся землеустройства и определяющих в общем характер и порядок землеустроительных работ.
 
По постановлению ВЦИК16 окраинным республикам предоставлено право давать свои добавления йрименитель-но к местным условиям, которые представляются потом на утверждение ВЦИК. Во внесенных ТурЦИКом добавлениях особенно важным местом является землеустройство кочевого и полукочевого населения Туркреспублики.
 
Теперь — какой же характер должна носить землеустроительная работа в Джетысуйской области и, вообще, в кочевых и полукочевых районах и какие цели она должна преследовать?
 
Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо учесть саму обстановку землеустраиваемых районов.
 
Из характеристики Джетысуйской области, которую мы проводили в начале данной статьи, относительно русского населения в этой области видно было, что земре-форме подверглись главным образом новосельческие поселки, а старожильческие поселки никакому изменению за время революции не подверглись и пользуются землей в размере всего того количества, которое предоставлено было им еще при царском строе. Положение старожильческих крестьянских и казачьих поселков таково, что там сохранились до сих пор земельные отношения, установленные еще при царизме.
 
В среде самих сельских обществ неразрешенных земельных споров имеется сколько угодно, и имеются также безземельные или малоземельные крестьяне, которым до сих пор не предоставлена земля. На этом основании кулаческие слои этих поселков экономически определенно господствуют над середняцким и беднейшим слоем крестьянства.
 
Каждый крестьянский и казачий поселок в Джетысуйской области (в особенности старожильческий) помимо того, что он находится в центре лучшей орошаемой земли, на верховье или по линии рек, еще всегда граничит непосредственно с окружающим кочевым населением, и между русским крестьянством и киргизами вечно происходит спор за границу, водопользование и пользование лугами.
 
Многим поселкам (в особенности казачьим) при прежнем строе, помимо нарезанных поселку подворных и посевных площадей земель, отводились еще в разных местах участки, совершенно вклинившиеся подчас в какое-либо аульное хозяйство кочевого населения.
 
Например, за селением Талгар в Алма-Атинском уезде числится, помимо своих земель, еще участок в стороне от этого поселка, который никогда почти не обрабатывается этим поселком, а сдается в аренду киргизам с правом во всякое время нарушения условий этой аренды. Коренные пользователи этих участков вынуждены ютиться где-то в горных ущельях. Конечно, такая форма землепользования в высшей степени не рациональна. Таких спорных запутанных отношений имеется очень много. Задача предстоящей землеустроительной кампании: в первую очередь
 
— точно определить границы земле-водо-лугопользова-ния между поселками и окружающим туземным населением в этих спорных районах. Разрешение окончательно имеющихся земельных споров внутри каждого поселкового общества с соблюдением интересов безземельной и малоземельной части этого общества с наделением землей в рамках трудовой нормы землепользования.
 
Второй важный момент землеустроительной кампании
 
— это землеустроительная работа в самих киргизских районах. Преобладающая форма землепользования среди киргизов — общинно-родовая. Хозяйство киргизского населения делится на:
 
а) чисто земледельческое, б) земледельческо-скотоводческое и в) скотоводческое.
 
В соответствии с этим общим делением форм хозяйств и распределяется земля: а) на орошаемые пахотные земли, б) пахотно-пастбищные и в) луговые степные и пригод-но-джайладные районы.
 
Форма землепользования и земельные отношения между отдельными группами киргизского населения сохранились почти те же, что были при царском строе.
 
Байско-манапские элементы, с постепенным внедрением торгово-ростовщического капитала в среду киргизского населения в последние годы (до революции), определенно стали скупать и концентрировать землю в своих руках, нарушая в данном случае всякие родовые принципы.
 
Правда, эта концентрация земельной собственности не успела до революции принять большого размера, но неравномерное распределение земли определенно установилось между отдельными слоями населения.
 
В данный момент мы имеем огромное количество батрачества и киргизской бедноты, не имеющих совершенно земли и в то же время стремящихся к оседлой земледельческой культуре.
 
Эта беднота не в состоянии заниматься скотоводством, ибо у нее нет совершенно скота. Единственное средство к существованию — земля, которую мы обязаны ей предоставить на основании революционных законов советской власти.
 
Основной и первоочередной задачей землеустройства в киргизских районах должно быть насаждение очагов оседлости в виде поселков по русскому типу, хуторов и т[ому] п[одобных] там, где имеется культурная годная для обработки земля и соответствующие водные источники. Первыми претендентами на подобные земли в целях перехода к оседлости должны быть батрацкие и беднейшие слои киргизского населения,, из них в первую очередь группы, объединенные в союзы “Кошчи”.
 
Таким образом, работу землеустроительную нужно разбить на три категории по очередности: в первую очередь должна быть проведена землеустроительная работа в чисто земледельческих районах и пунктах киргизского населения; во вторую очередь — [в ] земледельческо-скотоводческих и в третью очередь — в скотоводческих районах с установлением применительно к каждому из этих районов соответствующей формы землепользования.
 
Иная постановка вопроса не разрешит ни земельного, ни животноводческого вопроса. Обстановка ясно подсказывает, что мы за текущий год никоим образом охватить землеустроительной работой всю территорию, населенную киргизами, не можем. Поэтому ясно, что землеустроительную работу придется начать в том порядке, в каком я указал выше. В самой последней очереди землеустройства должна стоять фиксация территории скотоводческих районов с определением пастбищно-джайладных призимовоч-ных и т. п. участков, разрешая одновременно и спорные моменты.
 
Вообще, в основу всей землеустроительной работы в киргизских районах должны быть положены следующие основные цели: во-первых, укрепление позиций бедноты с одновременным ослаблением экономической мощи байства, во-вторых, всяческое разрушение родовых отношений и остатков родового быта, в-третьих, соответственно с этим, определение и разграничение территории волостей и аулов, в-четвертых, приспособление земельных участков к максимальному увеличению сельскохозяйственной производительности и в то же время укрепление животноводства.
 
Вот та основная линия и те цели, которые должны преследоваться землеустроительной работой в киргизских районах.
 
Для успешности начала землеустроительной кампании необходимо до весны окончательно разграничить и утвердить план работы, определить предельные нормы трудового землепользования в каждом, подвергающемся землеустройству районе, заранее обеспечить землеустроительные партии соответствующими материалами и средствами, отпускаемые государством с прибавлением сюда средств самого населения. К изысканию этих средств должны быть приняты соответствующие меры теперь же.
 
Необходимо начать широкую агитационную кампанию среди населения в смысле разъяснения сущности землеустроительных работ, привлекая население к содействию этим работам.
 
Задача центральных партийных и советских органов укрепить аппараты землеустроительных учреждений энергичными работниками, не ослабляя одновременно своего руководства этой работой.
 
В особенности к этой работе внимательнее должны отнестись местные органы власти.